УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 63 відвідувачів

Теги
конфлікти забобони іконопис УПЦ КП УГКЦ українська християнська культура церковна журналістика Вселенський Патріархат церква та політика краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко Церква і влада Мазепа Патріарх Алексій II вибори Предстоятелі Помісних Церков 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні шляхи єднання Католицька Церква церква і суспільство педагогіка Президент Віктор Ющенко секти Голодомор діаспора молодь монастирі та храми України Доброчинність Митрополит Володимир (Сабодан) милосердя Археологія та реставрація Священний Синод УПЦ автокефалія Церква і медицина постать у Церкві Церква і політика Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): Усердная молитва помогает лечению



«Донецкий кряж» (Донецк), Ирина Погребняк, 24.08.200

Вонифатий был сожителем богатой римлянки Аглаиды. И хотя он был рабом, сблизились они настолько,
что он управлял имением, и были ему доступны все пороки: вина, яства, плотские утехи. Но Вонифатий и Аглаида задумались о бессмысленно протекающей жизни. Тогда римлянка отправила своего возлюбленного выкупить мощи христианских мучеников, чтобы иметь в их лице заступника перед Богом. Отправляясь в путь, Вонифатий спросил, будет ли Аглаида рада, если ей принесут его мощи? Так и произошло. Увидев мученическую смерть христиан, Вонифатий покаялся перед Господом и сподобился страшной смерти за Христа. Его спутники выкупили его тело и привезли Аглаиде. Она построила в честь Вонифатия церковь, раздала имение бедным и остаток жизни провела в молитвах и смирении. Вонифатий и Аглаида были причислены к лику святых. Такова история горького пьяницы и грешника, излечившегося благодаря вере в Бога.
Храм святого Вонифатия (в народе его называли Винохватий) находится на территории Донецкого областного наркодиспансера. Его настоятель отец Игорь (Кононенко) уже знаком нашим читателям («ДК» 28). После службы в церкви отец Игорь меняет облачение на белый халат, ведь он еще и заместитель главного врача по лечебной работе. Наша с Игорем Николаевичем беседа о том, помогает ли святой Вонифатий избавиться от алкогольной и наркотической зависимости, и о многих других актуальных проблемах.
- Игорь Николаевич, мне всегда казалось, что врач видит человека как некий механизм: тут подмазал, там подрезал - и все работает. Как это совместить с верой в Бога?
- Врач видит в человеке механизм год, два, три. А через какое-то время наблюдательный врач становится православным человеком, потому что видит: не все по воле медиков случается. Иногда исцеление списывают на самовнушение путем молитвы. Но я видел, как по молитве выздоравливали дети, которые еще не понимают, что им читают. Это самовнушением объяснить нельзя.
- Это как изгнание злых духов, экзорцизм какой-то
- Экзорцизм - католический термин. В Православии его не употребляют, он не отображает сути явления. Эти проблемы решаются через покаяние, приобщение Христовых Таинств и молитву, которую священник творит за больного. Выше причастия ничего не существует. Мои духовные отцы рекомендовали проводить отчитку (вычитку) в крайнем случае только в монастырях и по благословению священноначалия. Бывает, что эффект отчитки заканчивается быстро: через сутки, через неделю. Человек должен сам прийти к Господу через Православные Таинства, воцерковиться. Он делает шаг навстречу - Господь делает сто шагов, даже намерение Господь ценит и поддерживает.
- Как вы пришли к необходимости духовной реабилитации больных?
- Был период, когда в своей довольно обширной наркологической практике, а это 30 лет, видел тупик дальнейшего лечения. Абстиненцию, похмельный синдром или алкогольные психозы мы научились лечить - при достаточном объеме лекарств это уже не проблема. В Америке это называют не лечением, а курсом детоксикации. Делается все, чтобы вернуть организму человека прежний уровень функционирования. Нет психоза, нет депрессии, нет похмелья - медицин-ская часть отработана. Дальнейшая духовная реабилитация - по выбору. Это специфические протестант-ские программы, такие, как «Анонимные алкоголики». Для нас они не подходят. Но то, что духовная реабилитация нужна, признают все.
Мы свою медицинскую часть отработаем «на пять с плюсом». Но что дальше? Дальше - расстройство личности. Если больной бросил пить, но не нашел свой православный стиль жизни - не важно, в предпринимательстве, в спорте, - он мучается. Он внутренне напряжен, раздражителен, обостряются соматические заболевания. Нужна ли такая трезвость, если полноценной жизни все равно нет? Определить цель жизни поможет Православие, тем более жизнь такая короткая.
- Медицинское вмешательство не входит в противоречие с Православием?
- Есть методы, которые церковь не приемлет. Но эти методы постепенно отходят, врачи все чаще обращаются к цивилизованным методам лечения. На первом этапе это разные формы детоксикации: выведение из организма ядов, восстановление запаса витаминов, микроэлементов, приведение в норму нервной системы, сосудов. Потом проводят поддерживающую и завершающую терапию. Есть метод лазерной терапии, в котором лазерный луч подработан под наркологическую программу. Иглоукалывание, рефлексотерапия, гомеопатические методы лечения, которые очень эффективны на завершающем этапе, при условии, что они подобраны индивидуально. Есть блокирующая терапия, заместительная терапия
- О которой так много спорят
- Да, дескать, людей на наркотики сажают. А если они лечиться не хотят, какой выход? Криминальным путем добудут деньги, наркотики. Да, заместительная терапия - не панацея. Не всем подряд ее назначают. В первую очередь - ВИЧ-инфицированным. Не будут грабить, не будут распространять ВИЧ. Некоторые через заместительную терапию приходят к необходимости лечения. В этот период они налаживают социальные связи, восстанавливаются на работе. Да и потом, с более легких наркотиков проще перейти к трезвости, чем с тяжелых.
- Понятно, что медицине без церкви не обойтись, а наоборот?
- Медицине без церкви не обойтись, особенно в области психиче-ских и наркологических заболеваний. Церкви без медицины Бывает, но это редкий случай. Святой Вонифатий, например, исцелился в краткий срок. Нужно ко всему подходить разумно. Человека с инфарктом миокарда или срочной ургентной операцией вы в храм не поведете. Но получить благословение на лечение, попросить помолиться за него - всегда нужно. Усердная молитва родственников и священника очень помогает. Иначе я бы священником не был.
- А как вы пришли в священство?
- У каждого свой путь к Господу. По всей видимости, какие-то зерна были заложены еще моей бабушкой, которая была певчей в церковном хоре. Родители оставляли меня у нее в селе, и я смутно помню, как бабушка водила меня причащать. Очень важно детей причащать, даже когда они ничего не понимают. Благодать Божья коснулась и обязательно даст о себе знать впоследствии. Родители были партийно-комсомольскими работниками, и как-то я им проговорился, что в церкви батюшка медом угощал. Но они люди веротерпимые, так что ничего мне за это не было. В три-четыре года меня спрашивают: «Кем будешь?» Я отвечаю: «Попом!» Тогда это как шутка воспринималась, а теперь уже 10 лет в священстве. Учился я в Донецком медицинском институте, окончил много курсов медицинских, целая стопка дипломов и свидетельств есть. Но всегда не давал покоя вопрос об отдаленных последствиях лечения. Где-то в начале 90-х в Харькове пришел в Благовещен-ский храм. Из любопытства пришел, тогда еще ничего не понимал ни по-церковнославянски, ни в молитвах. Потом познакомился со священником. Каждый человек ищет кого-то, кто был бы мудрее его. Я бы даже рискнул назвать это инстинктом. Моим первым духовником был архимандрит Антоний. Он и предложил когда-то: «А не стать ли тебе священником?» Поддержал меня в этом начинании отец Зосима из всем известного Никольского. В 1997 году Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион рукоположил меня в дьяконы, а в 2000-м - в священники.
- Православную Церковь иногда упрекают в пассивности. Дескать, и не пропагандируют себя, и в какую секту ни глянь - кругом излечившиеся от наркомании или алкоголизма
- Да, в Православии не принято ходить по квартирам и навязывать свои взгляды. Человек сам должен к Богу прийти. А что касается сект, они и к нам приходят. Смотришь на такого «излечившегося» - глаза безумные, из слов только «Аллилуйя!». У наркологических больных недостаточно критического осмысления происходящего, они внушаемые, и это благодатный материал для пополнения различных сект. Почему они не реабилитируют больных в хосписах, в неврологии, раковых больных? Ответ прост: они не смогут пополнить ряды «новообращенных».
- Говоря о лечении от наркозависимости и алкоголизма, нельзя не коснуться и темы профилактики
- Профилактики сейчас нет никакой. Спортивные соревнования спонсирует производитель водки, на каждом столбе - реклама пива. А пивной алкоголизм более злокачественный, чем винный. Есть пациенты, которые шампанским спиваются до белой горячки. Есть так называемые слабоалкогольные напитки, но человек все равно ищет опьянения. Хоть в пиве, хоть в вине, хоть в водке. Везде спирт, как его ни очищай. Легкие сигареты - все равно сигареты, легкие наркотики - наркотики. Все это подталкивает к более серьезным формам. И от курения «травки» бывает шизофрения, даже от единичного курения. Это игра в русскую рулетку. Нужно воспитывать целомудрие. Созревание организма идет до 18 лет, в 21 год оно прекращается. До этого времени не нужно пить, курить, половая активность не поощряется. Должна быть установка на воздержание и православный образ жизни, а не шприцы и презервативы раздавать на улицах всем подряд. Хотя для уклоняющихся от лечения это тоже необходимо.
- За то время, что вы работаете, количество больных увеличилось?
- Больных и алкоголизмом, и наркоманией стало больше. Причем наркоманов - в сотни раз! Когда я начинал работать, это было в начале восьмидесятых, наркоманов приходило два, максимум четыре человека в год. Это экзотика была. Курс лечения от алкоголизма был минимум 45 дней, от наркомании - 60 дней. Сейчас больной на стационарном лечении находится две недели. Потом в период риска наблюдается амбулаторно: при алкоголизме 3 года, при наркомании 5 лет. Сегодня у нас громадное количество больных, очередь на помещение в стационар стоит. С моей точки зрения, количество коек нужно увеличить. Хотя не все приходят за излечением. Приходят с разной мотивацией: снизить дозу, уйти от милиции, принести справку в суд, чтобы дали условное наказание, переждать сезон, пока мак созреет, или просто говорят: «Делайте со мной что хотите, а я посмотрю, что у вас получится». От лечения больной может отказаться в любой момент, принудить его нельзя - свобода.
- Почему-то свобода воспринимается как возможность делать что-то нехорошее
- О таком специфическом понимании свободы, как вседозволенность, еще старцы предупреждали после французской революции. В СССР были специальные учреждения - лечебно-трудовые профилактории. Это был выход: семья отдыхает от пьяницы, он работает, стаж трудовой идет и лечение получает. Европа ужасалась: заставляют людей работать за колючей проволокой! Теперь, пожалуйста: пей, колись. Не скоро нам подойдут европейские ценности. А при переходе на страховую медицину эта категория больных может вообще остаться без помощи. У них ведь часто ничего нет: все из дому вынесли, пропили, прокололи. А объем помощи очень большой. Я постоянно в стрессе нахожусь. Как священник, я должен и хотел бы всех лечить бесплатно. В день государство на лекарства для одного больного дает три гривны. Это для больных наркоманией и алкогольными психозами, которым необходимо 200-300 гривен в день на начальном этапе. Стараюсь облегчать, изворачиваюсь, но мне стыдно Многие приходят ко мне не как к врачу, а как к священнику. Из своего кармана могу двоих - троих в месяц вытащить. Церковь сейчас в долгах - за иконостас нужно расплатиться. А находится она в таком месте, что невоцерковленный человек может впасть в сомнения, стоит ли венчаться или ребенка крестить на территории наркодиспансера. Хотя везде в церкви Благодать Божья, независимо от места расположения храма и его размеров.
Молитва святому мученику Вонифатию: «О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие! Ко твоему заступлению ныне прибегаем, молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостиво услыши нас. Виждь братию и сестры наша, тяжким недугом пианства одержимыя, виждь того ради от матере своея, Церкве Христовой и вечнаго спасения отпадающия. О святый мучениче Вонифатие, коснися сердцу их данной ти от Бога благодатию, скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Его же ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие, да поможет Своею десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити во дни и нощи, о нем бодрствующе и о нем добрый ответ на Страшнем Судилище дати. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, от пианиц оставленных, всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушные мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам к Отечеству нашему любовь нелицемерную и непоколебимую, пред врагами Церкве святыя видимыми и невидимыми силу непобедимую, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.