УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 72 відвідувачів

Теги
педагогіка УГКЦ церква та політика розкол в Україні Голодомор вибори церква і суспільство милосердя Церква і влада молодь Ющенко Церква і медицина Мазепа діаспора українська християнська культура УПЦ КП Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис конфлікти Археологія та реставрація краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві монастирі та храми України забобони Патріарх Алексій II автокефалія Католицька Церква Президент Віктор Ющенко секти Предстоятелі Помісних Церков комуністи та Церква Доброчинність шляхи єднання Києво-Печерська Лавра Приїзд Патріарха Кирила в Україну церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






«Сейчас» (Украина): Дозвониться до небес



«Сейчас» (Украина), Наталья Мичковская, 21 августа 2007

Спрос на услуги телефонов доверия удовлетворяется в основном религиозными организациями

Более половины людей ежедневно испытывают психологические проблемы в стрессовых ситуациях, во время конфликтов, вследствие потери близкого человека. Психологические проблемы - это состояние психической деятельности, отличающееся от таковой у здорового человека. Причем психическая деятельность может быть ограничена двумя состояниями: полнейшим психическим здоровьем и самой грубой формой расстройства психики - психозом. Кстати, по мнению психологов, в нашей стране первое состояние практически не встречается.

В ситуациях, когда человеку недостает внимания и понимания, когда ему нужно немедленно выговориться, когда нет сил носить в себе проблему, бесцеремонно оттеснившую все остальные, в цивилизованных странах принято обращаться к психологу. У нас это пока не принято: подавляющее большинство граждан не могут себе позволить услуги квалифицированного специалиста, остальные просто не знают, куда обращаться. Хорошим выходом из этой, казалось бы, безвыходной ситуации стали телефонные службы доверия. Первые телефоны доверия появились в США более ста лет назад. Весной 1906 года священника Гарри Уоррена из Нью-Йорка разбудил звонок: «Умоляю Вас о встрече, у меня безвыходная ситуация!». «Завтра церковь открыта с утра», - сказал священник и повесил трубку. А наутро святой отец узнал, что звонивший повесился. Потрясенный случившимся, Гарри Уоррен дал объявление в газете: «Перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток...».

«Психологическая консультация по телефону напоминает самую обычную консультацию психолога, поэтому можно сказать, что практикующий психотерапевт - ближайший «родственник» психолога, работающего на телефоне доверия», - отметила газете «СЕЙЧАС» психолог Оксана Навроцкая. По ее словам, телефоны доверия могут быть как государственные, так и частные, но логичнее всего организовывать их при различных медицинских центрах (например, наркологических) и центрах психологической реабилитации. Кроме того, во многих странах существуют специальные телефоны доверия для детей и подростков.

Сегодня в Киеве без труда можно найти десятки телефонов экстренной психологической помощи. Интересно, что работники разных служб зачастую дают совершенно разные консультации по одному и тому же вопросу, но это тема для отдельного разговора. Объединяют различные службы доверия основные принципы работы: постоянная доступность, анонимность звонка, уважение к клиенту, отсутствие давления со стороны консультанта. Специалисты отмечают, что чаще всего в службу телефонной консультации обращаются подростки. «Подростки звонят с самыми разными проблемами - первая любовь, отношения с родителями, насилие в семье»,- рассказала газете «СЕЙЧАС» вице-президент НПЦ «Дианализ» Виктория Егорова. Достаточно часто в телефонные службы доверия звонят пожилые одинокие люди и женщины с проблемами в личной жизни - им, как правило, нужно просто выговориться, реже спросить совета. И, разумеется, много звонков от людей с психическими заболеваниями. В любом случае, длительность беседы с абонентом не ограничена и теоретически может продолжаться часами. Согласно установленному правилу, прекратить беседу может только клиент, а вот у психолога такой возможности нет, даже если звонок оказался весьма неприятным. «Психологи в службах доверия работают фактически на износ, а платят им катастрофически мало», - считает г-жа Егорова. Так что стимула для работы нет - люди трудятся, что называется, «за идею».

В некоторых случаях звонок по телефону доверия является для человека последней попыткой найти помощь, и в такие моменты от психолога требуются умелые и решительные действия, которые зачастую могут предотвратить трагедию. «Психологу нужно быстро найти «правильные» слова, успокоить клиента, заставить его задуматься о том, что он собирается сделать»,- говорит г-жа Навроцкая. В целом, консультанты стараются не давать каких-либо советов, касающихся жизни абонента, однако могут предложить ему обратиться в службы, специализирующиеся на более узком круге проблем.

«Службы доверия востребованы, и спрос на такие услуги показывает, что данный вид деятельности целесообразно расширять. Однако следует отметить, что у нас очень мало социальной рекламы, которая бы доводила до широких слоев населения координаты подобных служб»,- отмечает Виктория Егорова. Кстати, обзор телефонов доверия, проведенный газетой «СЕЙЧАС», показал, что на эти услуги в Киеве действительно есть спрос, однако удовлетворяется он, в первую очередь, религиозными организациями: из четырех взятых наугад телефонов доверия «светским» оказался только один. Справедливости ради отметим, что помогают Христианские линии доверия всем без исключения, независимо от веры в Бога.

А в России несколько лет назад появился весьма необычный телефонный сервис - эдакое продолжение телефонной службы доверия. Всем желающим предлагалось позвонить по указанному номеру и пожаловаться лично... Богу. Голос будто бы воскресшего Левитана мог услышать каждый, набравший обычный мобильный номер. Правда, Всевышний на жалобы не реагировал: услуга предполагала одностороннее общение. Тем не менее «божественный» автоответчик быстро оказался переполненным и пожаловаться Богу «по полной программе» для большинства абонентов оказалось весьма проблематично.

Неврозы встречаются более чем у 90% нашего населения, однако культура психического здоровья в большинстве случаев не позволяет людям обращаться за профессиональной помощью: до врача доходит лишь каждый десятый. Хорошим выходом из ситуации для многих может стать звонок в телефонную службу доверия - ведь основная функция работников этой службы заключается именно в оказании психологической помощи людям, обратившимся со своими проблемами. Психологи отмечают, что для нашего менталитета вообще свойственно жаловаться на жизнь и просить совета, так что подобные услуги в Украине просто обречены на успех. Однако, поскольку обращение в такую службу добровольно, анонимно и в большинстве случаев носит разовый характер, о результатах труда сотрудников телефонных служб доверия если и можно говорить, то только условно: как правило, психолог не знает, как его консультация повлияла на дальнейшую жизнь клиента.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.