УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 135 відвідувачів

Теги
краєзнавство Ющенко секти постать у Церкві Церква і медицина Предстоятелі Помісних Церков автокефалія Церква і влада молодь 1020-річчя Хрещення Русі церква і суспільство УГКЦ Києво-Печерська Лавра конфлікти забобони діаспора українська християнська культура Мазепа шляхи єднання Археологія та реставрація милосердя Доброчинність Митрополит Володимир (Сабодан) Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II комуністи та Церква монастирі та храми України Голодомор іконопис Вселенський Патріархат розкол в Україні Священний Синод УПЦ церковна журналістика УПЦ КП церква та політика педагогіка вибори Церква і політика Католицька Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Иоанн Пинзель увековечил себя на плече «Мужества»?



«Зеркало недели» (Украина), Жанна Попович, 8 — 14 сентября 2007

Его называли «галицким Микеланджело». Скульптор Иоанн Георг Пинзель жил и творил в ХVIII в. в провинциальном городке Бучач (Тернопольская обл.). Предполагают, что родился он в 1707 году, именно поэтому три западные области - Ивано-Франковская, Львовская и Тернопольская - объявили 2007-й Годом Иоанна Пинзеля. И вот во время фотосъемки работ мастера для юбилейного каталога научный сотрудник Тернопольского краеведческого музея Вера Стецко обнаружила работу, которую считает автопортретом Пинзеля. Искаженное болью лицо она увидела на правом плече скульптуры «Аллегория Мужества», в свое время установленной в боковом алтаре церкви Покровы в Бучаче.

- Я подняла голову - на меня смотрел Пинзель. Увидела обезображенное болью лицо, больше напоминавшее маску, - рассказывает Вера Стецко. - В
ХV в. Микеланджело Буонарроти в сцене Страшного суда на фресках Сикстинской капеллы изобразил себя в образе грешника, чью кожу держит Св. Варфоломей. Вот и Пинзель изобразил не застывшее лицо, а искаженный болью лик.

Вера Ильинична почти двадцать лет изучает творчество скульптора, еще в советские времена они вместе с львовским историком, инициатором создания музея И.Пинзеля Борисом Возницким, спасли не одно произведение мастера. Порой шедевры находили под слоем извести или в полуразрушенных церквях. Ныне известно 62 произведения, из них 40 находятся во Львовской галерее искусств, 15 - в Тернопольском краеведческом и шесть - в Ивано-Франковском художественном музеях.

А вот о жизни и творчестве Иоанна Георга известно немного. Так и не установлено, откуда он родом, почему оказался на Подолье, на окраине Речи Посполитой. Остается загадкой, где и когда он умер. Исследователи даже не берутся утверждать, настоящая ли фамилия Пинзель. В разных архивных документах она звучит по-разному: Пилзень - Пинзель - Пилце. Однако скульптуры ставят его в один ряд с величайшими европейскими мастерами эпохи барокко, а творческую манеру сравнивают с работами выдающегося чешского мастера Матея Брауна, итальянского скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Каменные фигуры Львовской ратуши своим динамизмом, темпераментом, мощным напором напоминают барельеф «Битва кентавров» великого Микеланджело.

- Впервые о Пинзеле упоминается в найденной в 1906 году книге расходов за 1750-1778 гг., где сказано, что автору скульптуры Св. Георгия Змееборца, установленной на аттике собора Св. Юра во Львове, и фигур Леона и Танасия выплачено почти 37 тысяч золотых, причем окончательный расчет проводился с вдовою Пилзновой, очевидно, самого автора уже не было в живых. Следует отметить, это были первые работы Пинзеля, выполненные в камне, - отмечает Вера Стецко.

В 1995 году упоминание о Пинзеле обнаружили польские исследователи Петр Красник и Ян Островский в архивах Варшавы, там найдены церковные книги Бучацкого прихода с записью: «13 мая 1751 г. в Бучаче заключен брак между благородным Иоанном Георгом Пинзе, младшим скульптором, и Марианной Елизабетой Кейтовою, вдовой, девичья фамилия по первому браку Маевская».

Через год, в 1752-м, супруги окрестили своего первенца Бернарда, названного в честь товарища Пинзеля - архитектора Бернарда Меретина, вместе с которым они возвели ратушу в Бучаче, церковь в г. Монастыриска (ныне райцентр Тернопольской обл.), храм в с. Годовица и собор Св. Юра во Львовской области. Вероятно, художник и архитектор были знакомы раньше, и именно Меретин мог рекомендовать скульптора потомку герба «Пилава» графу Николаю Потоцкому. При дворе графа были организованы фабрики, где жили и работали известные европейские скульпторы и художники. Здесь мастера учили подмастерьев и творили сами. Потоцкий не жалел денег на церкви, в архивах упоминается, что на строительство и украшение Почаевской лавры он отдал два миллиона золотых.

Семь лет спустя, практически день в день, отмечает немецкий исследователь профессор Питер Фольк, 3 июня 1759 г., супруги Пинзель крестили второго сына, Антония. А уже через два года, 24 октября 1762 г., вдова Елизабета Пилзнова в третий раз выходит замуж за Иоанна Береншдорфа и переезжает с ним Баварию, забрав с собой весь семейный архив.

- По существовавшим тогда обычаям, женщина должна была год носить траур. Иначе церковь не разрешила бы новый брак, - пояснила Вера Ильинична. - Именно поэтому мы приблизительно установили год смерти мастера - не позднее конца 1761 г. Однако могилу мастера в Бучаче не нашли.

Творчество И.Пинзеля свидетельствует о том, что он получил хорошее образование. Наверняка он учился в Италии и видел работы Микеланджело. Знал древнегреческую мифологию, историю, в том числе России и Украины (скульптура «Разрывающий цепи невольник» явно намекает на разгром Запорожской Сечи, ведь Потоцкий, хотя и принял униатство, говорил на украинском языке, ходил в шароварах, носил оселедец, курил трубку, а на заседание польского сейма мог приехать в расшитом жемчугом жупане).

Согласно церковным канонам, мастерам не разрешалось подписывать произведения. Художник мог лишь косвенно оставить «автограф». Символично, что Пинзель избрал именно «Аллегорию Мужества»: портрет может свидетельствовать о превратностях его судьбы.

Несколько лет тому в с. Рукомыш под Бучачем на арке местной церквушки нашли одну из лучших работ мастера - фигуру Св. Онуфрия. Сейчас она реставрируется. Восстанавливаются Бучацкая ратуша и восемь каменных скульптур с фронтона здания. Вот уже десять лет исследователи предлагают снять их и установить в местном музее, а на крыше поставить копии. За это время фигуры «Нептуна», «Геракла, убивающего гидру» и «Казака с трубкой» потеряли отдельные фрагменты, у некоторых отвалились головы, так что восстанавливать их придется по фотографиям 20-х годов ХХ ст., до сих пор неизвестна судьба придорожных статуй Св. Яна Непомуки и Богородиц ы, царских врат Покровской церкви (г. Бучач), других произведений, фото которых обнаружены в архивах.

В рамках Года Пинзеля во Львове открылась выставка произведений скульптора, хранящихся в музеях Галичины. Экспозицию увидят в Киеве, Тернополе, Ивано-Франковске. В Тернополе издан альбом работ скульптора.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.