УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 53 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація розкол в Україні Мазепа Церква і політика Ющенко милосердя Церква і влада автокефалія Президент Віктор Ющенко Католицька Церква Голодомор Вселенський Патріархат церква і суспільство забобони Церква і медицина українська християнська культура шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі Священний Синод УПЦ церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну церковна журналістика монастирі та храми України Доброчинність іконопис УГКЦ краєзнавство постать у Церкві секти Патріарх Алексій II педагогіка комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков конфлікти молодь вибори діаспора






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Переяславская машина времени



«Зеркало недели» (Украина), Павлина Семиволос, 29 сентября — 5 октября 2007 года

Всего 80 км от Киева - и ты попадаешь в совершенно иной мир. Уютный, патриархальный, утопающий в зелени. Именно таким предстает перед путешественником отмечающий в этом году 1100-летний юбилей Переяслав-Хмельницкий - один из самых славных и древних отечественных городов, где формировалась украинская государственность, где утверждалась наша нация. А еще Переяслав без преувеличения можно назвать городом музеев - их в относительно небольшом населенном пункте целых 23. Да каких!..

Первое, что дарит гостю Переяслав, - это... улыбка. Губы сами по себе растягиваются до ушей, проблемы улетучиваются как по мановению волшебной палочки и на душе становится светло и хорошо. Воздух здесь особенный, с повышенным содержанием молекул радости, что ли? Или сама местность действует столь позитивно?..

Ну, то, что места здесь необыкновенные, - вне всякого сомнения. Неспроста же именно в Переяславе Тарас Шевченко создал свои лучшие произведения, среди которых «Заповіт», «Наймичка», «Єретик», «Кавказ», «І мертвим і живим», «Минають дні...». Тут жил и работал - преподавал риторику и пиитику в Переяславском коллегиуме - Григорий Сковорода. Здесь он написал сборник «Сад божественних пісень» и знаменитое «Всякому городу нрав і права». Именно в Переяславе еще один выдающийся украинец Николай Гоголь трудился над подготовкой мистического «Вия». Неспроста все это, ох, неспроста...

В Переяславе родились классик еврейской литературы Шолом-Алейхем и знаменитый украинский архитектор Владимир Заболотный. В мемориальном музее Владимира Игнатьевича, чьим главным шедевром стал проект здания Верховной Рады Украины (к слову, Заболотный спроектировал там абсолютно все, даже внутренний дизайн здания вплоть до мельчайших деталей!), царит особая атмосфера. Подозреваю, здесь полным ходом работает тайно изобретенная переяславцами машина времени: переступил порог музея и... раз! welcome to USSR! Но не в кондовый совок, а в жизнь интеллигентнейших, высокообразованных и культурных людей того периода. Людей, знавших толк в литературе, музыке (кстати, сам академик Заболотный весьма недурственно играл на скрипке, которую здесь же можно увидеть) и красивых изящных вещах.

Коллекция скульптур и восточных диковинок, прозрачные, наполненные воздухом и нежным светом лирические акварели Заболотного рассматривать нужно не спеша, со вкусом. Как и предлагавшиеся академиком проекты обустройства нынешнего Майдана Незалежности или Европейской площади. В музее же можно увидеть и мебель из здания ВР, изготовленную по проекту Владимира Игнатьевича. Очень, доложу я вам, адекватные предметы депутатского интерьера - добротные, функциональные, довольно лаконичные и скромные. Такие, какими, по идее, должны быть и сами слуги народа.

Рядом - археологический музей, сооруженный над остатками церкви ХІ века. Это первый в отечественной музейной практике опыт сохранения и экспонирования архитектурно-археологического памятника непосредственно на месте раскопок. Среди тамошних экспонатов особенно впечатляет роскошный бронзовый античный таз - лутерий, изготовленный в V ст. до н. э. Забавна и история его обнаружения. Оказывается, бесценную вещь во дворе у одной крестьянки совершенно случайно обнаружил музейный работник. Увидел и... чуть не лишился дара речи. Обуздав эмоции, предложил женщине «бартер»: он ей покупает новый таз, а она отдает ему лутерий. Хозяйка раритета, недолго думая, согласилась. К слову, даже приблизительно не представляя себе истинную ценность реликвии, крестьянка безжалостно использовала ее для хозяйственных нужд.

Из археологического плавно перемещаемся в музей трипольской культуры. По секрету признаюсь: переяславской экспозиции, конечно, далеко до находящихся в самом с.Триполье «побратимов», но диковинки, способные заинтересовать туриста, есть и здесь. Скажем, именно в переяславском собрании трипольских раритетов хранятся две удивительные керамические фигурки - фрагмент скульптуры так называемого вождя и голова антропоморфной скульптуры. Большинству из нас известны разве что довольно примитивные, в основном женские статуэтки трипольского «происхождения». Лицо же каждой фигурки, экспонирующейся в переяславском музее, наделено индивидуальными чертами, у каждого - свое выражение, по которому можно прочитать не только настроение, но и характер.

По соседству «прописался» музей казацкой славы. Это - уникальное собрание 200 картин и скульптур на казацкую тематику Василия Завгородного. Их автор передал в дар музею. Работы мастера великолепны! Талантливые, колоритные, а главное, такие настоящие, живые, такие украинские!.. Засмотришься на какого-нибудь задумавшегося запорожца и... переносишься в прошлое. В седые времена, пахнущие полынью и затерявшиеся «на битому чумацькому шляху»...

Обретенное у «казаков» патриотическо-поэтическое настроение как нельзя лучше подходит для посещения самого, пожалуй, знаменитого переяславского музея - народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины (между прочим, являющегося первым отечественным скансеном - музеем под открытым небом). В этом расположенном на 30 га музее тоже очень здорово. И необычайно интересно! А машин времени сколько!.. Заходишь в усадьбу киевлянина, жившего на Подоле в период Киевской Руси, и... Высокий частокол, вокруг шумят вековые деревья, в доме прохладно, спокойно, тихо... Подолянам тех времен можно только позавидовать: жили они в условиях куда более человеческих, нежели их потомки из ХХІ века.

А вот казацкая церковь Иоанна Богослова, построенная в 1606 году. Рядом - казацкое кладбище. Точнее, 67 каменных и деревянных крестов ХVII-XIX ст., перевезенных сюда с разрушенных кладбищ надднепрянских сел Переяславщины, попавших в зону затопления Киевского водохранилища. Место удивительное. И очень хорошее. Как будто охраняемое чем-то или кем-то добрым и мудрым.

Дом священника, шинок, музей украинского рушника, двор столяра, хата ткача, ярмарковый майдан, сельская управа, музей народного сухопутного транспорта... Гарантировано: впечатлений и эмоций будет выше крыши. Интересно, а что вам запомнится больше всего? У меня же переяславский скансен почему-то ассоциируется прежде всего с нарисованным на дверях хаты пасечника казаком Мамаем.

Вспоминаются любопытные изыскания именитого отечественного востоковеда Олександера Шокало, проводящего параллели между Мамаем и Буддой. А ведь действительно Мамай, как и Будда, - просветленный мудрец. Напрягите память: как изображают Мамая? Он сидит в позе лотоса, медитирует, устремив отстраненный взгляд в бесконечность... Не удержусь, чтобы не процитировать Сергея Жадана:

Будда сидів на високій могилі,
Будда споглядав
будяків цвітіння.
Навколо степи і баби похилі,
й країна - спорожнена
тиха катівня...

Впрочем, последние строчки не имеют к Переяславу-Хмельницкому ни малейшего отношения.

За организацию информационного тура по маршруту «Музейні скарбниці Київщини» автор благодарит Киевское областное туристическое агентство, управление культуры и туризма Киевской облгосадминистрации и Национальную туристическую организацию Украины.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.