УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 124 відвідувачів

Теги
УГКЦ Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат Церква і влада розкол в Україні Ющенко монастирі та храми України українська християнська культура молодь Священний Синод УПЦ Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація Католицька Церква Мазепа педагогіка секти Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис Києво-Печерська Лавра церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор діаспора Церква і політика забобони милосердя Доброчинність комуністи та Церква Церква і медицина краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві церква і суспільство УПЦ КП церковна журналістика конфлікти Патріарх Алексій II шляхи єднання вибори автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






«День» (Украина): «Тот, кто забывает прошлое, обречен его повторять»



«День» (Украина), Леся КОВАЛЕНКО, доктор права, председатель Комиссии «Справедливость и мир» УГКЦ, 20 сентября 2007

В столице Украины 21-25 сентября 2007 года впервые на постсоветском пространстве состоится генеральная ассамблея Конференции европейских комиссий «Справедливость и Мир». Участники из 30-ти европейских стран обсудят пути залечивания ран прошлого, которые тормозят процесс демократизации Украины, содействуют конфликтам и отсутствию общественного взаимопонимания.

Тема украинской встречи выбиралась в контексте программы, предложенной немецкой комиссией во время ее председательства в Конференции европейских комиссий «Справедливость и Мир». Эта общая программа («Память, Правда, Справедливость: вызовы примирения») посвященная осмыслению европейской истории преодоления насилия и поискам путей решения современных конфликтов. В рамках программы уже состоялось несколько встреч - в Берлине, где еще не так давно стояла каменная стена между Западом и Востоком, в Белфасте, где все еще свежие графити на стенах описывают пресловутые северо- ирландские «Troubles», и в Вердене, где на немецко-французском пограничье состоялось одно из крупнейших сражений Первой мировой войны.

Украинская комиссия «Справедливость и Мир» УГКЦ с радостью откликнулась на предложение провести следующую встречу в Киеве. Ведь наша история - не исключение из мировой, и обозначена насилием не меньше. Невысказанные, не услышанные поражения, оскорбления, нераскаявшиеся и не прощенные преступления, как взрывчатка замедленного действия лежат в основах нашего общества, делая согласие шатким и неопределенным. В теме встречи мы хотели это подчеркнуть. Мы еще не примирились и не поладили, мы на пути к этому. Стабильность и демократия - разные вещи. Восприятие разнообразия украинцев, примирение их разных историй, постоянная работа над недискриминацией какого-либо лица или группы в обществе, над выработкой осознанной толерантности - это единственный залог развития.

Программа встречи спланирована таким образом, чтобы позволить максимально охватить и раскрыть тему. В частности, в субботу (22 сентября) участники, объединенные темой утреннего заседания сессии «Сказать Правду, или трудность в преодолении замалчивания и пропаганды», разъедутся небольшими группами, чтобы увидеть Быковню и Бабий Яр, услышать истории тех, кто пережил трагедии ХХ в., и тех, кто пытается сохранить о них память.

Услышать других и делиться собственным опытом, чтобы не повторять и предотвратить повторение ошибок прошлого - таким образом участники Конференции стремятся содействовать процессу примирения конкретным способом.

УКРАИНСКИЙ ОПЫТ ПРИМИРЕНИЯ

Хотя украинскую историю и «нельзя читать без брома», после независимости Украине удалось избежать многих разделов и конфликтов, которые очевидны, например, в Северной Ирландии, которая, как и Украина, пытается навести порядок с колониальным прошлым. Поэтому, после подобной по концепции встречи в Белфасте, очень хотелось показать, что в Украине есть и другой опыт. Украине удается сохранить целостность и мир несмотря на поразительное религиозное, этническое и мировоззренческое разнообразие.

Один из примеров - украинско-польское примирение. В нашей истории много боли - Волынь, акция «Висла», Львов и Лычаковское кладбище, граница наконец. Но благодаря постоянному усилию отдельных лиц, различных групп и организаций, церквей, представителей государственной власти многие мифы разрушаются и реальное сотрудничество становится возможным. Припомню только недавнюю акцию - концерт на границе! Очевидно, что процесс примирения продолжается, однако если бы не сознательные усилия к пониманию, вряд ли мы бы сейчас готовились вместе принимать Евро-2012.

Процесс украинско-украинского (или общеукраинского) примирения более медленный. Инициативы относительно осознания и осмысления собственной истории - признания Голодомора, дискуссии относительно украинского опыта во Второй мировой войне, Бабьего Яра, депортации крымских татар, экуменические инициативы и межрелигиозное сотрудничество, - постепенно, они проявляются везде (в Харькове, Крыму, Одессе, Киеве, Полтаве, Донецке, Львове).

Проблема в том, что очень часто наш мир - мнимый, компромиссный, ситуативный, поверхностный. От годовщины к годовщине. Мы привыкли бросаться в крайности - или целомудрено молчим о наших конфликтах, или распинаемся на все заставки, как у нас плохо. Регулярное осмысление посттоталитарного и постколониального опыта Украины все еще остается прерогативой десятка интеллектуалов. Большинство из нас восприняло наблюдение Винниченко буквально, и перепив брома (идеологического, пропаганды или мифов) находится в состоянии тихого блаженства.

ПРИМИРЕНИЕ И ЦЕРКОВЬ

Среди различных причин, которые тормозят примирение в Украине, одной - по-видимому, также наше постсоветское наследие - является чисто светский подход. Заидеологизированность заполитизированность и корыстность часто сводят на нет хорошие инициативы, и вызывают разочарование.

Для веруюших, примирение - это в то же время дар и задача. Примирение в обществе строится на примирении человека с Богом, с самим собой, с другим. Не может быть примирения без прощения, не может быть прощения без правды. В прошлогоднем послании на День мира (первого января) Папа Бенедикт XVI отметил: «Чтобы быть настоящим и постоянным, мир должен быть построен на камне правды о Боге и человеке». Возможно, примирение в Украине буксует именно из-за нераскаявшегося явного прошлого атеизма и скрытого ныне?

Церковь может прийти на помощь в залечивании ран прошлого. Это, в конце концов, одна из ее задач. Но помочь Церковь может только тогда, когда признает открыто свою ответственность за ошибки прошлого и попросит прощения, как смело подал пример Иоанн Павел II. Поэтому отдельное заседание встречи будет посвящено Церкви в советском прошлом, и вызовам, которые стоят перед нею в постсоветском обществе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Понимание и примирение - длительный, если не постоянный процесс. Перефразируя Евгения Маланюка: «сов'яд з нас буде виходити роками». Важным является создание возможности рассказать собственную историю, выговориться, услышать правду, простить и попросить прощение, а также отдать должное тем лицам и группам, которые пытается делать это ежедневно.

Стиль встречи Конференции европейских комиссий «Справедливость и мир» укоренен в давнюю, почти забытую в Украине традицию рассказов. Именно из истории, которую вспоминают и рассказывают, из собственного опыта, семьи или рода, а не из выступлений или докладов может начаться настоящее общение и понимание. Задавать вопросы, ворошить память, слушать, не осуждая и не оценивая.

«Тот, кто забывает прошлое, обречен его повторять» - надпись в бывшем концлагере Дахау. Встреча Конференции европейских комиссий «Справедливость и мир» в Киеве - это создание еще одной возможности не забывать и помнить.

Стержневой момент примирения: поиск выхода, который будет приемлемым для всех сторон конфликтов. Патриарх УГКЦ Любомир Гузар в одном из интервью отметил, что результатом примирениям является «не желание возбуждать чувство сожаления в отношении себя или стремления отомстить кому-то, а, с одной стороны, очищения своей памяти прощением тем всем, кто стал причиной того или иного события и ее последствий и, с другой стороны, - ответ на вопрос, как нам вместе с другими идти в будущее, в котором будут невозможны подобные истории».

Надеюсь, что встреча разрушит некоторые мифы. Скажем, о незаинтересованности европейцев Украиной. Или об уникальности наших проблем. Возможно, встреча привлечет внимание к другим способам осмысления прошлого, а знакомство с представителями 30-ти стран позволит положить начало совместным проектам.

МОЛИТВА В ПРИПЯТИ

По традиции, встречи Конференции европейских комиссий «Справедливость и мир» предполагают кроме интеллектуального осмысления проблем, общения, истории и дискуссий, также символические акции. Мы долго искали место для общей молитвы за мирную и безопасную Европу, которое было бы символическим и объединительным и для украинцев и для гостей. Мы не хотели привязываться ни к одному храму, чтобы не создавать конфессионального дискомфорта. Таким образом возникла идея поехать в воскресенье (23-го сентября) в Чернобыль и к Припяти. Молитвой молчания помянуть умерших и живых. По замыслу - это своеобразное богомолье памяти. Ведь определенным образом Чернобыльская трагедия разрушила советский обман и привела к Независимости. Это больное и символическое место не только для Украины, но для всей Европы. Мы пригласили и надеемся, что к нам присоединятся жители зоны отчуждения.

ОТКЛИК НА ВСТРЕЧУ В УКРАИНЕ

По-видимому, еще одна особенность встреч Конференции европейских комиссий: без «отклика», без заинтересованности принимающей страны, без активного участия местных партнеров она обречена на провал. Слава Богу, во время подготовки до сих пор мы не получили ни одного отказа. И пользуясь случаем, благодарю уже теперь всех наших украинских партнеров.

Правда, иногда мы встречались с отсутствием ответа как такового. Нам очень жаль, что пока что не получили (ни на украинский адрес, ни на немецкий) ни одного ответа на приглашение к молитве в Припяти от участников Всеукраинского совета церквей. Надеемся, что молчание - это хороший знак. Всеукраинский совет церквей - еще один прекрасный пример межконфессионального и межрелигиозного сотрудничества в Украине, поэтому очень хочется получить возможность совместной молитвы и общения.

ПЛАНЫ НА СЛЕДУЮЩИЕ ДНИ

Встреча Конференции европейских комиссий «Справедливость и мир» не заканчивается в воскресенье. В понедельник и вторник пройдут рабочие совещания, посвященные выборам нового президиума Конференции, отчетам о завершении совместной акции 2007 года - лоббировать ратификации Конвенции ООН о правах всех мигрантов и членов их семей, а также обсуждению планов в отношении совместной акции на 2008 год - поддержки программы ООН по борьбе с бедностью.

СПРАВКА «Дня»

Конференция европейских комиссий «Справедливость и мир» - это 30 национальных Комиссий «Справедливость и мир», которая охватывает Европу от Украины до Великобритании, от Греции до Швеции. Эти Комиссии образованы как католические правозащитные организации национальными Епископскими конференциями для утверждения достоинства человека и привлечения публичного внимания к социальной несправедливости. Конференция возникла как объединительная платформа для обмена и координации действий ее участников и ежегодно собирает представителей всех Комиссий на генеральную ассамблею. Встречи проходят более 10 лет в различных европейских странах, в различном историческом, общественном и культурном контексте (Белфаст-2006 г., Лиссабон - 2005, Сараево - 2004).

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.