УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 185 відвідувачів

Теги
забобони церковна журналістика монастирі та храми України Священний Синод УПЦ милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну Голодомор діаспора УГКЦ Доброчинність Києво-Печерська Лавра Церква і влада краєзнавство Церква і медицина шляхи єднання Католицька Церква церква та політика розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі Патріарх Алексій II Церква і політика автокефалія педагогіка іконопис Президент Віктор Ющенко вибори Мазепа конфлікти церква і суспільство секти комуністи та Церква українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП молодь Археологія та реставрація постать у Церкві Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): Семейный подряд. А Церковь причём?



«Притвор» (Киев), Дмитрий Папета, 12.10.2007

Если Вы, прочитав название статьи, подумали, что речь пойдёт о семейном бизнесе, то, в принципе, не ошиблись. Единственная уточняющая деталь - наш разговор будет о «семейном подряде» в церковной среде. Достаточно в компании клириков упомянуть данное словосочетание, и вас сразу же поймут, сделают понимающее выражение лица и, возможно, упомянут о каком-нибудь случае из личного опыта. Но вот почему данное выражение вызывает у людей определенную чёткую ассоциацию, ответить сможет не каждый. Так у нас повелось - мы всегда замалчиваем любые проблемы, существующие в церковной среде, и только когда уже молчать никак нельзя, потому что об этом уже трубят «на каждом столбе», появляется какая-то своеобразная реакция-ответ.

Так вот, возвращаясь к проблеме «семейного подряда», хотелось бы признать, что это - извечная дилемма не только Церкви, но и любого специалиста узкого профиля. Дело в том, что когда речь заходит о какой-нибудь профессии, например, врача или артиста, то мы часто видим целые династии представителей одного и того же ремесла. То же можно сказать и о духовенстве. Представители известных фамилий священников уже несколько поколений подряд служат Церкви, но в данном случае мы говорим не о самом принципе священнического служения в поколениях, а немного о другом аспекте «семейного подряда». На практике вырисовывается такая картина: есть настоятель - священник. Он - глава и хозяин прихода. Соответственно, матушка его - «правая рука». Она отвечает, например, за хор, за хозяйство и т.д. И это, в общем, естественно. В том случае, если матушка действительно является хорошим помощником, то с плеч батюшки снимается множество рутинных, но важных забот. Такая форма в основном характерна для сёл, небольших приходов. Как показала практика, она очень эффективна, и в большинстве случаев несёт благо.

Но есть, как говорят, и другая сторона медали. Очень часто, особенно когда речь идёт о большом, хорошем в плане дохода приходе, на первое место выступает не только настоятель - с матушкой или без неё (это в данном случае уже не имеет никакого значения), но ещё и целая канва родственников, кумовей, племянников и знакомых. Вокруг «большого человека» появляется целая свита «своих», «неприкасаемых», зачастую «правящих бал», присваивая себе все дела прихода. Может возникнуть вопрос: «А что тут плохого»? И, конечно, что плохого, когда возле батюшки, так сказать, верные, надёжные, проверенные люди, когда есть на кого и в чём положиться? Но суть, всё-таки, в том, что когда человек не из «круга» получает распределение в такой «семейный бизнес», то ему можно только посочувствовать. В пример мы можем привести обычную ситуацию, когда в компании работает «мама, папа, я - дружная семья», и попробуйте в этом предприятии проявить творчество, сделать карьеру или денег заработать. К тому же, чисто по-человечески, никому из нас неприятно видеть людей, получающих работу не из-за талантов, а из-за семейного положения. Это касается как бизнеса, так и политики.

В Уставе православной Церкви сказано: «Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания»1. На деле же получается, что правит не собрание прихода, а собрание родственников и знакомых. Главная цель таких «предприятий» - это контроль за всеми финансовыми потоками и использование служебного положения в личных целях. К сожалению, в церковном Уставе не запрещено вводить родственников в состав Приходского собрания и назначать в одностороннем порядке старосту прихода из числа «своих». Данная практика весьма разрушительно влияет как на саму жизнь многих приходов, так и на социальную работу, которую Церковь обязана проводить. Цель самой деятельности прихода теряет свой первичный смысл, превращаясь в обыденное семейное дело, что само по себе неприемлемо и непозволительно для «собрания святых», которым является Церковь.

Как с этим бороться? Ведь нужно же когда-то преодолеть постыдную практику кумовства и сватовства. Возможно, стоит включить в церковный устав положение о нежелательности ставить на ответственные посты - такие, как староста, или казначей, - родственников священнослужителей. Приходу нужно нормальное христианское управление, основывающееся на коллективном участии прихожан, и это позволит направлять жизнь общины на благо всех членов, а не только на отдельных её представителей, часто ищущих не Царства Божьего, а элементарно пошлой и банальной выгоды.


1. Устав Русской Православной Церкви. - 11гл., 34 пункт.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.