УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 55 відвідувачів

Теги
Києво-Печерська Лавра забобони педагогіка автокефалія конфлікти церква і суспільство краєзнавство Мазепа молодь милосердя українська християнська культура діаспора Вселенський Патріархат УПЦ КП Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація Церква і медицина постать у Церкві Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну Священний Синод УПЦ розкол в Україні церква та політика Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України Доброчинність іконопис Церква і влада Ющенко Церква і політика Голодомор церковна журналістика вибори УГКЦ секти шляхи єднання комуністи та Церква Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«День» (Украина): Новые страсти по «Лауре»



«День» (Украина), Михаил Василевский, 31 августа 2007

Епископ Леон Дубравский прибыл в Черный Остров по светлому случаю реконсекрации - возвращения благодати Божьей в костел Вознесшейся Девы Марии. Смирено выслушав послание, кто-то из празднично одетых мирян обратился к священнику: «Возвратите нам «Лауру»! И местные католики, к которым присоединились приглашенные на службу православные, с энтузиазмом поддержали патриота Черного Острова: «Возвратите!..».

СКЛЕП - В ЧЕРНОМ ОСТРОВЕ, ПАМЯТНИК - В КАМЕНЦЕЦ-ПОДОЛЬСКОМ

Вместо этого услышали от епископа, что он искренне разделяет заботы паствы, однако ничем не может помочь. Хотя «Лаура», создание знаменитого скульптора Виктора Бродского, - в Кафедральном костеле Каменец-Подольского, где правит службу Леон Дубравский. И является общедоступной для обзора горожанами и гостями древнего города.

Скульптура - на балансе Каменец-Подольского исторического музея-заповедника. Как сообщила «Дню» директор этого заведения Людмила Станиславская, «государственная собственность, «Лаура», находится в Кафедральном костеле в соответствии с соглашением о сотрудничестве, заключенным 30 октября 1997 года между музеем-заповедником и общиной римско-католической церкви святых Петра и Павла».

Страсти по «Лауре» в Черном Острове, расположенном при слиянии двух рек, Южного Буга и Мшанца, в 17 километрах от Хмельницкого, впервые закипели два года назад («День», 28 декабря 2005-го). После того понемногу улеглись. Потом поднялись новой волной. Местные наблюдатели считают, что о скульптуре вспомнили по двум причинам. Первая - здание, которое в период воинствующего атеизма служило клубом, возвратили религиозной общине. Брат Джорджио радуется, что, наконец, завершились ремонтные работы и состоялась реконсекрация храма. Там-таки, в костеле, - семейный склеп господ Пшездецких, где была установлена «Лаура». Вторая причина - местный энтузиаст Александр Казимиров полгода назад начал создавать литературно-краеведческий музей в имении Пшездецких. Панская усадьба сегодня - руины, которые мало напоминают о не такой уже и древней красоте и величии.

Именно по инициативе Казимирова районная власть «нашла» деньги для ремонта сооружения. Однако усилия современных зодчих, к сожалению, не направлены на историческое воссоздание архитектурного памятника. Поэтому придется дать волю воображению, которое «нарисует» то, что было, но прошло. «В XVIII веке на территории имения Пшездецкие построили роскошный дворец. Строительные материалы возили из Италии. Два крыла дворца соединялись переходом. В одном крыле семья отдыхала, в другом - принимала гостей. Там, где принимала гостей, был колонный зал, стояло фортепьяно», - записал в еще незаконченной истории Черного Острова Александр Казимиров.

Он радуется, что «до сего времени сохранились четыре печки и дубовые лестницы». И продолжает: «Интерьер украшали работы выдающихся художников. Панская библиотека состояла из 10 тысяч книг. Кстати, Леонид Глибов, который в те годы работал в Черноостровском училище, брал книги из этой библиотеки...». Как-то между Карлом Пшездецким и известным баснописцем состоялся разговор, после которого Глибов «уже не пользовался «услугами» этой библиотеки». А вскоре баснописец навсегда оставил Черный Остров. Из внутреннего двора был выход к пруду, посреди которого - островок. Этот островок был любимым местом отдыха для Марии и ее младшей сестры Лауры, которой по воле злой судьбы суждено было стать неживой натурой для скульптора Виктора Бродского.

РОКОВАЯ ПРОГУЛКА

Дочь известных магнатов Пшездецких по имени Лаура, по одному из пересказов, возвращаясь с прогулки, упала с коня. Диагноз: перелом позвоночника. Отец, который не мог наблюдать, как угасает молодая жизнь, везет дочку на лечение в Италию. Однако в далеком пути произошло худшее...

Есть и другие версии относительно того, как в далеком 1874 году безвременно ушла из жизни панна. Убитые горем родители, чтобы увековечить память о Лауре, заказали надгробие профессору Виктору Бродскому. Талантливый скульптор родился на Волыни. После окончания Петербургской академии искусств получил награду - шестилетнюю стипендию для усовершенствования мастерства в Италии. В 1870 году основал свою мастерскую в Риме, где и создал из белого каррарского мрамора надмогильный памятник Лауре...

У одной из стен старинного храма в Каменец-Подольском на бело-мраморном античном ложе, как живая, - прекрасная девушка под тонким, прозрачным покрывалом. На подушке - расплетенная коса. Рядом с угасшим факелом, как символом короткой, как вспышка, жизни, - то ли ангел, то ли купидон (исследователи не нашли общего языка в отношении этого «штриха» скульптурной композиции). Раскрытая на 21-й странице книга... Кто был в Кафедральном костеле, кто видел этот шедевр мирового искусства, тот получил незабываемое впечатление. Вдохновенный художник как будто «лишил» холодный мрамор его каменной сущности. Виктор Бродский продолжил давнюю традицию. Вспомните египетские саркофаги, надмогильные памятники римским патрициям. Кстати, на кладбище Санта Верано в Риме - почти точная копия «Лауры», сделанная им же, Бродским, позднее. Он выполнил заказ тогдашнего министра внешних сношений Италии барона Джузеппе Дожордано Санно. Барон якобы настоял на том, чтобы памятник его умершей во время родов жене был подобен «Лауре». Известно, что над заказом Пшездецких скульптор работал два года в Риме. Поэтому информация о том, над чем именно он работает, стала, как теперь говорят, достоянием гласности. Однако спрашивается: как произошло, что установленный в семейном склепе Пшездецких памятник оказался в Каменец-Подольском, в сотне километров от Черного Острова? Был такой исторический период, когда, как пелось в песне «... старый мир разрушим до основанья». Когда храм отдали культармейцам, то и вынесли из склепа шедевр монументального творчества. Где-то он там зарастал сорняками на задворках Черного Острова. По этому случаю в поселке рассказывают всяческие небылицы. Как будто бы кто-то из пролетарских зодчих «обнаружил», что «Лаура» чем-то похожа на вождя мирового пролетариата, а поэтому со всей классовой решительностью взялся за «перевоплощение» образа. Однако каррарский мрамор оказался хрупким под «серпом и молотом». Поэтому, мол, памятник привезли в Каменец-Подольский поврежденным: без креста, который был в руках Лауры, с разбитым факелом... Вот так еще случается на этом грешном свете: то никому не нужно, а то - всем. История сохранила записи тогдашнего научного сотрудника Каменец-Подольского исторического музея Михаила Матвеева, который добился от партийно-советских органов разрешения и денег для перевозки памятника из Черного Острова, который расположен в 17 километрах от Хмельницкого. Для этого ему пришлось убеждать, что род Пшездецких дал ученых, деятелей науки и культуры, что Константин Пшездецкий в свое время считался выдающимся агрономом-селекционером края. Поэтому вместе с «Лаурой» в Каменец-Подольский «переехали» памятники и самому Константину Пшездецкому, и девочке, якобы сестре Лауры.

ИСТОРИЯ ПОВТОРИЛАСЬ. В КАЧЕСТВЕ ФАРСА...

Этот «переезд» не был лишен внимания ученого мира. Здесь-таки свои претензии на шедевры искусства заявили Московский музей имени Пушкина и Ленинградский музей русского искусства. В архивах сохранились датированные 1940- м годом письма из этих заведений на тему: искусство принадлежит всему народу... Из Каменец-Подольского отвечали: караррский мрамор хрупкий, в дороге всякое может случиться. Однако неизвестно, чем все это закончилось бы. Вскоре же началась война. Не до искусства...

Однако Черный Остров не забыл и о своих исторических унижениях и обидах на Пшездецких. «Своеволие Пшездецких в отношении закрепощения черноостровских крестьян дошло до таких пределов, что делом о принуждении крестьян работать даже в праздничные дни вынужден был в 1838 году заняться проскуровский уездный суд. Не приняв никаких решений, суд под давлением неоспоримых фактов все же констатировал превышение прав помещиком», - отмечает летописец. Как говорят в народе, всякого понемногу бывало в «той» жизни. А что же в «этой» жизни? «Страшное имущественное расслоение произошло в Черном Острове. Среднего класса нет. Молодые люди ведут нездоровый способ жизни», - с грустью говорит брат Джорджио. История повторяется. Тогда - трагедия. А теперь что?.. Повторилось то же самое: «... старый мир разрушим до основанья». Вот только уже без музыкального сопровождения состоялся процесс упадка. «Из 62 предприятий, учреждений и организаций, которые были в советский период, не осталось и половины», - сообщили в поселковом совете. «В далеком 1556 году король Сигизмунд Август подарил Черному Острову Магдебургское право. Этим документом было положено начало развития тогдашнего городка», - рассказывает директор создаваемого литературно-краеведческого музея Александр Казимиров.

Какой же документ и кто «подарит» сегодня Черному Острову, чтобы «повторилась» и далекая история?.. И он, Александр Казимиров, не теряет надежду на то, что памятник будет там, где ему и положено быть: Лаура Пшездецкая покоится здесь... Директор Каменец-Подольского исторического музея-заповедника Людмила Станиславская считает, что возвращение «Лауры» в Черный Остров вряд ли произойдет: «Скульптура - государственная собственность, не является культовой. Поэтому со стороны местной общины поселка не может быть никаких претензий на этот шедевр. Единственное, что может быть основанием для рассмотрения этого вопроса, - требование потомков Пшездецких». Брат Джорджио рассказывает, что есть две семейные «ветви» Пшездецких. Одна - в Польше, другая - во Франции. Он отметил: миряне надеялись, что по случаю реконсекрации костела Вознесшейся Девы Марии приедет из Варшавы Мариан Пшездецкий. Да, возможно, он выразил бы свое мнение о месте «Лауры» в новых условиях. Однако господину М. Пшездецкому помешали дела. К сожалению, не смог воспользоваться приглашением от брата Джорджио... Но еще, как говорится, не вечер.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.