УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 151 відвідувачів

Теги
церква і суспільство Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II краєзнавство конфлікти Мазепа монастирі та храми України Церква і влада Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ секти забобони Голодомор УПЦ КП постать у Церкві милосердя Ющенко вибори УГКЦ діаспора шляхи єднання іконопис педагогіка Митрополит Володимир (Сабодан) Католицька Церква церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність комуністи та Церква молодь українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика Церква і політика автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): Центр земли Половецкой. Да, скифы мы...



«Донецкий кряж» (Донецк), Василий Семенов, 21.09.2007

На степном пространстве от Ингула до Волги в XI-XIII вв. существовала цивилизация не менее загадочная, чем цивилизация Древнего Египта и острова Пасхи. Она оставила после себя тысячи каменных изваяний, о назначении и символике которых до сих пор спорят ученые. Множество вопросов вызывает также происхождение и историческая судьба их создателей - половцев, привлекавших пристальное внимание еще русских летописцев и создателей исторических хроник средневековых Европы и Азии.
Для нас половецкая проблема особенно интересна еще и тем, что центр Половецкой земли, о чем свидетельствуют многочисленные находки археологов, располагался именно в донецких и приазовских степях.

Необычные кочевники

Даже внешностью половцы отличались от других кочевников, приходивших в средние века из глубины Азии. Современники описывали половцев (еще их называли кипчаками и куманами) как людей рослых, голубоглазых и светловолосых с высоким лбом, тонким с горбинкой носом.
Русское название половцев происходит от «полова» - солома, что указывает на светлый, золотистый оттенок их волос. Самоназвание этого народа - «куманы» - в переводе означает «лебеди», то есть светлые, белокрылые. Половцы происходили от древнего европеоидного населения Центральной Азии, которое китайцы называли усунями, юэчжами, динлинами, а древние греки и римляне - скифами и серами. От своих предков унаследовали половцы не только европеоидный антропологический тип (более, кстати, нордический, чем у населения Южной Руси), но и характер и своеобразную высокую культуру.
Кочевали по степи половцы только в летнее время, холодный же сезон проводили в зимовьях, где заранее создавали запасы сена для скота и лошадей. Потому и были уязвимы для ударов русских дружин, ходивших на половцев за добычей обычно в зимнее время. Большинство таких зимовий располагалось в бассейне Северского Донца и в Приазовье. Таким образом, территорию сегодняшнего Донбасса можно с уверенностью считать центром обширной половецкой земли. Диким же Полем она стала называться много позже - после истребления половцев монголо-татарами.
Характерной особенностью половцев была крепчайшая привязанность к родным местам, куда они стремились возвратиться из любой дали. К примеру, после походов Владимира Мономаха в степи в 1111-1116 годах часть половцев во главе с ханом Отроком откочевала в предгорья Кавказа и нанялась на службу к грузинскому царю Давиду Строителю. Оплата была высокой. Половецкую знать хорошо принимали при дворе. Там же блистала красотой, затмевая придворных грузинских дам, дочь Отрока - Горандухт, к которой сватались даже представители царской фамилии. Хан не только не стремился вернуться в край отцов даже после того, как миновала Мономахова гроза, но и вроде бы стал забывать родину. Тогда его брат Сырчан отправил к Отроку доверенного человека, которому велел:
Ему ты наших песен спой,
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему - он вернется.
Так и произошло: коренной степняк не смог устоять перед зовом Степи - покрытой по весне изумительными цветами, до поздней осени напоенной ароматом трав, наполненной табунами диких коней, стадами антилоп, туров, стаями дроф и стрепетов, клекотом орлов в поднебесье

Дела семейные

На Руси в ту эпоху правило буйное племя князей из Рюрикова дома, делившихся на враждующие кланы. Вместе с тем, они рассматривали Русь как некое «семейное предприятие», к управлению которым ни под каким видом не желали подпускать конкурентов. Оттого-то и исчезли практически бесследно другие династии, правившие в славянских землях: Киевичи, Болоховские, Древлянские и многие другие.
А вот с половцами у Рюриковичей сложились особые отношения.
Конечно, половецкие ханы совершали набеги на русское порубежье. Но и князья частенько наведывались в Степь, чтобы пограбить половецкие вежи. Однако уже через полвека после появления половцев в Причерноморье и Приазовье отношения приобрели черты специфического сотрудничества между русской и половецкой знатью. Половецкие отряды гораздо чаще появлялись на Руси как союзники того или иного князя, нежели по собственной инициативе. Они воевали под Полоцком, Смоленском, в Суздальской земле, то есть там, куда не могли проникнуть самостоятельно, без приглашения самих русских князей.
Чтобы закрепить дружбу и союз, князья все чаще вступали с половецкой знатью в родственные отношения. Не было к XIII веку, пожалуй, ни одной княжеской семьи, не имевшей многочисленных браков с половчанками. Великий князь Святополк Киевский и основатель Москвы Юрий Долгорукий были женаты на половчанках. Даже стойкий противник половцев Владимир Мономах двух сыновей женил на половецких принцессах. Половчанки были женами Мстислава Удалого и Даниила Галицкого. Да что там говорить, если даже братья Игорь и Всеволод - герои «Слова о полку Игоревом» на три четверти были половцами. Чернигово-северские, владимиро-суздальские князья обычно выступали как союзники половцев, исключение составляла киевская ветвь Мономашичей.

Свадьба или битва?

Сам по крови более половец, нежели славянин, князь Игорь Северский и сына своего намеревался женить на дочери половецкого хана Кончака. У главных героев «Слова о полку Игоревом» в общем-то не было серьезных мотивов для организации военного похода против своих настоящих и будущих родичей. А «злато», захваченное у них ханом Гзаком, было выкупом за невесту. Зачем бы князьям, идущим в поход, брать с собою золотую казну?
Дело, скорее всего, обстояло следующим образом. Желая помешать укреплению союза северских князей с наиболее могущественным половецким ханом Кончаком, киевские князья подговорили Гзака, соперничавшего с последним, напасть на сватов и если не перебить, то хотя бы пленить и сорвать свадьбу.
Как нам известно из дальнейших событий, провокация удалась лишь частично. Гзаку пришлось передать пленных Кончаку, вернуть золото. Зато в виде компенсации он разграбил, пользуясь отсутствием хозяев, северское пограничье. А свадьба все-таки состоялась, и Игорь стал не только сыном и внуком, но и свекром половчанки.
Воинственные же ноты вошли, скорее всего, в «Слово о полку Игоревом» уже после того, как половцы сошли с исторической арены, а Степь в лице обращенных в ислам татар стала действительно постоянной внешней угрозой.
Что ж, как показывает сегодняшний опыт, корректировка истории - дело вполне обычное

Лебединая песня

Нашествие татаро-монголов стало для половцев гораздо большей трагедией, чем даже для Руси или Грузии. Ведь половцы занимали ту же экологическую нишу, что и новые пришельцы, и потому подлежали истреблению и вытеснению. Правда, русские князья поначалу поддержали родичей и союзников. Однако после бездарно проигранной битвы у Калки половцам оставалось рассчитывать лишь на самих себя. Часть из них бежала в Венгрию и Болгарию, часть укрылась на Руси. Только в окрестностях Бреста насчитывалось более сорока половецких поселений. Большая же часть после гибели вождей осталась в родных степях и была превращена золотоордынскими ханами в рабов. Красивые и сильные половцы охотно покупались и мусульманами, и «цивилизованными» христианами. Все богатые дома на средиземноморском побережье были полны белыми рабами и рабынями.
Половецкие корни находят у многих тюркских народов Евразии и Кавказа. Но, пожалуй, наиболее реальными наследниками половцев являются казаки, ибо они сформировались из трех основных компонентов: славян-бродников, издавна населявших долины степных рек, алан-асов (отсюда старое название казаков - черкасы) и половцев, уцелевших от монгольской сабли и аркана и сохранивших свободу. Слово «казак» в переводе с половецкого - «свободный».
Да и весь нынешний Донбасс, значительный процент населения которого имеет казачьи корни, может по праву считаться наследником Половецкой земли.

Остались «каменные бабы»

От половцев, кроме исторических хроник и легенд, остались и вполне зримые материальные напоминания - так называемые «каменные бабы».
Эти изваяния, порой до двух и более метров в высоту, изображают не только мужчин, но и женщин. Как правило, в руках у скульптуры - чаша. Скорее всего, жертвенная. А некоторые смелые исследователи даже видят в ней «чашу Грааля», которая, по преданию, была скрыта где-то на Востоке
На территории Донбасса в XIX-XX вв. исследователи зафиксировали несколько сотен половецких каменных скульптур. В более ранний период их было намного больше, ведь статуи регулярно уничтожались особенно ревностными проповедниками ислама и христианства. Уцелевшие начали коллекционировать богатые помещики в последние дореволюционные десятилетия. Была целая аллея таких скульптур и в «дворянском гнезде» села Благодатное Амвросиевского района. В годы революции и гражданской войны поместье разорили. Досталось и «каменным бабам»: часть из них разбили, часть использовали для различных построек, для укрепления фундаментов. А некоторые просто валялись без присмотра.
Одну из уцелевших скульптур обнаружил местный краевед Анатолий Коваленко. С немалым трудом, используя строительную технику, он извлек ее из земли - «баба» весила не один центнер! Доставил в Белояровку, где она несколько лет простояла перед сельским клубом. Кстати, запечатленные древним скульптором черты лица вполне европеоидные.
Как сообщил донецкий археолог Александр Колесник, несколько лет назад она была перевезена в Донецк и находится сейчас в областном краеведческом музее.
- В Донецке хранится чуть меньше ста «каменных баб»: около восьмидесяти - в областном музее, а десятка два - в коллекции Донецкого национального университета.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.