УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 125 відвідувачів

Теги
забобони краєзнавство монастирі та храми України педагогіка церква і суспільство Церква і медицина Церква і політика іконопис конфлікти автокефалія Священний Синод УПЦ церковна журналістика УПЦ КП Ющенко Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) українська християнська культура молодь Голодомор секти милосердя постать у Церкві Києво-Печерська Лавра діаспора комуністи та Церква Президент Віктор Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну Патріарх Алексій II Доброчинність вибори 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат шляхи єднання Церква і влада Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні церква та політика Мазепа УГКЦ Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Боспор» (Керчь, Феодосия): Успенской церкви — 100 лет



«Боспор» (Керчь, Феодосия), Н. Небожаева, старший научный сотрудник Керченского историко-культурного заповедника, 15 ноября 2007 г.

17 сентября упомянутого года Статский Советник Александр Васильевич Попиков подал  заявление в керченскую городскую Управу с просьбой принять от него в дар принадлежащий ему участок земли в поселке Старый Карантин. Часть своего землевладения Новиков целенаправленно жертвовал под постройку православного храма. Из 16 действовавших в тот период православных храмов самый большой приход был у церкви Александра Невского. Кроме жителей южной окраины Керчи, к нему относились еще 11 деревень, расположенных в южной части Керченского полуострова.
За исключением Солдатской Слободки и Джарджавы, все остальные поселки были расположены на расстоянии от 7 до 31 версты (11-50 км) от церкви Александра Невского. Большие расстояния, плохие дороги не раз служили причиной жалоб прихожан церкви на затруднения или невозможность совершения тех или иных церковных треб.
Дар Александра Васильевича Новикова пришелся как нельзя кстати. 25 сентября керченская городская Дума постановила - «принять пожертвование А. В. Новикова», 14 октября того же года решение Думы утвердил градоначальник Керчи генерал-майор Клокачев.
Создание проекта будущего храма было поручено губернскому архитектору А. Карапетову. Очень оперативно, к 1 февраля 1904 г., работы над проектом, и сметой были закончены и представлены в Таврическую Духовную Консисторию. Оттуда 22 марта документы были «препровождены» на рассмотрение в Строительное Отделение Таврического Губернского Правления. 18 июня 1904 года последовало определение Строительного отдела - «одобрить... проект церкви».
Весной 1905 года жители самого большого по численности прихожан поселка - Старый Карантин обратились в Таврическую епархию с просьбой разрешить им собрать недостающие средства на строительство храма. В том же году разрешение было получено - 26 июня последовала резолюция Его Преосвященства, разрешающая выдачу «сборной книги» на имя керченских мещан - Леонтия Панасенко и Ивана Степанова «для производства сбора пожертвований в Таврической епархии на постройку церкви в селе Старом Карантине, Керченского градоначальства».
К постройке храма приступили 1 августа 1905 года. Работы велись под непосредственным наблюдением военного инженера капитана Г. И. Лагорио. 15 февраля 1907 года храм был освящен в честь Вознесения Господня. Церковь представляла собой «строение каменное...крытое железной крышей»,  с восьмиоконным куполом и просторной колокольней.
В первые годы советской власти храм, как и многие другие культовые учреждения, был закрыт. Осенью 1923 года религиозной общиной пос. Старый Карантин был заключен договор с Керченским Уездным Исполнительным Комитетом Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов о принятии храма в «бессрочное, бесплатное пользование» верующими. В списке лиц религиозной общины, подписавших договор, значится 21 человек.
Однако спасти храм в тот период одному маленькому религиозному обществу было не под силу. Неравная борьба за Вознесенскую церковь между небольшой горсткой верующих и органами государственной власти длилась несколько лет и закончилась победой последних. 25 февраля 1930 года решением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Совета Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Военноморских Депутатов Крымской АССР (такое название имел тогда законодательный орган Крымского правительства) Вознесенская церковь в пос. Старый Карантин была закрыта. Актом от 24 марта 1930 года городские власти передали церковь сельскому совету поселка Старый Карантин. Когда последние иконы, евангелие, подсвечники были вынесены из храма, его помещение приспособили под клуб. И почти десятилетие вместо привычного колокольного звона по вечерам из церкви доносились звуки гармони, радостный смех, дробный топот отбиваемой сапогами чечетки.
Таким было то сложное время, но даже сейчас, рассматривая события 20-30-х годов через призму прошедших десятилетий, нужно избегать поспешных и однозначных выводов. История этого не любит и нам такого права не дает. Она сама расставит все по местам, только не сразу, а в свое время.
Отдельным периодом истории Успенского храма можно обозначить годы, связанные с событиями Великой Отечественной Войны. Документов, рассказывающих о деятельности церкви в 1941-1945 гг., практически не выявлено. Известно, что храм был открыт в 1943 году румынскими священниками, которые и проводили в нем все религиозные службы. Вероятней всего, именно в этот период храм был заново освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
После высадки Эльтигенского и Северо-Восточного десантов, в ноябре 1943 года, румынские части как менее надежные были переведены с передовых позиций в глубь керченского полуострова. В этот период настоятелем церкви вплоть до декабря 1944 года числился Григорий Безталанный. С января и по май 1944 года в Успенском храме настоятелем был иеромонах Давиденко. Известно, что в мае 1945 года он был арестован и осужден.
После освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков во всех храмах и приходах Крымского полуострова службу вели только «свои» отечественные священнослужители. Их усилиями за короткий период, с 22 августа по 1 декабря 1944 года, было собрано для нужд фронта и в помощь оставшимся без родителей детям-сиротам 1.231.622 рубля. Оказывая помощь госпиталям, расположенным в Крыму, православные церкви собирали одежду, белье, продукты. Еженедельно, по субботам, выполняя распоряжение крымского епископа Иоасафа, в храмах служили заупокойные литургии по погибшим воинам.
Свой вклад в эту патриотическую работу внесла и Успенская церковь поселка Старый Карантин. Ее прихожане в 1945 году собрали и сдали в помощь семьям погибших воинов Красной Армии 3429 рублей, за январь-февраль 1946 года - 341 рубль.
После войны церковь продолжала оставаться действующей. В период с 1943 по май 1953 года в Успенском  храме сменилось 12 священнослужителей. Тринадцатым по счету священником старокарантинской церкви стал Иоасаф Николаевич Краплин. Благословение на эту должность он получил из рук самого святителя Луки, возглавившего в это время Крымскую епархию.
В 1953 году Иоасаф Краплин был единственным священником в Крыму имевшим высшее духовное образование - он окончил Московскую духовную семинарию и продолжал учиться заочно в Московской духовной академии. С его приходом в Успенскую церковь деятельность религиозной общины заметно оживилась, увеличилось число прихожан.
Этому приходу он посвятил всю жизнь и служил здесь до конца своих земных дней. Авторитет священника рос из года в год. Его знали, любили и уважали не только в Керчи, но и далеко за ее пределами. Со всех сторон стекались к отцу Иоасафу люди, неся свою боль, страдания, болезни и отчаянную надежду на помощь. Сердечной доброты и душевных теплых слов у батюшки всегда хватало на всех.
Почти полстолетия отец Иоасаф был настоятелем церкви Успения Пресвятой Богородицы. В послевоенные десятилетия, благодаря его трудам и молитвам, все здесь опять наполнилось той духовной силой, которая и отличает храм Божий от обычного культового здания. И после окончания своего земного пути отец Иоасаф по-прежнему остается молитвенником и заступником всех страждущих, просящих у него совета и помощи. Он вырастил и воспитал достойного продолжателя своего дела. Его родной сын - отец Владимир - в нынешнее время является настоятелем Свято-Успенской церкви.
В год столетнего юбилея храма хочется искренне пожелать его батюшке и прихожанам поддерживать и укреплять этот мощный духовный очаг, созданный их предшественниками - источник радости, любви и душевного тепла, приют страждущих и обездоленных, тот спасительный свет, к которому с верой и надеждой всегда будут идти люди.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.