УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 48 відвідувачів

Теги
УГКЦ Церква і медицина краєзнавство діаспора комуністи та Церква УПЦ КП Голодомор милосердя іконопис українська християнська культура шляхи єднання Мазепа конфлікти Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика молодь Доброчинність Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) Ющенко церква та політика Вселенський Патріархат Католицька Церква Києво-Печерська Лавра Церква і політика розкол в Україні Священний Синод УПЦ вибори забобони церква і суспільство секти постать у Церкві монастирі та храми України педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада автокефалія 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): Сор в церковной избе. Как совместить идеализированный образ Церкви с реально существующим положением вещей?



«Притвор» (Киев), Дмитрий Папета, 23.11.2007

Общаясь с разного рода людьми, активно участвуя в общественной жизни православного общества, мы столкнулись с одной очень интересной проблемой, вызвавшей не просто живой интерес, но даже некую здоровую обеспокоенность в умах многих небезразличных людей. Вопрос заключается в том: «Стоит ли замалчивать и скрывать проблемы, существующие внутри церковной среды»? Этот вопрос касается не только Православной Церкви, но церквей вообще. О чём конкретно идёт речь?

Церковь, как и любая другая организация, является собранием людей, действующих по определенным законам и принципам, принятых в данной структуре. Конечно, не нужно забывать, что Церковь - это, в первую очередь, богочеловеческий организм, и к ней в чистом виде не применимы стандартные гражданские критерии оценки. Но если всё же рассматривать именно аппарат управления Церкви, который не только зарегистрирован госорганами, но ещё и ведёт активное взаимосотрудничество с государством, то здесь можно прибегнуть к некоторым мерам оценки, применимым к общественным организациям.

Церковь, особенно для славянских народов, всегда была и является большим авторитетом во всех областях человеческой жизнедеятельности, что накладывает на неё высокое и почётное призвание - служение нации, требующее от церковнослужителей соответствующего уровня честности и морали. Требования к духовенству всегда были намного выше, чем требования к тем же политикам и правителям. Доказательством тому может служить то огромное возмущение, возникающие у людей при виде, например, пьяного священнослужителя. Пьяный же политик никогда бы не вызвал такой реакции. Ну, злоупотреблял спиртным покойный Борис Николаевич! Все дружно смеялись, и всё на этом. А вот всевозможные рассказы о проделках и ошибках батюшек присутствуют в любом разговоре, который начинают между собою люди, не являющиеся активными прихожанами, которым просто совестно об этом говорить. Люди хотят видеть в своих пастырях истинный идеал, образцовых людей, на которых можно равняться и к которым можно прийти за советом.

Приведём пример психологов. Люди ходят к ним за помощью, посвящают их в свои тайны, но там им достаточно знать, что у этого специалиста есть хороший диплом и пристойный опыт работы. К священнику часто ходят именно за тем же - услышать совет, получить моральную поддержку, но от него требуют не столько образования, которое, конечно же, немаловажно, сколько в нём хотят видеть образец для подражания - человека, который на практике достиг того, к чему мы только стремимся. Это желание идеализации присутствует в каждом живом разумном существе, в не зависимости от его социального статуса или национальности.

Если коснёмся самой внутренней идеологии Церкви, то столкнёмся с некоей антиномией, часто смущающей умы многих людей. Дело в том, что в священном писании о Церкви сказано, что она есть «собрание святых», то есть, праведных. Но при этом же на вопрос учеников: «Кто может спастись?», Христос ответил: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Марк.10.27). Уже в этом скрыто противоречие. Церковь собрание святых, но спасаются они не своей святостью, а милостью Божьей. Но если присмотреться, то увидим, что это - не противоречие, а констатация факта, свидетельствующая, что человек слаб, и сам не может обрести спасение, разве что посредством милости Божьей, при этом же люди призваны быть святыми, что само по себе уже гарантирует милость Божью. В этом и заключается парадокс пребывания человека на земле. С одной стороны, мы призваны к святости, а, с другой, обречены на крах без помощи и милости Божьей. Так вот, когда мы касаемся вопроса церковной морали и её внутренней жизни, перед нами открывается дилемма между идеалом нарисованным в нашем сознании, и реально существующим положением вещей. Когда же идёт речь о серьёзных внутренних и внешних проблемах, возникающих в Церкви, то негласно существует практика замалчивания большинства таких проблем. Так сказать, никто не хочет «выносить грязное бельё на люди». И вот здесь перед нами открывается важный момент, о котором было сказано вначале: «Что нужно делать в ситуации, когда существует сложная серьёзная проблема, определенно требующая обсуждения и решения? Что делать в такой ситуации: выставлять ли её на суд общества или скрыть всё, что возможно, и молчать, попытавшись каким-то образом решить её без широкой огласки»?

Какой из этих вариантов правильный, сказать сложно. Каждая различная проблема имеет множество собственных аспектов и особенностей, но при этом не стоит забывать, что мы живём в свободном и открытом обществе, призванном решать все вопросы сообща, то есть, демократическим путём (нравится это кому-то или нет). Дело в том, что многие конфликты, которые возникают внутри Церкви, замалчиваются и скрываются, постепенно превращаясь в неизлечимую язву, пожирающую «собрание святых» изнутри. И если о них не говорить, не обличать, не поднимать на общественное обсуждение, то они так и останутся болезненными и нерешёнными. Также нужно помнить, что, к сожалению, общественное мнение и правильное мнение не всегда совпадают, при этом очень сложно определить корень проблемы, не придав ей какого-то собственного мнения, присутствующего у каждого из нас. Практически, мы стоим перед выбором, требующим особой мудрости, тонкости и разума при принятии того, или иного решения. Нам остается довериться лишь одному принципу, который был дан нам Христом: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16).

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.