УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 60 відвідувачів

Теги
УГКЦ Церква і медицина Католицька Церква милосердя Президент Віктор Ющенко церква і суспільство постать у Церкві краєзнавство Церква і політика церква та політика Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II діаспора УПЦ КП українська християнська культура секти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко молодь Голодомор іконопис Священний Синод УПЦ вибори конфлікти розкол в Україні забобони 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков Мазепа церковна журналістика Вселенський Патріархат Церква і влада монастирі та храми України автокефалія Археологія та реставрація шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






«Вечерний Харьков»: Святогорская Лавра. Прикосновение к святыне



«Вечерний Харьков», Лариса Ильчич, 28.09.2007

Суета предвыборной кампании вконец измотала нервную систему. Душе захотелось чего-то спокойного, чистого, вечного и духовного.

Суета предвыборной кампании, во время которой участники процесса активно лупцевали друг друга грязным бельем и компроматом, трясли лживыми рейтингами и заказными соцопросами, безбожно обещали электорату золотые горы, вечную молодость и счастье в личной жизни, вконец измотала нервную систему.

Душе захотелось чего-то спокойного, чистого, вечного и духовного. И редакция «Вечерки» в полном составе села в автобус и отправилась в путь - в Лавру, что находится в Святогорске Донецкой области.

Лавра - это крупнейший православный мужской монастырь. С греческого переводится как «поселок». Почти как Ватикан - «государство в государстве». Только не католическое, а православное. В Украине сейчас действуют три Лавры. Древнейшая, насчитывающая почти тысячу лет - Киево-Печерская - главная святыня и центр христианства Киевской Руси. Статус Лавры столичный монастырь получил в XII веке. Вторая Лавра - Свято-Успенская Почаевская - находится в городе Почаеве Тернопольской области. Эта мужская обитель стала Лаврой в1833 году. И, наконец, третья Лавра появилась в Украине недавно: 9 марта 2004 года мужскому монастырю, который находится в городе Святогорск Донецкой области, предоставлен статус «Лавры» и присвоен титул «Свято-Успенская Святогорская Лавра».

По количеству таких духовных центров наша страна превосходит православную соседку - Россию. Там всего две Лавры - Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге.

Подробно рассказываю о статусе монастырей для того, чтобы читатель лучше понимал достаточно сложное положение дел в православии, по которому не раз катался государственный асфальтоукладчик с многочисленной командой рулевых. История Святогорской Лавры - тому подтверждение.

Изгрызли столб ради исцелений

Чтобы попасть в Святогорскую Лавру, нужно перейти ухоженный мостик через реку Северский Донец, - своеобразный Рубикон от мирской жизни к духовной. Через пару шагов открывшийся вид заставит застучать сердце и приостановить шаг: на зеленом фоне Святогорской горы ярко выделяется белоснежная меловая скала, которую венчает рукотворное чудо - золотые купола на вершине. Это церковь святого Николая (конец ХVII века) и часовня святого Апостола Андрея Первозванного (середина XIX века).

Икона святого Николая явилась людям в 1525 году на столбе из окаменелого известняка. Образ был небольшой, размером с книгу и, по преданию, нерукотворный. Описал это событие австрийский посол в Москве Сигизмунд Гиберштейн. С тех пор к иконе притекало множество паломников, с ней ходили на Крестные хода. Современники вспоминают, что своды церкви опирались на одинокий меловой столб, «подсеченный не временем, а людьми; на этом столбе явилась, по преданию, чудотворная икона Святителя; и усердие народное изгрызло столб ради исцелений, так что принуждены были обложить его камнем».
Святыня хранилась в монастыре до 1922 года. В бурные и кровавые годы революции 1917 года, гражданской войны и большевистских гонений на церковь монахи икону спрятали в меловых горах и она не найдена до сих пор.

На меловой скале находится не только церковь святого Николая. Она буквально пронизана ходами, пещерами, кельями и подземными храмами. «Если не здесь, то где же молиться? - вопрошал когда-то святитель Харьковский Филарет (Гумилевский).- Здесь так близко к небу, здесь так далеко от земли!»

Гонения

Вгрызаться в грунт и уходить под землю (первопроходцами движения подземных отшельников на Руси были киевляне) монахов заставляла суетная греховная мирская жизнь современников, а также набеги и разорения крымских татар и других внешних врагов.
Историк ХIХ века Г. Кулжинский свидетельствует: «Святогорская обитель приняла на себя не один удар диких орд, направленный на Россию, и не раз отражала наезды поляков, желавших проникнуть в Русь Православную и полонить ее. В то время, когда создавалось Русское государство, Святогорская обитель настолько же поработала юго-западу нашего отечества, насколько Троице-Сергиева - северо-востоку. Святогорская обитель перестояла все ужасы времен Батыя и Тамерлана». Она стала опорой для многих переселенцев заднепровской Украины, бежавших от притеснений католиков и униатов с целью сохранения в чистоте православной веры.

В конце XVII века, отбившись от внешних врагов, иноки спустились с горных пещер к подножию скалы, где и были заложены первые наземные храмы. Но в 1787 году монахи получили удар в спину: согласно новой политике секуляризации церковных земель, Святогорский монастырь по указу Екатерины II был закрыт, а все его имущество отписано в казну. Точнее, подарено в 1790 году императрицей своему фавориту - князю Григорию Потемкину. Так древний духовный центр превратился в светскую дачу - Святогорское имение князя.

Через 54 года новые владельцы «дачи» решили восстановить ее как обитель и монастырь обрел «второе дыхание». Первыми насельниками монастыря стали 12 выходцев из Глинской пустыни (Сумской области), которая славилась строгим, так называемым «афонским» церковным Уставом, то есть внутренними правилами монастыря.

Небольшое отступление

Кстати, Устав греческой горы Афон в строгости соблюдается до сих пор. Причем не только братией, которая ночью горячо молится, а днем тяжело работает. Посетители Лавры тоже обязаны «приходить в скромной несоблазнительной одежде, без неподобающих на ней надписей и изображений. Женщинам следует быть с покрытой головой, с ненакрашенным лицом. Одежда должна быть с длинным рукавом, юбка или платье - приличной длины», - написано в правилах.

Казаки, охраняющие Лавру, не пропустят гостью без платочка на голове. Не положено женщинам разгуливать по монастырю в брюках. Кстати, дамы, обернувшие бедра парэо или платками поверх джинсов, смотрятся достаточно комично - как цыганки в Большом театре. Курить, смеяться, кричать, слушать музыку и входить с животными на территорию монастыря тоже нельзя. Нам напомнили о том, чтобы не забывали перед входом в храм креститься и делать поясной поклон. Женщины должны вытирать губную помаду перед тем, как приложиться к святыням, «чтобы не навлечь на себя гнев Божий».

Продолжение истории

За 70 лет существования - с 1844 по 1914 год - возобновленная обитель стала одним из крупнейших монастырей Российской Империи. Были обновлены древние храмы, построены гостиницы, трапезные, библиотека, жилые корпуса и мастерские. Появилась своя пасека и даже свечной заводик.

Революция 1917 года и приход новой власти резко изменили дальнейшую жизнь Святогорского монастыря. Его разграбление, поругание, осквернение святынь, избиение и убийства братии начались с 1918 года. Имущество храмового комплекса было изъято, а монахи выселены. В 1922 году монастырь был закрыт, Святые Горы были переименованы в Красные, а в обители организован Дом отдыха для рабочих Донбасса.

Огромный (высотой 54 метра) Успенский собор, освященный Харьковским архиепископом Макарием (Булгаковым) 4 сентября 1868 года, после закрытия монастыря большевиками превратился в Дом культуры с гримерной, уборной и оркестровой ямой в центре храма. В конце 90-х годов прошлого века собор был отреставрирован и 8 сентября 2000 года предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) митрополит Владимир совершил его освящение. Сейчас в храме идут богослужения и находятся основные святыни монастыря: мощи Иоанна Затворника и икона Святогорской Божией Матери.

В Покровской церкви, которую сейчас венчает небесно-голубой купол с золотыми звездами, в советское время была устроена водолечебница. Причем грязевая ванна стояла в алтаре - в самом святом месте храма. Огромные настенные часы, построенные местным мастером Антонием, комиссары сняли и повесили портреты Маркса, Энгельса и Ленина.
Сейчас в церкви, спроектированной харьковским архитектором Константином Тоном, размещается главная колокольня Святогорской Лавры с 17 колоколами, самый тяжелый из которых весит 6,5 тонны.

Действия большевиков и коммунистов напоминали вакханалию футбольных фанатов: все крушилось и ломалось. На вершине святой горы были взорваны два храма - Всех Святых и Преображения Господня. Кстати, обломки последнего послужили в 1928 году фундаментом для огромного 24-метрового памятника революционеру Артему (Сергееву), устроившемуся на вершине горы. То, что соратник Сталина появится на горе, предсказал блаженный старец Исаакий. За 30 лет до тех событий он предостерег наместника монастыря не строить на горе новый храм, так как там будет стоять «большой человек».

В 1960-х годах прошлого века в бывшем монастыре были уничтожены все монастырские кладбища.

В начале прошлого века в монастыре проживали тысяча двести монахов с послушниками, из них в постриге - 800 человек. С тех пор количество братии уменьшилось в десять раз - сейчас на территории монастыря проживают 120 монахов.
Жизнь продолжается

Обитель была вновь открыта в 1992 году, как и предсказывали многие Святогорские старцы. 29 декабря 2003 года состоялся акт окончательной передачи сохранившихся зданий, построек и земель, исторически принадлежавших монастырю. С 1995 года началась его реставрация. В 2000 году, неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году храма, на горе началось строительство нового деревянного скита - маленького уединенного монастыря. Постройки из бревен в традициях древнерусского зодчества XVI-XVII веков радуют глаз - настолько необычно горожанину видеть забор-частокол из толстых бревен, постройки (дома, храм, ажурные ворота), выполненные полностью из дерева - даже купола. Сейчас здесь руками умельцев возводится Деревянный храм во имя всех святых, «в земле Русской просиявших».

В 2004 году монастырь получил статус Лавры и уже является одним из крупнейших духовных центров Украины и стран СНГ. Сейчас на территории монастыря идут ремонтные работы, поэтому многие объекты для экскурсантов недоступны. Затягивает процесс реконструкции комплекса судебная тяжба с народным депутатом Зубовым от блока, который мы не можем назвать из-за ограничений, связанных с избирательной кампанией. По словам монахов, коммерсант захватил часть территории монастыря для размещения там кафе и своей приемной.

Итоги

Что удивляет на Святой Горе - способность растений (деревьев, кустарников, трав) выживать на белых меловых склонах, покрытых тончайшим слоем чернозема. Корни деревьев и кустарников упорно цепляются за жизнь, нависая над белой пропастью известковой скалы. Точно так же, как иноки, которые испокон веков борются за выживание и сохранение своей веры.

«Радуясь восстановлению из развалин этой древней обители, - писал когда-то святитель Иннокентий (Борисов), - обратите внимание на храм души своей и рассмотрите, не лежит ли он в развалинах. Ибо что пользы от вас, если вокруг нас все обновляется и восстает из развалин, а мы своими нравами, делами и жизнью будем походить на развалины? Что пользы для нас, если внешние храмы наши заблистают золотом, а внутренний храм души нашей останется пустым? Посему, возвращаясь в дома ваши, обозрите свою жизнь и вникните в свою совесть».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.