УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 179 відвідувачів

Теги
Церква і медицина церковна журналістика іконопис Вселенський Патріархат Католицька Церква Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика конфлікти Патріарх Алексій II вибори Церква і політика молодь монастирі та храми України милосердя забобони 1020-річчя Хрещення Русі діаспора Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство церква і суспільство постать у Церкві Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква розкол в Україні автокефалія Голодомор Мазепа Доброчинність українська християнська культура Києво-Печерська Лавра Ющенко Археологія та реставрація Церква і влада Священний Синод УПЦ шляхи єднання УГКЦ УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка секти






Рейтинг@Mail.ru






«Панорама» (Сумы): Старые сумские кладбища: история и современность



«Панорама» (Сумы), Петр Павловский, 06.09.2007

Минимум восемь исторических мест официальных захоронений не нанесены на карту Сум, однако ни одно из старых городских кладбищ не осквернено современной застройкой. Пока…
Первое сумское кладбище располагалось почти в центре Суминой крепости, основанной казаками Герасима Кондратьева в 1652 г. На его месте ныне стоят памятник Харитоненко и альтанка. Последнее захоронение на нем было сделано в XVIII в. Второе кладбище находилось на территории современного подворья Спасо-Преображенского кафедрального собора на улице Соборной.

На месте третьего, северный край которого выходил к современной площади перед железнодорожным вокзалом, ныне разбит привокзальный сквер и установлен памятник партизанам Сумщины. Его очертания в точности повторяют очертания старого погоста.

Не верьте слухам

Говорят, что многие жилые массивы современного города «стоят на костях». Разобраться, так ли это, нам поможет известный сумской краевед Сергей КОНДРАТЕНКО.

«Следует сразу же сделать поправку, — подчеркивает Сергей Николаевич, — что кроме территорий трех первых городских кладбищ под захоронения отводились подворья всех городских храмов. Кроме сохранившихся до наших дней соборов и церквей достойных прихожан и духовных отцов хоронили на подворьях стоявших некогда рядом друг с другом Введенской и Покровской церквей (начало Соборной улицы), Николаевской церкви (юго-восточный угол площади Независимости) и Рождества Пресвятой Богородицы (правое крыло Дворца культуры СНПО им. Фрунзе). Эти храмы не сохранились. Петропавловская церковь, стоящая на территории Центрального городского кладбища, в 1851 г. изначально строилась как кладбищенский храм».

Получается, что лишь правая стена заводского ДК могла попрать прицерковное захоронение. На месте церкви Рождества Пресвятой Богородицы сегодня построена часовня. Так испокон веков «запечатывались» места старых погребений.

"…о здесь лежащих"

Официальное решение о закрытии второго городского кладбища, на месте которого ныне разбит привокзальный сквер, было принято в 1892 г. Как происходила процедура закрытия?

«Никаких специальных обрядов для закрытия кладбищ не существовало и не существует, — рассказывает настоятель храма Святителя Луки отец МАКСИМ. — На месте погоста, закрытого волею обстоятельств или решением властей, обычно строилась часовня, где бы можно было отслужить молебен с обязательным чтением молитвы „…о здесь лежащих и повсюду погребенных христианах“. Существует традиция столетнего покоя на месте закрытого кладбища. Наши предки никогда не строили на местах захоронений жилые дома».

Традицию проигнорировали в начале 80-х при расширении проезжей части улицы Харьковской. Под ножи скреперов ушло заброшенное хуторское кладбище конца XVII в., располагавшееся недалеко от озера Чеха. То ли новый профиль трассы повлиял на водителей, то ли иные причины, но именно этот участок дороги приобрел недобрую славу самого опасного в городе. Аварии следовали одна за другой. После молебна и начала строительства на месте уничтоженного погоста часовни количество ДТП сократилось.

Из десяти городских православных храмов сохранились семь. От трех не осталось и следа. Покаянная часовня возведена на месте лишь одной…

Есть еще одно покаянное место — юго-восточный край промышленной зоны, примыкающей к действующему Лучанскому кладбищу. Там располагался Новоместенский погост, от которого не осталось и следа. На беспорядочно зарытые человеческие останки натолкнулись при расчистке под застройку двора старой городской тюрьмы, на углу улиц Горького и Леваневского. Это были останки жертв чекистских, а потом и фашистских расстрелов. Работы моментально свернули. Однако потом замостили автостоянку… Старые захоронения обнаружили, копая котлован вблизи действующего кладбища на Басах. Найденный в одной из могил серебряный оклад иконы передали в музей. Место освятили, стройку остановили.

Они заслужили покой

Межконфессиональный скандал может вспыхнуть по поводу возможного строительства греко-католического храма на месте кладбища, закрытого в 1892 г. (где ныне привокзальный сквер). В адрес сумского мэра минувшим летом было направлено «Открытое письмо сумской интеллигенции». В числе многих подпись под обращением поставила и заведующая отделом религиозного образования и катехизации Сумской епархии Надежда ШУЛЬЖЕНКО.

«О планах мэрии выделить землю под строительство греко-католического храма, — рассказывает Надежда Николаевна, — мы узнали из газет. О том, что в Сумах есть небольшой римско-католический приход, а на улице Дзержинского стоят историко-архитектурные памятники католицизма — костел Благовещения Пресвятой Девы Марии и лютеранская кирха — знают все. О том, что в Сумах есть греко-католическая община, никто никогда не слышал. Этого просто не может быть!»

Письмо было направлено в мэрию 26 июня. Ответа нет по сей день, а это значит, что мы обязательно вернемся к этой теме. Конец земной жизни любого человека — это не точка, а запятая новых строк летописи родного города. Стереть без следа их невозможно…

Сумской гарнизонный храм

До революции каждое крупное войсковое формирование имело свой храм. В свою церковь на молебны приходили и казаки Сумского слободского казачьего (впоследствии — гусарского) полка. Казачья Покровская церковь (1780 г.) стояла на нынешней Красной площади, там, где начинается пешеходная зона Соборной улицы. Рядом с нею — вторая церковь — Введенская (1821 г.), построенная в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Ее на полном основании тоже можно считать военной. Именно в день Введения во храм Пресвятой Богородицы Александр III провел первый строевой смотр Регулярного корпуса пограничной стражи. С тех пор этот день называют церковным Днем пограничника. Покровская церковь в XIX в. получила официальный статус гарнизонной.

Церкви-сестрицы в 30-е годы не пощадили большевистские реформы «декларативного безбожия». Однако сегодня зарождаются планы восстановления казачьего храма. Под временное пристанище иконостаса Покровской церкви несколько лет назад освятили небольшое помещение на втором этаже соседнего здания исторической застройки, где сейчас располагается магазин «Монарх». Там же расположен казачий музей. Его хранит краевед Сергей КОНДРАТЕНКО. В экспозиции — казачья амуниция, оружие, раритетные предметы быта.

Иностранные кладбища

В 1851 г. в Сумах была построена кладбищенская церковь Петра и Павла, а часть земель Петропавловского выгона отвели под новое городское кладбище. Это была окраина города. Дальше по Лебединскому тракту (ныне улица Кирова) за городской чертой располагался Кадетский корпус, за ним — хуторские земли Москаливщины.
Юго-западный угол Петропавловского кладбища отвели под «немецкий погост».

Восточное крыло — под иудейские захоронения. На «немецком погосте» хоронили иностранцев. К тому времени их было в Сумах предостаточно. Иностранные специалисты работали на рафинадном заводе, в машиностроительных цехах (ныне завод им. Фрунзе), на литейном заводе за Чеховым озером (не сохранился) и других предприятиях.

В годы гитлеровской оккупации Сум захоронений на «немецком погосте» не делали. Погибших солдат и офицеров вермахта хоронили поближе к центру города, на территории Ильинской церкви (перекресток Красногвардейской и Пролетарской улиц).

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.