УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 125 відвідувачів

Теги
1020-річчя Хрещення Русі діаспора конфлікти Церква і політика Києво-Печерська Лавра УГКЦ молодь Церква і влада постать у Церкві Священний Синод УПЦ церковна журналістика секти краєзнавство церква та політика шляхи єднання Мазепа комуністи та Церква Католицька Церква монастирі та храми України Голодомор Доброчинність Вселенський Патріархат забобони українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну УПЦ КП Церква і медицина милосердя Митрополит Володимир (Сабодан) Патріарх Алексій II вибори розкол в Україні Археологія та реставрація педагогіка автокефалія Президент Віктор Ющенко церква і суспільство іконопис Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): От Венеры Милосской до Папы Римского … Как украинцы путешествовали по Риму



«Притвор» (Киев), Виталий Цвид, 14.12.2007

Несколько недель назад я вернулся из 8-дневной поездки по «сапогу» - Апеннинскому полуострову, где по рабочим вопросам побывал в Риме, Ватикане, Сан-Марино, Перуджо, Римини. Да, повидали мы...


Танк - хорошо, а мотороллер - лучше

Я в Риме не видел ни одного джипа. Вообще. По городу ездят сплошь маленькие машинки типа «Volksvagen Golf», или «Fiat Uno» - размерами в нашу «Таврию». Мало того, огромной популярностью у горожан (в автосалонах даже очередь существует) пользуются крохотные двухместные «Smart» - видели, поди, в Киеве? Стеклянная капсула не больше бочки для квашеной капусты и на четырех, как от детской коляски колесах. Смотрел по местному ТВ ее рекламу: «Если у вас проблемы с парковкой -«Smart» можете забрать домой». А и вправду - двое взрослых мужиков на «Раз-два-три!» запросто переставят это транспортное средство с асфальта на тротуар. Почти нет на дорогах столице Италии автомобилей седанов - одни хэтчбэки (машины со «срезанным» багажником). Таким образом итальянцы экономят парковочное пространство и проезжую часть. Знаете, как в анекдоте:
- Как вы зимой экономите тепло?
- Отрубили кошке хвост.
- Не понял?
- Чтобы быстрее за ней дверь закрывать.

Видели б вы, сколько в Риме гоняет мотороллеров и мотоциклов! Солидный сеньор в костюме с галстуком и кейсом на перевес, оседлав низенькую двухколесную табуретку, мимо Колизея мчится на работу. За ним - студентка колледжа: волосы из под шлема развиваются, юбка - тоже во все стороны... Так получается, что ездят мотоциклисты в основном группами. На «красном» светофоре они объезжают все стоящие машины и становятся на старт первыми. «Зеленый» - рванули, будто на мотокроссе... и так до следующего перекрестка.

Смотрел я на эту авто-мотомелюзгу и думал: это же какое позорище для бизнесмена, адвоката, или, там депутата ездить на «Таврии» а то и хуже - драндулете, на котором у нас школьники пиццу развозят! Кто же тебе после этого руку подаст? Другое дело - разъезжать по Киеву на внедорожнике, который:
- разработан для преодоления пустынь и болот;
- занимает две с половиной полосы движения, или четыре парковочных места;
- выбрасывает в атмосферу газов - похлещи среднего танка;
- ежели во что-то врезается, то сразу укатывает в асфальт.

Чувствуете мощь, солидность, крутизну?.. А если серьезно, то вот оно их мышление: чем меньше машина - тем больше жизненного пространства и чистого воздуха. И наше - плевать на все, лишь бы тачка покруче смотрелась.

Идущие на смерть приветствуют вас!

Не знаю, изобретут ли когда-нибудь машину времени, но я ее - хотите, верьте, хотите, нет - уже видел. И пронизывал на ней время. Она, как и положено - электрическая, со всякими кнопочками, приборчиками, мигающими лампочками. Называется - металлоискатель. Установлен на входе в Колизей - знаменитый римский амфитеатр для гладиаторских боев.

К арке-металлоискателю, пардон, к машине времени тянется длинный - наверное, хватило бы обогнуть весь Колизей - человеческий ручей. Передо мной вдруг запищал прибор - у коллеги охранник отобрал раскладной ножик. Уже здесь - на входе слышен их звон. Очередь двигается медленно, потому как билетных касс всего три. А две тысячи лет тому народ валил в Колизей бесплатно... Сзади слегка подталкивают, но давки нету - в каждый сектор вход отдельный. Больше не слышно стука подъезжающих колесниц по брусчатке - значит, основная масса людей уже на трибунах. Однако до самого интересного действа время еще есть - представления с макаками и дрессированными гепардами мне не интересно - незаметно спускаюсь в подвал, так сказать, в служебное помещение. Здесь вырыта подземная тоннель от арены к казармам гладиаторов, больницы для раненых и морга. По тоннелю идет знаменитый гладиатор Цестий.. Цестий достает из ножен гладиум (короткий гладиаторский меч - Авт.) и недовольно морщится. Видать, точильщик опять, упившись вина, схалтурил. Бой для Цестия сегодня предстоит нелегкий. Во-первых, сражаться доведется с вольным (свободный римлянин, который рискует жизнью за деньги - Авт.). Им за зрелищность боя, как гладиаторам-рабам, кормежки не добавляют, и вольные дерутся очень осторожно: на рожон, чтобы ублажать божественный взор императора - не лезут, а лишь исподтишка надкусывают противника. Во-вторых, арена уже вся скользкая от крови - с утра голодные хищники под овации трибун: «Христиан - львам!» разорвали добрую сотню верующих во Христа. Римляне во всех своих бедах - проигрыш в войне, землетрясение, пожар и т.п. - винили христиан, и публично казнили их. Бесславная страница истории Рима.

...Цестий, подняв забрало, проходит мимо пока еще скучающего на мраморном троне императора, и торжественно произносит: «Да здравствует цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!»...

Осада крепостей Ватикана

Удивитесь, но в Италии есть очереди. Да еще какие! Советским ЦУМам с их обувными отделами, где в конце квартала выбрасывали дефицитные «salamandry», столько народу и не снилось. Людская череда, как змея яйцо, обвивает целую страну. Золотое яйцо это - Ватикан - крохотное государство, расположенное в центре Рима. Ежели хорошенько размахнуться - его можно перебросить камнем.

Чтобы попасть в Ватикан (не камнем, собственной персоной:) мы занимали очередь в 6 часов утра. К тому времени, она уже растянулась (и что же им всем не спиться?) километра на полтора. Мы бы и пораньше пристроились - однако добрых полчаса пришлось дожидаться у автобуса нашего гида Татьяну. Еще в советские времена искусствовед из Москвы приехала в Италию - начинала, как и все, с посудомоек, затем - продавцом в одежном магазинчике, и дослужилась до экскурсовода в турбюро. По тамошним меркам, работа как для эмигранта престижная и прибыльная... Женщина в одном носке - такой мне запомнилась Татьяна. Не знаю почему (как-то неловко было расспрашивать), но во владения Папы Римского она отправилась в одном сандале на босу ногу, а в другом... впрочем, это ее дело. И не такое в Италии можно увидеть.

Живая цепочка тянулась вдоль кирпичной, метров десять высотой изгороди Ватикана. Забор слегка наклонен внутрь - древний зодчий, будто специально соорудил стену под углом, дабы невыспанным потомкам было удобно подремать, оперевшись на нее. Подремал и я, подперев каменную ограду... До ворот маленького государства c большими куполами мы подтянулись лишь к полудню.

В гостях у Аполлона

Не верится!.. Неужели это все - в самом деле? Знаменитая статуя Аполлона - ничего себе! Я же ее миллион раз в учебниках видел... А тут потрогать можно!.. Не может быть! Не выдерживаю и шепотом, чтоб коллеги не засмеяли, переспрашиваю у гида: «А это оригинал?». Татьяна лишь снисходительно улыбается, дескать, не проснулся еще бедняга.

Вообще, странные чувства овладевают (думаю, не мной одним), когда бродишь по музеям и церквам Ватикана. Поначалу кажется: не сойти бы с ума от «живьем» увиденного чуда живописи или скульптуры. Однако чудо-то не одно. Из музея египетских древностей, не переварив увиденного, ты переходишь в галерею античной скульптуры. Не успеваешь ахнуть от огромной головы богини Афины (117-139 гг.н.э.), как тебе показывают красно-мраморный саркофаг, в котором погребена дочь фараона. Сразу за дверью - комнаты удивительных гобеленов, технология вышивки коих не разгадана и по сей день. И все здесь так плотненько, как обстановка в киевской «гостинке». То есть, концентрация мировых произведений искусства на квадратный метр такова, что через полчаса экскурсии ты перенасыщаешься впечатлениями от шедевров. Чудеса как бы становятся обыденностью: ну, Рафаэль, ну, Микельанджело, а вон - через 15 минут - живого Папу Римского можно увидеть (выходил к народу и приветствовал рукой с балкона)...

Я - на страшном суде

Хотите побывать на небесах? Без шуток - на самых настоящих - где ангелы, Бог, Страшный Суд вершится. Тогда приглашаю вас с собой в Сикстинскую Капеллу. Выключайте фотоаппараты, закрывайте рты на замок и - добро пожаловать в святая-святых Ватикана.

Четырехугольная палата - 40 метро длинны, 13 - ширины и высотой 22 метра. Такой формы может быть шкатулка для драгоценностей, тюремная камера, сундук, где золотом шитые ризы хранятся, надгробная плита, железнодорожный вагон, «кирпичик» хлеба... Все стены и потолок расписаны библейскими сюжетами. Собственно в Капелле рассказана вся Библия, начиная Сотворением мира и заканчивая Страшным судом - без единого слова, одними лишь фресками. Прихожане-то в XV веке, когда строилась святыня, в основном неграмотными были - Писания прочесть не могли. Да... Дела... Пять веков минуло - я вроде и читать умею, а многие библейские сюжеты только здесь узнал, таращась на настенные рисунки. Будто какой-нибудь средневековый пастух.

Внимательно - страница за страницей, фреску за фреской, притчу за притчей - «прочитав» стены, поднимаем головы в небо. Четыре года, почти не слезая с лесов (деревянные стойки для высотных работ - Авт.), Микельанджело расписывал потолок Сикстинской Капеллы. Знаете, бывает, когда стоишь под высоченной сосной и смотришь на ее верхушку - голова закруживается и кажется: то ли небо падает, то ли ты возносишься. Так и здесь. Голова пошла кругом и... этот круговорот поднимает меня в небеса - туда где Христос вершит свой Страшный суд. Он - в праведном гневе. Еще бы: для вынесения приговора двое ангелов еле волочат огромный - в бревно размером - свернутый манускрипт со списками грешников. Праведники же уместились в записную книжечку. Спаситель поднял правую руку и изгоняет грешников вниз - в преисподнюю, на вечные муки. Спасенный люд, наоборот - возноситься вверх к облакам... Господи! Что это?.. Да это же я! (Присмотрелся) Точно! Но почему я в нижнем углу? И зачем бес (а рыло-то какое страшное!) веслом по ребрам гонит меня в огненную реку?.. Я надеялся оказаться... ну, если не вверху, то хотя бы где-то посередине... Не выдержал - расчехлил телескопический объектив втихаря - в помещении мой фотоаппарат может работать без вспышки (см.фото).

Макаронные реки

...Уже добрых пол дня бродим по музеям и церквям Ватикана, смотрю: один из нашей группы примостился на колено бронзовой музе, другая устроила передышку на краюшке мраморной ванны из императорского дворца, словом - подустал народ, а во рту ни крошки с самого утра. Пора подкрепиться.

В Риме с голоду умереть не дадут. Представьте: между симпатичными, как в кукольных мультиках, двух-трехэтажными домами - узенькие улочки, где со скрипом одна машина протиснется, да и то - бибикалкой извиняясь у пешеходов. И все первые этажи (редко где попадется сувенирная лавка) - ресторанчики, бистро, пиццерии. Причем, маленькие: 3-4 столика, официант, бутылка вина, ты и я. Двери каждой забегаловки распахнуты и на пороге обязательно стоит зазывало - он же хозяин, он же повар, он же официант. «Пор фавор, сеньоры! Пицца! Паста!.. О! Русо туристо? Шьевчьенко! Си! Пор фавор!..» - наперебой доноситься из всех дверей. Каждый кабачок - будто маленький театр. А актеры уж как стараются - чтобы в последних рядах было слышно. Даю совет: если вы не хотите есть - лучше у «сцен» не останавливаться. А то будет, как с цыганками-гадалками: стоит лишь на мгновение тормознуть - и вас уже не отпустят, пока не ...накормят от пуза.

Внутри, как в старом фотоателье. На стенах большие черно-белые снимки: Софи Лорен с бокалом вина, Марчелло Мастрояни изучает меню, еще какой-то похожий на сицилийского мафиози сеньор в шляпе. Наверное, в свое время посещали это местечко, а может быть, хозяин просто купил фотографии - кто его знает? Мы заказали комплексный обед за 21 евро.

На первое принесли макароны под томатным соусом, посыпанные тертым сыром. Это, конечно, не украинский борщ, но ничего не поделаешь - Италия, традиционная кухня. С сухим вином, которое у них полагается к макаронам, мы быстро опорожнили тарелки. Ждем второе.

Вскоре появился официант, у которого на переднике было размазано столько харчей, что хватило бы закусить - однако аппетита эта «живопись» не отбивала. На подносе он держал... спагетти. На сей раз - политые сметаной. Мы с Андреем переглянулись и одновременно положили вилки. Таким жестом попавшие в плен сдают оружие... Да, уж... А на третье нам принесли...догадайтесь сами.

Лес березовых веников

Отправились мы с коллегами на автобусную экскурсию по ночному Риму. Очередной привал возле старых кирпичных развалин, что тянутся на несколько кварталов. В некоторых местах высота щербатых стен, а кое-где древняя кладка, обвалена по пояс. К слову, вы никогда не замечали: если здание красивым и добротным было «при жизни», то и на развалины его - засмотришься? А, скажем, на наши колхозные коровники: как раньше, когда там еще навоз горячим был - коровы головы воротили, так и сейчас, когда селяне их по кирпичам растаскивают - глаза б не видели. Античные развалины снизу - как бы из-под фундамента подсвечены разноцветными прожекторами. Очень красиво смотрятся. А ведь это не руины амфитеатра или форума, а всего-навсего остатки бань. Термы Каракаллы - называли их древние римляне - в честь императора, при котором в 217 годы открылись бани. В Риме уже в начале первого века нашей эры функционировал водопровод и канализация, однако до отдельной ванной в каждом доме - дело еще не дошло. Власти строили коммунальные бани, причем, как и гладиаторские зрелища в Колизее - термы были бесплатными. Там одновременно могли мыться тысяча шестьсот (!) горожан. За день, поди, целая березовая роща уходила на одни лишь веники, я уж не говорю о дровах... Стоял я, слушал гида, и как-то, словно вырвалось: тьфу! - под ноги себе плюнул. Да так громко, что по древним развалинам эхо пошло. Это я киевскую власть вспомнил - что последнюю коммунальную баню в городе закрыла. Не то под казино, не то под супермаркет землю забрали...

Каждому гладиатору по костоправу

В римских банях не только мылись. Заросли на голове, так что враг в бою может за патлы с лошади скинуть - тогда пожалуйте к цирюльнику. Не здоровится - врачи в термах принимают всех: рабов, простолюдинов и аристократов. Надо сказать, медицина в древнем Риме была на высоте. И все благодаря Колизею с его кровавыми гладиаторскими боями. От Колизея шел подземный ход к казармам гладиаторов и больнице для раненых. В ней служили самые искусные хирурги, как нынче говорят, светила. Императору и ревущей на трибунах толпе нужны были здоровые и сильные гладиаторы. Цестию соперник алебардой оторвал ключицу - к следующим боям подавай его целым и невредимым, чтобы рука крепко меч держала. Бывшему полководцу Элиоту, осужденному за мародерство, гепард на арене всю кожу со спины содрал - впору, казалось бы, к кладбищу подбираться. Не тут-то было - к грядущему юбилею августейшего любимец императора, как ни в чем не бывало, должен произнести на арене знаменитое: «Да здравствует цезарь! Идущие на смерть, приветствуют тебя!». Иначе на эскулапа самого наденут гладиаторские доспехи...

Еще в термах делали массаж, ставили лечебные пиявки, наносили татуировки, занимались гимнастикой, делали аборты, и наоборот - рожали детей...

Ожившие статуи

...В Риме очень много статуй. Иногда кажется, что людей здесь меньше, нежели каменных и бронзовых изваяний. Иду вдоль колоннады, обрамляющей площадь Святого Петра. Статуй на ней столько, что на каждую, даже взгляд бросить не успеваешь - вечная спешка туриста. Хотя посмотреть есть на что....

Статуи, статуи, статуи...А вот и термы. И тут венеры - вдоль стен стоят. Такие же неподвижные. Разве, что волосы на ветру вьются, и ветер одежду треплет. Хотя, смотрите: одна шевельнулась - ножку вперед выставила. Грациозно так. Я бы сказал, профессионально...

...Они стоят здесь - под стенами бань Каракаллы - как и две тысячи лет назад. Жрицы любви. Удивительно: бани рухнули, эпохи сменились - а путаны, как порхали возле терм, так и поныне там. Не зря говорят: древнейшая профессия.

Шопинг с диктатором

Последних два дня в Италии мы провели на берегу Адриатического моря в небольшом - где-то с Борисполь - городке Римини. Он, как морская пена у кромки воды, растянут вдоль берега километров на шесть. Причем тянется Римини двумя параллельными улицами. Одна - набережная, где сплошь одни отели со своими пляжами, вторая - так сказать, подсобка курорта: жилые дома, магазины, какие-то фирмы и т.п. А уж малюсеньких лавочек (сувенирных да шмоточных) и забегаловок на набережной -тьма. И знаете что: магазинчики эти - живые. Заходите в лавочку сеньора Умберто. Тут товар стоит как в домашней кладовочке, где на запыленных консервациях навалены старые детские игрушки, а сверху лыжи и ласты постоянно сваливаются. На полочках - керамические тарелочки с вылепленным Колизеем, шарфики с футбольной символикой «Милана» или «Ювентуса», деревянные Пинокио размером от мизинца и до человека, брелки, значки, словом, чего тут только нет. И заметьте, все в национальном духе. Это в Киево-Печерской лавре вместе с украинскими вышивками на ярмарках нередко продаются русские матрешки и фигурки, не имеющие отношения не только к Церкви, но и к местным традициям. У них же: Папа Римский, макароны, гладиаторы, Челентано, и ...Муссолини. Ох и натерпелся я из-за итальянского диктатора. Купил смеха ради в лавочке Умберто гипсовый бюст Муссолини - диковинку для Украины (не везти же бюст Папы Римского!). Домой привез, на полочку поставил - он так славно вписался в интерьер, не налюбуюсь... Как вдруг жена: «Шо б я того чорта тут не бачила!.. Гітлерів всяких в хату суне...». Я, было, попытался возразить, дескать, в Италии дуче Муссолини очень популярен, с его именем связан подъем экономики, культуры, и... Короче, довелось задвинуть фашиста подальше.

Строительство античного храма

Сам хозяин лавки сидит то ли за прилавком (а может это верстак у него такой) и расписывает тоненькой кисточкой глиняные фигурки гвардейцев Ватикана. Забавные получаются игрушки. Каждому посетителю (именно посетителю, а не покупателю - сюда чаще приходят как в музей, нежели как в магазин - Авт.) Умберто улыбнется, будто сто лет не виделись, и размашисто приглашает рукой: хозяйничай, мол. И хозяйничают. Нам ведь с вами нравиться рыться в интересных вещах, копошиться в бабушкином сундуке, вот и на здоровье - тут все скопом, вперемешку и жутко интересно. Венецианские маски из керамики: черные, белые, добрые, злые, рыдающие, хохочущие - целый театр... На сцене появляться гвардейцы римского Папы - в полосатых сине-желтых камзолах и таких же панталонах - клоуны, сказала б моя дочка. Они без оружия. Однажды гвардеец без шпаги и пистоля разделался с подосланным к Папе убийцей. Прошли века, но до сих пор солдаты из подразделения охраны Ватикана вооружены лишь словом Божьим... В глубине сцены - одна другую меняют декорации. Виден глиняный Пантеон - и формой и размерами напоминает цветочный горшок. Ох, Умберто, ух, старый хитрец - оригинал-то в свое время тоже был огромным горшком для цветов.

Античный храм всем богам Пантеон построен во втором веке императором Адрианом. Это бетонный цилиндр диаметром 44 - и высотой 30 метров. Сверху - купол. Как тогдашним зодчим без подъемного крана и прочих машин удалось возвести такую громадную, причем, монолитную бетонную бочку - ученые не понимают. Зато хозяин сувенирной лавочки Умберто отложит кисти, смоет с рук глину, и расскажет вам, как дело было.

Строители-рабы, выгнав метр-полтора стен, засыпали внутреннее пространство цилиндра землей - по самые края высохшего бетона. Таким образом, росли стены Пантеона, и вместе с ними росла земляная насыпь внутри - то есть, рабы постоянно были на уровне строящейся стены. Правда земля, подмигивает Умберто, была не простая - один из стражников постоянно подсыпал в нее золотые монеты. Когда цилиндр вырос во всю - он напоминал цветочный горшок для великанов. Тогда Адриан, лично руководивший строительством, скомандовал рабам: «Презренные, император дарит вам все золото, что спрятано в земле!». Как кроты зарылись невольники в утоптанную насыпь, и через месяц выбрали из Пантеона все до последней монеты... понятное дело, заодно с землей.

Возвращались мы в Украину потрясенные. Не зря из древности до нас дошла пословица «Все дороги ведут в Рим». Бывший центр Вселенной остается и теперь единственным городом мира, в котором собраны, кажись, 40 процентов шедевров мировой культуры. Высоток здесь нет, дома максимум на три этажа. Римляне сохранили свой древний город и не пытаются его застроить современными «шедеврами» зодчества. Если вам удастся выбраться в Европу (кстати, Европа - название античной римской богини), в первую очередь посетите Рим. Приветливый город, добрые люди... Жаль только вот - не православные. Но по делам христианским, по доброму расположению к человеку во многом опережают нас.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.