«ProUA.com» (Украина), Андрей Косовский, 26.11.2007 Если раньше «ловцы душ» работали по принципу распространения дешевой контрабандной косметики и телемаркетов, то сейчас кто-то решил продвинуть свой товар с качественно новым размахом. Всевозможными христианскими блоками и религиозно-демократическими партиями украинского наблюдателя удивить сложно. Несмотря на звучные названия и близкие многим евангелистские платформы, эти образования никогда не пользовались повышенной популярностью избирателей. А все потому, что действовали они по старинке, не прибегая к технологиям и не аккумулируя значительных финансовых средств. По-настоящему состоятельные люди не считали нужным вкладывать деньги в потенциальных неудачников. Да и сами клерикалы, очевидно, надеялись только на помощь небес и играли в политику не ради победы, а ради участия. И вот теперь ситуация может резко измениться. На выборах 2007 года в избирательных списках появилось политическое образование, на которое мало кто обратил внимание. А зря. Речь идет о «Христианском блоке». Основное его отличие от прочих политико-религиозных проектов - это ставка на действующих пасторов в предвыборном списке. Судите сами: под знаменами блока в парламент двинулись: Христианская Евангельская Церковь, Евангельские христиане баптисты, Независимые харизматические церкви и «Эммануил». В итоге «Христианский блок» набрал невзрачные 0,1%. Но вот что показательно: наибольшая региональная поддержка блоку была оказана там, где проповедуют пасторы из списка. Для Украины это был второй после выборов мэра Киева случай в подтверждение старого тезиса: прихожане «неортодоксальных» церквей «как один» голосуют за того, на кого укажет лидер. Читатель может возразить: проект-то оказался проигрышным, а то, что верующих подобных церквей отличает повышенная политическая боеготовность, было известно и так. Все это, конечно, правда. Но речь не об этом. Суть прецедента заключается в том, что на территории Украине впервые был создан полностью клерикальный, «неортодоксальный» блок, костяк которого составили священники, а не миряне-прихожане. То есть, желание идти в политику у представителей церквей есть. Ну а результат 0,1%, с учетом нынешнего роста приходов, можно считать разведкой боем. Теперь о второй необходимой составляющей успешного политического проекта - финансах. Не секрет, что большинство церквей отнюдь не нищенствуют, более того - оперируют миллионными суммами. Но все же иметь необходимые деньги и быть готовым вложить их в политику - это две большие разницы. В Украине эту разницу почувствовали. Уже есть люди готовые играть «по-взрослому». Михаил Брыных в статье «Богові потрібна твоя адреса» достаточно четко указал на перспективы работы «новых» церквей в Украине. Добавим к этому, что появление биг-бордов и другой рекламы (которая, как правильно было замечено, «тянет» на очень значительную сумму) - новый этап в религиозном маркетинге. Если раньше «ловцы душ» работали по принципу распространения дешевой контрабандной косметики и телевизионных маркетов, то сейчас кто-то решил продвинуть свой товар с качественно новым размахом. То есть, по крайней мере, в одной в церкви вкладывать очень большие деньги в промоушен готовы. Более того, они умеют это делать по всем правилам бизнеса. Естественно, по окончании умело организованной рекламной кампании этот «кто-то» намерен получить прибыль - как в денежном эквиваленте, так и в качестве подконтрольного человеческого ресурса. Дальнейший шаг - инвестировать полученные средства и ресурсы в такую сферу деятельности, где требуется и то, и другое, а полученный результат гарантированно дает повышенную прибыль и влияние. То есть - в политику. Метод - создание постоянно действующей партии при активной поддержке раскрученной религиозной организации. Здесь следует упомянуть еще одну необходимую составляющую успешного бизнес-проекта - опыт. Одно дело - атаковать потенциального прихожанина-потребителя с помощью агрессивной рекламы и акций; другое - раскручивать политическую партию. И тут украинским пионерам «церковно-политического маркетинга» может пригодиться опыт коллег из ближнего зарубежья. Латвийская первая партия, членам которой удалось дважды пройти в парламент, преодолев 5% (!) барьер, - яркое подтверждение эффективности описанной выше технологии. Эту политическую силу называют «партией священников». А все потому, что выборы этой политической силе практически полностью «сделал» глава церкви «Новое поколение» Алексей Ледяев. Чтобы не быть голословными, приведем цитату: «После того, как я изучил биографию этих людей и их программу, я заявил на собрании: «Церковь «Новое поколение» отдает свои голоса за Латвийскую Первую Партию». Это, конечно, было очень рискованно. Ведь вместо евангелизации мы фактически занимались агитацией. Вся церковь берет бюллетени, идет из дома в дом и говорит: - Голосуйте за Латвийскую Первую Партию. - А кто они такие? - Священники. - А чему они нас будут учить? «Отче наш» молиться? - Нет, они будут нас учить цивилизованно жить. ... Когда были подсчитаны голоса, ранним утром ко мне звонят из Первой Партии и говорят: «Вместо 5% барьера, мы набрали 10% голосов». Это была просто ошеломляющая победа - победа Латвийской Первой Партии и «Нового поколения»...Вот почему, отвечая на вопрос о грязи в политике, я сказал, что туда нужно пойти Божьим ассенизаторам и очистить наше правительство от всякого навоза, нечестия и всякого проклятия». С полным вариантом этого весьма занимательного интервью можно при желании ознакомиться здесь. Сами же отметим, что Украине существует свой вариант ледяевской концессии, и называется он «Украинская Христианская Церковь «Новое поколение». В это образование входит около 120 церквей. И в нашей стране пропагандируется политическая активность прихожан, а на местах церковь сотрудничает с разными партиями, которые видят в этом вполне понятную выгоду. Однако, подобная политическая многовекторность, надо полагать, продолжаться будет недолго. Ведь ледяевский концепт «нового мирового порядка» предполагает активнейшую экспансию клерикальных представителей в органы власти. Ну, а входить туда, как известно, лучше самостоятельно, чем рассчитывая на память и порядочность партнеров. ...Вот и получается, что в Украине уже появились люди, которые располагают не только человеческими ресурсами, финансами и желанием их тратить, но и пониманием того, как это сделать. Тем более, что внутренний рынок духовных ценностей украинцев практически не защищен, а уже имеющиеся топ-политики «достали» очень многих. Так что, дело за малым - начать... |