УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 64 відвідувачів

Теги
автокефалія УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство УПЦ КП Католицька Церква іконопис постать у Церкві Вселенський Патріархат милосердя церковна журналістика Доброчинність Церква і медицина монастирі та храми України Мазепа Церква і влада Патріарх Алексій II українська християнська культура діаспора секти вибори церква та політика Священний Синод УПЦ комуністи та Церква Церква і політика педагогіка молодь розкол в Україні Ющенко краєзнавство Голодомор шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти Президент Віктор Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація забобони






Рейтинг@Mail.ru






«Вечерний Харьков»: Не в силе Бог, но в правде



«Вечерний Харьков», Лариса Ильич, 07 декабря 2007

Сто лет назад был освящен новый больничный храм для пациентов и персонала Сабуровой дачи. Непростая история Александро-Невского храма тесно переплелась с судьбами страждущих и болящих: от депрессии и упадка - до полного возрождения и выздоровления.

Еще совсем недавно, во времена СССР, считалось, что церковь посещают в основном «несознательные» старушки. Сейчас в храме можно встретить людей разного возраста и социального положения. Представители бизнеса и чиновники не считают зазорным отстоять службу вместе с народом. Хорошим тоном в последнее время считается помощь храмам и поддержка благотворительных православных программ. Похоже, что в лозунге «возрождение храма - возрождение души» реально появился знак равенства.
Однако путь этот был долог и тернист. Пример тому - бурная столетняя история Свято-Александро-Невского храма г. Харькова. 

Храм для лишенных разума 

Сначала больничный храм Сабуровой дачи - тихой пристани для душевнобольных людей - представлял собой небольшую тесную комнату. Из-за недостатка кислорода и духоты тухли свечи и теряли сознание больные, жаждавшие молитвенного утешения. Поэтому посещать храм их отпускали по очереди. 

В 1900 году член губернской управы Леонид Дмитриевич Лесевицкий на очередном собрании поднял вопрос об основании фонда в десять тысяч рублей на постройку отдельного храма. Планировалось ежегодно вносить по тысяче рублей в течение десяти лет. Однако гласные (депутаты) губернского Земского Собрания профинансировали проект только в 1904 году в связи с предстоящим 75-летним юбилеем больничного храма, который отмечался 23 ноября 1905 года. 

Наконец весной 1905 года удалось приступить к кирпичной кладке нового храма - по проекту архитектора Михаила Ловцова. Кстати, у Михаила Ивановича был солидный опыт создания многих культовых и светских зданий в Харькове: Благовещенский собор (1888-1901 гг.), Гольдберговская церковь (1907- 1914 гг.), Чертежный корпус Технологического института (ныне ректорат Политехнического университета, 1890 г.). 

Однако ассигнованная сумма оказалась недостаточной и работы пришлось приостановить. Поставила крест на планах строительства революционная ситуация начала ХХ века. На волне призывов к свержению самодержавия, к вооруженному восстанию в череде стачек и стихийных баррикад поднялся мутный осадок антицерковной пропаганды. 

Церковные песнопения и службы прерывались пением марсельезы и призывами «давить попов». Неоконченный храм вполне мог стать конюшней или хозпристройкой. 

К счастью, в 1906 году губернское Собраниe ассигновало семь тысяч рублей на окончание сооружения храма. И 23 ноября 2007 года новый храм был торжественно освящен архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением. «Если для всех вообще людей храм - сокровище духовное, то что сказать о несравненной благодетельности православно-
христианского храма для всех призреваемых в богоугодных заведениях, сиротствующих, несчастных, больных, лишенных разума?!» - вопрошал архиепископ при освящении храма. - «При тех духовных утешениях, кои даются благодатью храмов, страждущим не страшны их одиночество, их телесные муки, нищета и сиротство». 

Храм был сооружен не только для удовлетворения религиозных нужд больных, но и служащих: «Эти труженики не меньше болящих нуждаются в подкреплении их сил молитвами», - говорил архиепископ сто лет назад. - Труд служащих в больницах, начиная от старших врачей и кончая последними служителями, тяжел и требует от них большого напряжения сил телесных и духовных... Пусть любовь их к храму будет залогом того, что больница находится в руках верующих и что здесь широко осуществляется дело действительно христианских любви и милосердия». 

Новый храм вмещал до тысячи человек. Отапливался, как и вся больница, паром, поступающим из общего паровика. В дни торжественных богослужений храм освещался электричеством. Пол храма был выложен популярной в то время плиткой местного завода Беренгейма. В храме находилась церковная библиотека, книгами которой охотно пользовались больные и служащие. 

Сто лет спустя 

«Не в силе Бог, но в правде» - говорил выдающийся военачальник, мудрый дипломат и политик Александр Невский. Благодаря убежденности в правоте своего дела, защищая свою землю, бесстрашный воин мог пойти на врага с малою дружиною, не дожидаясь основных войск и другого подкрепления. Среди его воинских подвигов - Невская битва 1240 года - победа двадцатилетнего князя над шведами (после чего он был прозван Невским). И Ледовое побоище в том же году - над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. 

«Не в силе Бог, но в правде» - повторяет слова Александра Невского настоятель храма протоиерей Петр (Козачков). В начале 1990 года по решению исполкома Московского района города Харькова здание Александро-Невского храма по улице Академика Павлова, 46 было возвращено Харьковской епархии. Храм являл собой печальное зрелище. Как культовое сооружение он был закрыт в 1920 году. В годы войны немцы использовали помещение под небольшую фабрику. Затем в здании размещался клуб с кинобудкой, а потом архив 15-й психиатрической больницы. 

О том, что это некогда был храм, напоминали лишь арочные окна: «страшно было смотреть на то, что осталось». Здание было выкрашено в белый «больничный» цвет. На прохудившейся крыше росли две большие березы. Отопление частично отрезано. Купол изнутри был перекрыт огромными швеллерами и забетонирован, здесь же была оборудована сцена с опускающимся экраном. Запустение и упадок наблюдались внутри помещения - среди перегородок (храм был разделен на комнаты) и стеллажей с больничными документами, покрытыми пылью. 

В то время отец Петр (Козачков) служил в престижном Благовещенском кафедральном соборе, хотя жил недалеко от Александро-Невского храма. Проходя мимо этого убогого здания, часто ловил себя на мысли, что оно когда-нибудь будет восстановлено. В 1990 году Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим назначал настоятелем только что переданного здания священника Петра Люшукова. 

Идти на развалины добровольно никто не хотел 

«Я жил в этом районе, был знаком с властями и имел искреннее желание потрудиться на восстановлении этой святыни», - рассказывает Петр Козачков. Он попросил Владыку назначить его настоятелем Александро-Невского храма. «Владыка удивился моей просьбе, так как служить в Кафедральном соборе было почетно и ответственно, а идти на развалины добровольно никто не хотел, но все же благословил меня на этот труд».
Архивисты неторопливо паковали документы, постепенно освобождая помещение (архив переехал только летом 1991 года), а Владыка Никодим поставил новому руководителю задачу: «Где хочешь ставь стол и начинай служить!» 

- Пришлось научиться быть и финансистом, и строителем, и организатором. Учиться всему, во все вникать - трудности были разные, - вспоминает отец Петр. - Было время, когда УБОП меня два года проверял. Пришлось окончить заочно юракадемию - и я у УБОПа выиграл семь судов. Но это то, что закаляет и укрепляет тело и душу. Богоугодное дело всегда подвергается испытанию. Если все это проходишь, то становишься крепче и хочется сделать еще больше. 

Первые деньги на храм собрал атеист 
Восстанавливать храм, от которого остались практически одни стены, пришлось с самого начала. За 1991 год удалось сделать крышу. Первым, кто откликнулся на просьбу о помощи, был генеральный директор завода «Поршень», ныне покойный Николай Андреевич Куцын. По воспоминанию отца Петра, директор был человеком незаурядным и талантливым. Воспитанник детского дома, своим трудолюбием, умом и напористостью он вырос до должности руководителя крупного предприятия. Как убежденный атеист Куцын запретил жене крестить собственных детей. «Но Господь коснулся и его души», - говорит отец Петр. Директор поставил на проходной копилку и обратился к рабочим завода с просьбой жертвовать, кто сколько может на восстановление храма. 

Металлические каркасы куполов изготовили на харьковском заводе «Серп и Молот» (директор Коляда). В «Укрреставрации» заказали проект куполов и колокольни. Реставраторы обнаружили остатки сохранившейся лепнины (части карнизов и колонн). Их аккуратно демонтировали, сняли слепки, изготовили новые и закрепили на место. Гипс для лепки и другие материалы пришлось доставать настоятелю. 

Такого, как сейчас - когда к священнику приходят меценаты и предлагают храму помощь (построить здание воскресной школы, сделать иконостас) - тогда не было, говорит Петр Козачков. Приходилось уговаривать, доказывать, делать своими силами. Сначала некому было даже помогать во время службы, хор был небольшим. Все делал сам, из дома вынес церковную утварь. Но с возрождением храма постепенно начали приходить люди.
В середине 90-х среди меценатов появилась корпорация «Станк». «Станислава Дяминова я крестил», - вспоминает отец Петр. - Они тогда очень крепко стояли финансово и очень помогли - это была реальная серьезная большая помощь». Помогали и городские власти - начиная от тогдашних мэров Михаила Пилипчука и Владимира Шумилкина до нынешнего Михаила Добкина. С первого дня помогал нынешний замгубернатора, а тогда еще начальник Главного управления градостроительства и архитектуры горисполкома Владимир Бабаев. 

Во время торжеств, посвященных столетию храма, можно было увидеть немало серьезных бизнесменов и чиновников высокого ранга. Наверное, так, шаг за шагом, выбираясь из руин, строятся отношения церкви с властями и меценатами: «Не в силе Бог, но в правде».
Настоятелю храма удалось построить памятник Александру Невскому, который украсил улицу Академика Павлова. Еще одно новшество «для души» - «птичник» рядом с храмом, где обитают и радуют детей экзотические павлины и фазаны. Деятельный и энергичный священник заглядывает дальше: «здание рядом рушится, я его лет десять прошу...» 

А теперь построим храм в душах 
После того как столетние развалины превратились в ухоженный обновленный храм, протоиерей Петр Козачков решил, что его деятельность должна быть акцентирована «на людях». Восстановили здание храма - теперь будем строить храм в душах. Основные темы - дети, воскресная школа, паломничество и семья. 

В общине знают семьи прихожан, их нужды и беды. Бедным и нуждающимся оказывают помощь не только духовную, но и материальную: «у нас в храме люди малообеспеченные - в основном среднего и ниже среднего достатка, - говорит настоятель.- Помогают, чем могут - одеждой, благотворительным питанием». 

В двух шагах от Свято-Александро-Невского храма - детская воскресная школа, которую посещают более 120 детей. Матушка Светлана - супруга настоятеля - работает с ними уже пятый год. При школе существуют кружки вышивания, рисования, резьбы по дереву. Дети посещают уроки кулинарии и этикета, участвуют в спортивных состязаниях. А на каникулах воспитанники школы со своими учителями отправляются в паломничество по святым местам. За несколько лет дети побывали во всех известных монастырях и храмах Украины и России. В прошлом году проехали автобусом восемь тысяч километров, побывав в Валааме и на Соловках. В этом году - такое же расстояние - на Екатеринбург, к месту расстрела царской семьи. Несмотря на то, что дальние поездки обходятся в копеечку (около 12 тысяч долларов), дети едут бесплатно - за счет спонсоров. 

«Вера помогает людям преодолевать трудности», - говорит отец Петр. И вспоминает случай, когда у его прихожан родился ребенок с двойным пороком сердца. Родители были в отчаянии, но не пропускали ни одного воскресного дня, чтобы не побывать в церкви и не помолиться. Ребенку удачно сделали несколько операций, мальчик уже отпраздновал шесть лет жизни. В благодарность родители сделали киот на икону, которая им помогла. А вообще, у прихожан есть традиция - оставлять цепочку или колечко на икону за то, что образ помог. «Прославление икон идет от самих людей, когда люди будут свидетель­-
ствовать об этом», - говорит отец Петр. - «По вере вашей будет вам».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.