УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 75 відвідувачів

Теги
вибори забобони УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі молодь Церква і медицина педагогіка комуністи та Церква Вселенський Патріархат Голодомор Президент Віктор Ющенко постать у Церкві Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти церква і суспільство Мазепа монастирі та храми України секти Патріарх Алексій II Церква і влада Ющенко Церква і політика краєзнавство шляхи єднання милосердя Священний Синод УПЦ Доброчинність церква та політика УГКЦ Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис діаспора Католицька Церква розкол в Україні автокефалія українська християнська культура церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): Сор в церковной избе. Как совместить идеализированный образ Церкви с реально существующим положением вещей?



«Притвор» (Киев), Дмитрий Папета, 23.11.2007

Общаясь с разного рода людьми, активно участвуя в общественной жизни православного общества, мы столкнулись с одной очень интересной проблемой, вызвавшей не просто живой интерес, но даже некую здоровую обеспокоенность в умах многих небезразличных людей. Вопрос заключается в том: «Стоит ли замалчивать и скрывать проблемы, существующие внутри церковной среды»? Этот вопрос касается не только Православной Церкви, но церквей вообще. О чём конкретно идёт речь?

Церковь, как и любая другая организация, является собранием людей, действующих по определенным законам и принципам, принятых в данной структуре. Конечно, не нужно забывать, что Церковь - это, в первую очередь, богочеловеческий организм, и к ней в чистом виде не применимы стандартные гражданские критерии оценки. Но если всё же рассматривать именно аппарат управления Церкви, который не только зарегистрирован госорганами, но ещё и ведёт активное взаимосотрудничество с государством, то здесь можно прибегнуть к некоторым мерам оценки, применимым к общественным организациям.

Церковь, особенно для славянских народов, всегда была и является большим авторитетом во всех областях человеческой жизнедеятельности, что накладывает на неё высокое и почётное призвание - служение нации, требующее от церковнослужителей соответствующего уровня честности и морали. Требования к духовенству всегда были намного выше, чем требования к тем же политикам и правителям. Доказательством тому может служить то огромное возмущение, возникающие у людей при виде, например, пьяного священнослужителя. Пьяный же политик никогда бы не вызвал такой реакции. Ну, злоупотреблял спиртным покойный Борис Николаевич! Все дружно смеялись, и всё на этом. А вот всевозможные рассказы о проделках и ошибках батюшек присутствуют в любом разговоре, который начинают между собою люди, не являющиеся активными прихожанами, которым просто совестно об этом говорить. Люди хотят видеть в своих пастырях истинный идеал, образцовых людей, на которых можно равняться и к которым можно прийти за советом.

Приведём пример психологов. Люди ходят к ним за помощью, посвящают их в свои тайны, но там им достаточно знать, что у этого специалиста есть хороший диплом и пристойный опыт работы. К священнику часто ходят именно за тем же - услышать совет, получить моральную поддержку, но от него требуют не столько образования, которое, конечно же, немаловажно, сколько в нём хотят видеть образец для подражания - человека, который на практике достиг того, к чему мы только стремимся. Это желание идеализации присутствует в каждом живом разумном существе, в не зависимости от его социального статуса или национальности.

Если коснёмся самой внутренней идеологии Церкви, то столкнёмся с некоей антиномией, часто смущающей умы многих людей. Дело в том, что в священном писании о Церкви сказано, что она есть «собрание святых», то есть, праведных. Но при этом же на вопрос учеников: «Кто может спастись?», Христос ответил: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Марк.10.27). Уже в этом скрыто противоречие. Церковь собрание святых, но спасаются они не своей святостью, а милостью Божьей. Но если присмотреться, то увидим, что это - не противоречие, а констатация факта, свидетельствующая, что человек слаб, и сам не может обрести спасение, разве что посредством милости Божьей, при этом же люди призваны быть святыми, что само по себе уже гарантирует милость Божью. В этом и заключается парадокс пребывания человека на земле. С одной стороны, мы призваны к святости, а, с другой, обречены на крах без помощи и милости Божьей. Так вот, когда мы касаемся вопроса церковной морали и её внутренней жизни, перед нами открывается дилемма между идеалом нарисованным в нашем сознании, и реально существующим положением вещей. Когда же идёт речь о серьёзных внутренних и внешних проблемах, возникающих в Церкви, то негласно существует практика замалчивания большинства таких проблем. Так сказать, никто не хочет «выносить грязное бельё на люди». И вот здесь перед нами открывается важный момент, о котором было сказано вначале: «Что нужно делать в ситуации, когда существует сложная серьёзная проблема, определенно требующая обсуждения и решения? Что делать в такой ситуации: выставлять ли её на суд общества или скрыть всё, что возможно, и молчать, попытавшись каким-то образом решить её без широкой огласки»?

Какой из этих вариантов правильный, сказать сложно. Каждая различная проблема имеет множество собственных аспектов и особенностей, но при этом не стоит забывать, что мы живём в свободном и открытом обществе, призванном решать все вопросы сообща, то есть, демократическим путём (нравится это кому-то или нет). Дело в том, что многие конфликты, которые возникают внутри Церкви, замалчиваются и скрываются, постепенно превращаясь в неизлечимую язву, пожирающую «собрание святых» изнутри. И если о них не говорить, не обличать, не поднимать на общественное обсуждение, то они так и останутся болезненными и нерешёнными. Также нужно помнить, что, к сожалению, общественное мнение и правильное мнение не всегда совпадают, при этом очень сложно определить корень проблемы, не придав ей какого-то собственного мнения, присутствующего у каждого из нас. Практически, мы стоим перед выбором, требующим особой мудрости, тонкости и разума при принятии того, или иного решения. Нам остается довериться лишь одному принципу, который был дан нам Христом: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16).

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.