УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 63 відвідувачів

Теги
автокефалія монастирі та храми України милосердя шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ Археологія та реставрація Священний Синод УПЦ УПЦ КП конфлікти краєзнавство комуністи та Церква Мазепа Вселенський Патріархат постать у Церкві Церква і влада Президент Віктор Ющенко іконопис педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина діаспора молодь церква і суспільство Патріарх Алексій II секти Доброчинність церква та політика Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні Києво-Печерська Лавра Голодомор Церква і політика Ющенко українська християнська культура забобони вибори Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): Тихая молитва «Певческого собора»



«Донецкий кряж» (Донецк), Екатерина Куцева, 02.11.2007

В яркую палитру донецкой осени вплел свои изумительные краски Всеукраинский хоровой фестиваль «Спiвочий собор - 2007». Взяв свои животворящие истоки со Святых гор (именно там начался первый певческий фестиваль пять лет назад), он стал не только символом торжества возрождения духовной музыки, но и творческой лабораторией, где оттачивается высокое мастерство хорового пения.

Именно такая задача стояла перед «Парадом хоров», проходившим в рамках трехдневного (четвертого по счету) фестиваля на сцене Донецкой областной филармонии. После того как свои наработки во всей полноте показали детские и взрослые коллективы, оценку их выступлению дали профессионалы, в том числе заслуженный деятель искусств Украины, руководитель хора «Крещатик» Лариса Бухонская. Она провела мастер-класс в Донецком музыкальном училище.
При всем том, что Донетчина славится своими талантами, в областном центре, где проходят такие знаменитые фестивали, до сих пор нет муниципального хора. А ведь отовсюду, где бы ни выступали наши профессиональные и самодеятельные артисты, они обязательно привозят награды. Не с пустыми руками прибыл на «Певческий собор» хор из села Гришино Красноармейского района под руководством заслуженного работника культуры Екатерины Бондаренко. На столичном конкурсе коллективов народного хорового пения Порфирия Демуцкого он занял третье место.
В гала-концерте, проходившем на сцене театра оперы и балета, выступали лучшие коллективы из разных регионов Украины.
Громом аплодисментов встречал и провожал зал камерный хорал «Галицькi передзвони» под руководством дирижера Игоря Демьянца. Артисты из Ивано-Франковска удивили зрителей не только своим высоким искусством, но и вышиванками, рисунок и цвет которых не повторились ни на одном из хористов.
Давно признано, что одним из лучших хоров Донецка является камерный хор Донецкой музыкальной академии имени Сергея Прокофьева. Особенно выросло мастерство хора, когда дирижерскую палочку взяла в свои руки лауреат Всеукраинского конкурса хоровых дирижеров Алиме Мурзаева. Но, бесспорно, гвоздем программы было выступление одного из самых успешных и известных не только на Украине, но и во многих странах мира академического камерного хора «Киев», руководит которым лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко, заслуженный деятель искусств Украины Николай Гобдич.
Кроме вокала хористы показали настоящий театр песни, с милыми и забавными сценками, а также блестящую игру на многих народных музыкальных инструментах. Чего только стоила музыкальная композиция, исполненная на обычных сельских косах.
В финале концерта донецкие зрители приветствовали артистов стоя, а я поторопилась за кулисы, где встретилась с Николаем Гобдичем, державшим в руках охапку цветов.
- Николай Николаевич, хор «Киев» не первый раз выступает на «Певческом соборе», ваше отношение к этому фестивалю?
- Это один из ведущих профессиональных фестивалей. Могу только порадоваться, что директору фестиваля Михаилу Шуху удалось объединить такие большие силы, а главное, найти средства. Ведь судьбу подобных форумов всегда решают финансы. Собрать такой «букет» хоровых коллективов очень непросто.
- Откуда вы черпаете такую глубину духовности?
- В украинской песне есть два крыла - церковное пение и народная песня. Они абсолютно органичны и неразделимы на протяжении многих веков. Украинская духовная культура одна из старейших в мире - ей уже тысяча лет. Она берет начало еще с тех времен, когда князь Владимир крестил Киевскую Русь. Церковь веками была основой развития всего искусства, в том числе пения, композиторской школы, даже театра в лучшем понимании этого слова. Потому что церковная служба имеет свои персонажи, сюжет, либретто, кульминацию и даже костюмы. Мы знаем, что на Пасху и Рождество священники переодеваются по нескольку раз. Все, что стало высшими образцами мировой культуры, пошло из церкви.
В отличие от западной, наша церковь очень догматична. Она не позволяет во время службы ни органа, ни оркестра, поэтому с самого зарождения православия развивалось хоровое искусство. Оно и поныне популярно, особенно на Западе, а мы только начинаем возрождать хоровое пение. Задача нашего коллектива - поиск старинных партитур или только что написанных.
- Чтобы так исполнять, надо быть не только музыкантом, но и что-то иметь в душе?..
- Один из голландских музыкальных критиков сказал так: «Я никогда не был на Украине, но понимаю сегодня одно: если бы в этой стране на таком высоком уровне, как культура, были бы во всем такая гармония и такой лад, то Украина была бы самым передовым государством». Хоровое пение манит к себе не только звуком, но и глубиной чувств. Возможно, потому, что Запад слишком сыт и обеспечен, там не думают о хлебе насущном, оттого в искусстве давно изжита драма. Зато у нас ее в избытке. Безнадежно отставая в экономике, славяне имеют такое богатство, как культура. Непостижимо, каким образом, недоедая и получая мизерную зарплату, люди продолжают создавать шедевры.
На сегодняшний день у нас очень сильные, могучие композиторские силы, которые, уверен, еще потрясут мир. Сегодня звучали фрагменты из произведений патриарха Сильвестрова и «Тихие молитвы» композитора Михаила Шуха - премьерное исполнение в Донецке, а также произведение современного автора Леси Дычко.
- Скажите, а вы имеете духовный сан?
- Я - чисто светский музыкант, но вырос в глубоко верующей семье. Родом с Западной Украины, а там все семьи такие. Помню, вечерами тихонечко, чтобы не услышал участковый, мы колядовали, пели молитвы. К сожалению, на Пасху не могли ходить в церковь, поскольку как раз в это воскресенье в школе всегда проводилась линейка. Думаю, что эта ментальность заложена в каждом из нас, независимо от того, где мы живем, - на Востоке или на Западе Украины. Наша страна православная, значит, в нас заложены эти гены.
- Есть ли у вас контакт с духовенством?
- Бесспорно. Я постоянно встречаюсь с регентами хора и сановниками. Потому что возникает много вопросов. Мне важно знать, как звучал дьякон в период барокко, 350 лет назад. Нас интересует, в каких темпах должны исполняться богослужебные каноны, а все эти вещи можно узнать только у священно-служителей. Слава Богу, они делятся всем этим.
Наш хор называют еще «вокальным оркестром». Все голосовые рулады, переливы - это вокал, что для Запада в диковинку.
Свое искусство мы показывали в Карнеги-холле (Нью-Йорк), в Вестон Речитал Ноли (Торонто), Нотр-Дам Базилика (Монреаль), в зале Пьера Кардена и церкви Святого Роша (Париж), в более чем 20 странах.
- Довольны ли вы приемом в Донецке?
- Я третий раз в Донецке. Меня радует, что Донецк, как и любой другой европейский город, населен людьми разных вкусов и пристрастий, но каждый раз, когда приезжаю сюда (разумеется, не все люди идут на наши концерты), чувствую глубину духовного восприятия зала.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.