УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 137 відвідувачів

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква автокефалія вибори краєзнавство постать у Церкві Церква і політика розкол в Україні забобони церква і суспільство Вселенський Патріархат секти педагогіка шляхи єднання Голодомор діаспора УГКЦ церква та політика українська християнська культура Ющенко Президент Віктор Ющенко молодь Церква і влада Археологія та реставрація Священний Синод УПЦ монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика іконопис комуністи та Церква Доброчинність УПЦ КП милосердя Патріарх Алексій II 1020-річчя Хрещення Русі Мазепа Церква і медицина Митрополит Володимир (Сабодан) конфлікти Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






«Экономические известия» (Украина): Людмила Филипович: «Церкви выгодно установить прозрачные, четко урегулированные финансово-экономические взаимоотношения с государством»



«Экономические известия» (Украина), Дмитрий Марковский, 05 Декабря 2007

О проблемах церкви в ее взаимоотношениях с властью рассказала директор Центра религиозной информации и свободы Людмила Филипович.

Вопрос: Как вы оцениваете предложение Леонида Черновецкого, которое он озвучил в сентябре при встрече с членами Совета церквей и религиозных организаций, отчитываться в мэрии об их тратах на нужды социально незащищенных слоев киевлян в обмен на помощь в выделении земли под строительство культовых сооружений?

Ответ:
Предложение мэра было, как всегда, неожиданно и оригинально. Но форма, в которой это предложение прозвучало, похожа скорее нашантаж. Церковь по Конституции отделена от государства, поэтому она не обязана отчитываться перед госорганами о своей деятельности. И мэр, как юрист, неможет этого не знать. Церкви в принципе могут проигнорировать его. Но в рамках столицы загвоздка существует и в юридическом статусе организации, с членами которой встречался мэр. В отличие от Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, совершенно самостоятельного органа, Совет церквей и религиозных организаций в Киеве существует при киевском городском голове. Значит, этот орган подчинен местной власти и, киевский мэр может претендовать наруководящую роль в его деятельности. Чем и воспользовался господин Черновецкий. Он поставил киевские церкви в зависимость от себя, дав понять, что приотсутствии сотрудничества, сможет не гарантировать их право на выделение земли под строительство культовых зданий.

Можно предположить, чтонекоторые церкви предоставят в мэрию отчет о своей деятельности в социальной сфере. Но, скорее всего, такой отчет будет отпиской с указанием отдельных фактов и примеров.

В: Если церкви есть о чем сказать, почему ей не показать весь масштаб своей благотворительности? И насколько богаты церкви?

О:
Благотворительность церквей многовекторна, но мы не имеем совокупной картины всех проектов, размеров помощи. Мы видим только отдельныефакты. Церкви не заинтересованы в разглашении истинной информации о масштабах своей социальной деятельности. У них нет оснований доверять власти состояние своих внутренних финансовых дел, так как равноправные отношения между церковью и государством не установились. Церковь совершенно бесправна в экономической сфере, боится потерять средства, полученные от прихожан, поэтому прячет свои реальные доходы и расходы.

Мы знаем, что работают бесплатные столовые, под особой опекой церкви находятся детские дома, дома престарелых и т.д. Думаю, немалые обороты в сфере социальной деятельности имеют церковные благотворительные фонды, например «Каритас» (католики и греко-католики) или «Адра» (Церковь адвентистов седьмого дня). Ведут благотворительную работу не только фонды, но и отдельные парафии, приходы, местные отделения церквей. Протестанты, например, активны в решении проблемы сиротства в стране. Именно протестантские семьи, которые почти всегда многодетны, открыли абсолютное большинство детских домов семейного типа. Но определить, тем более в денежном измерении, какая церковь делает больше добра для общества в целом сложно.

В Украине церковь не является юридическим лицом. Право юридического лица имеют только отдельные приходы, обладающие экономической независимостью от административного церковного центра. Делаются определенные отчисления в центр, но учет и контроль всего денежного потока невозможен. Об этих суммах не скажет ни один глава церкви, потому что он скорее всего их не знает. Во многих церквях есть желание руководства поставить все финансовые потоки под контроль и церкви бы выгодно установить прозрачные, четко урегулированные финансово-экономические взаимоотношения с государством.

Говоря о деньгах и церкви, необходимо быть крайне осторожным. Мы можем предполагать, что церковный контроль за финансовой деятельностью характерен больше для протестантов, конфессии, пришедшей к нам из стран, где хорошо развиты денежные отношения. У протестантов оплата десятины обычно - торжественный и обозначенный во времени (раз в месяц или неделю) акт, которым человек выражаетсвою любовь к Богу. По тому, как ведутся дела в протестантских церквях, можно сделать вывод о том, что у них есть какие-то бюджеты, и они могут планировать распределение средств по различным направлениям. Нет оснований сомневаться и в налаженном порядке учета денег у католиков.

Иное дело -православные, у которых взносы прихожан довольно спонтанная вещь. Это создает много проблем для самой церкви, ведь ее потребности, как правило, превышают финансовые возможности (много денег требуется для строительства храмов, содержания монастырей, издательской деятельности, оплаты труда сотрудников органов церковного управления, духовного обучения и т.д.). Мы традиционно считаем, что церкви сказочно богаты, хотя в этом мнении больше мифического, чем реального.

В: Вы говорите, что самим церквям было бы выгодно установить механизм финансово-экономических отношений и внутри себя, и с государством. Как этого можно достичь и что этому мешает?

О:
Иметь бюджет, грамотно составленный финансистами, и план его выполнения удобно и выгодно. Мы живем в условиях рыночной экономики, и церковь, которая поставит свою деятельность на рыночные рельсы, будет сильнее финансово, из-за чего сможет приносить больше пользы и своим прихожанам, и обществу. Например, Русская православная церковь в России, имея статус юридического лица, может выступать субъектом финансовых отношений, быть акционером крупных компаний и получать прибыль. У нас же пока вся финансовая деятельность церкви может вестись только через подставных лиц. Почему бы не дать право церкви выступить акционером, инвестором строительства жилых домов для ее прихожан или общежитий для студентов семинарий? Можно привести множество примеров, где церковь может выступить как финансовая единица. Но это станет возможным, если церковь получит статус юридического лица и когда будет выписана концепция финансово-экономических взаимоотношений между церковью и государством.

В новом проекте закона «О свободе совести и религиозных организациях», подготовленном специальной комиссией при Минюсте осенью 2006 г., предусмотрено предоставлениецеркви права юрлица. Но в тексте закона не нашли отражения обсуждаемые нами вопросы. Комиссия Минюста решила, что финансовые, экономические проблемы, как и имущественные, а также льготы и преференции должны быть прописаны в отдельных законах и кодексах. По действующему законодательству церковь не можетучаствовать в совместных финансовых проектах с государством, государство не может предоставлять церкви денежную помощь - даже на общественно полезныесоциальные проекты.

Чтобы церковь могла функционировать как отдельная экономическая единица, условия и механизмы такой деятельности должныбыть прописаны юристами, экономистами, финансистами и представителями церквей. При этом можно учесть финансовую отчетность церкви, прописать для нее определенные налоговые льготы, так как с денег, которые в нее несут прихожане, налог один раз уже государством был взят.

Узаконить экономически прозрачные отношения церкви и государства мешает то, что депутатов парламента вопросы церкви мало интересуют.

В: Можно ли говорить о равноправном отношении к различным церквям со стороны киевской власти?

О:
Церкви в Киеве находятся в неравных условиях, как и во всей стране.Если следовать логике господина Черновецкого и помогать церквям, особо активным в социальной жизни, в столице наибольшее количество земельных участковнеобходимо выделить протестантским организациям. Но этого никогда не произойдет. Трудно сказать, сколько участков получат протестанты из утвержденногомэрией списка-схемы культовых сооружений Киева. Несмотря на то, что законодательство вменяет в обязанность госорганам власти соблюдать и гарантировать равенство всех религий и конфессий, на практике мы сталкиваемся с иным. Исторические или традиционные для Украины церкви объективно имеют в обществе более высокий статус, чем новые религиозные образования.

В этой ситуации представителям власти желательно удерживаться от демонстрации своих симпатий или антипатий по отношению к той или иной церкви. Распространенный за рубежом опыт, когда человек, идущий на государственную службу, подписываетсоглашение о том, что не будет проявлять и навязывать свои религиозные убеждения при исполнении служебных обязанностей, с трудом приживается в Украине. У нас чиновники поголовно грешат тем, что выставляют напоказ свою религиозность, от которой зависит и отношение к тем или иным церквям. Это касается икиевской мэрии. Леонид Черновецкий заявляет, что является православным и каждое воскресенье молится в православной церкви. Такие высказывания государственному мужу непозволительны. Не личным ли выбором столичного мэра объясняется факт предоставления именно УПЦ (МП) наибольшего количества земельных участков в Киеве?

Филипович Людмила Александровна родилась 7 июня 1956 г. в Черновцах. В 1979 г. окончила Омский госуниверситет по специальности история. В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию по философии, в 2001 г. - докторскую по философии, с 2002 г. - профессор. Заведующая отделом религиозных процессов Института философии НАНУ.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.