УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 228 відвідувачів

Теги
Церква і медицина Священний Синод УПЦ 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика молодь церковна журналістика автокефалія вибори Президент Віктор Ющенко постать у Церкві комуністи та Церква іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) Ющенко Голодомор українська християнська культура Мазепа Археологія та реставрація церква та політика милосердя педагогіка монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра розкол в Україні Церква і влада Доброчинність секти діаспора УПЦ КП УГКЦ забобони конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання краєзнавство Вселенський Патріархат церква і суспільство






Рейтинг@Mail.ru






РІСУ: «Человек, который заражен враждою – это больной человек. Коммунизма нет, а болезнь осталась». Интервью с Евгением Сверстюком



РІСУ, Анатолий Бабинский, 13.09.2007

Интервью с известным диссидентом-правозащитником, главным редактором издания «Наша вера» Евгением СВЕРСТЮКОМ

Беседа посвящена теме примирения и взаимопонимания в украинском обществе

- В Украине так и не состоялся процесс объективной оценки и осуждения советского тоталитарного режима. Еще многие открыто прославляют сталинский режим, отрицают факт Голодомора и т.п. часто можно увидеть, что идет процесс якобы восстановления прошлого. А когда заходит речь о необходимости примирения, то одной из мыслей есть такая, что для этого дела мы должны закрыть глаза на прошлое, не вспоминать о нем. Можем ли мы нынче пожертвовать памятью ради мира и покоя?

- Я считаю, что вопрос нужно ставить по-другому... Ведь дело не только в памяти, дело в отсутствии подобающей информации и дело в отсутствии подобающей позитивной атмосферы для той информации, которую скрывали от людей.

Как правило люди прикидываются и умственно, и эмоционально, когда узнают, что их обманывают. Так было с Аллой Горской, когда она узнала правду о своем украинстве, что от нее скрыли правду...Тогда она стала диссиденткой. Так было со многими украинцами на Донбассе.

Если бы речь шла только о памяти, то тогда можно было бы людей типа Петра Симоненко оставить с их памятью и не иметь хлопот. На самом деле память того края (Донбасса - ред.) глубокая и смешанная, многие люди убежали в тот край от репрессий или пережили голодомор, они прятали от себя знания и становились лояльными, а от их имени говорили криминальные, партийные элементы. А сегодня им дали концепцию о борьбе двух цивилизаций в Украине, и им кажется, что они имеют основание своей враждебности.

На самом деле, это враждебность, какая присуща коммунистическому режиму и заложена в теории «классовой борьбы». За которой не было реальных классов, а было желание разделить народ и внести в массу враждебные настроения друг против друга. На этой почве и происходило «разоблачение врагов народа», выделенных среди самого народа. Эту болезнь, этот вирус вражды поддерживают нынешние преемники коммунистов (имею в виду не только коммунистическую партию, а всех, кто использует это), потому что это им выгодно и это дает сцементированный электорат. Человек, который заражен враждой - это больной человек. Коммунизма нет, а болезнь осталась.

- Готово ли наше общество воспринимать правду о прошлом?

- Начинать нужно с того - готов ли человек познать правду? И отсюда, готово ли общество?

Человек должен пройти через страдания, чтобы прийти к покаянию. Человек, который перешел от номенклатурного состояния к посткоммунистическому обогащению, не готов, чтобы что-то принять. Общество нужно готовить к такому восприятию. Этим должна была бы заняться Церковь. Но это может только настоящая христианская Церковь, а не политизированная Церковь, которая по сути является заменой большевицкой идеологии на «православную».

Но на сегодняшний день никто не занимается этой подготовкой. А силы, которые работают на разрозненность во имя сохранения классовых интересов, являются большими чем филантропические - миротворческие силы.

- Не избавилась от «советского прошлого» и религиозная жизнь в Украине. Мы видим, что церковные деятели награждают откровенных атеистов за якобы поддержку духовности, что особенно часто происходит перед выборами, как сейчас. В то же время, многие возлагают надежду на Церковь, что она должна содействовать примирению украинского общества. Как по Вашему мнению, способны ли Церкви на это? И какую роль они могут сыграть в этом деле?

- Понятие Церкви нужно конкретизировать. Нужно мыслить это понятие в единстве с прошлым и современным. Церковь, которая поддерживала гонителей - не покаялась и не изменилась. Поэтому прямо нужно называть это имитацией Церкви. В принципе украинские Церкви способны это делать, и они будут это делать по мере приближения к настоящему христианскому духу, а не фарисейского декларирования.

- Была бы успешной в этом контексте единая Украинская Православная Церковь, ведь разделение в украинском обществе в значительной мере идет именно по линии разделения в Украинском Православии?

- Объединенную Церковь мы должны представлять в соответствии с христианским идеалом. И такая Церковь способна покончить с разжиганием ссор и вернуться к миротворческой миссии.

- В Европе процесс секуляризации зашел довольно далеко. Поэтому многие европейские деятели говорят, что новая христианская духовность должна прийти из Центральной и Восточной Европы. Чему Украина сегодня может научиться от Европы и что может сама ей предложить?

- На сегодняшний день Украина должна была бы научиться корректному использованию понятий и честному мышлению. Не засоренному конъюнктурой и программированному ложью, через которую прошли 4 поколения.

Когда происходили межконфессиональные раздоры, то именно европейцы напоминали нам, что между христианскими Церквями, в принципе, не может быть вражды. Иностранные корреспонденты даже не записывали жалоб одной конфессии на другую.

В церковной жизни Запад дал нам уроки элементарной порядочности. Не случайно, священники и иерархи, которые приехали с Запада, очень отличались от иерархов, которые прошли советскую школу.

Мы же со своей стороны можем предложить Западу пример общественной искренности, жертвенности, природного стремления к религии. То есть того глубинного, что не утрачено под давлением безбожного режима. Мы можем познакомить Запад с примерами сохранения веры в условиях жестоких гонений, которых Запад не знал.

Но пока еще у нас не так много таких наработок (в построении религиозной жизни), которые были бы интересны людям Запада.


- Международный форум примирения и взаимопонимания будет проходить 21-23 сентября в Киеве. Какие Ваши ожидания от него? Что он может принести для Украины и нашего общества в целом?

- Форум не повлияет на позиции Церкви и епископата. Но он может посеять добрые семена в сознании людей, которые получат возможность познакомиться с новыми христианскими идеями.

- И на последок, как у Чернышевского, что делать, чтобы наше общество нашло в себе силы и желание идти к взаимопониманию?

- Лупайте цю скалу, нехай, ні жар, ні холод не спинить вас...

Нужно везде и всюду разбивать окаменевшие стереотипы. Пробуждать живой дух веры, в свете которого рассеивается тьма и ненависть.

В обществе нужно возрождать и культивировать дух любви. Ведь только на такой почве возможно миротворчество.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.