УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 105 відвідувачів

Теги
Ющенко церква і суспільство Президент Віктор Ющенко Церква і політика забобони комуністи та Церква монастирі та храми України краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти Церква і медицина конфлікти Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков молодь автокефалія церковна журналістика Археологія та реставрація Патріарх Алексій II Церква і влада 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні українська християнська культура церква та політика педагогіка шляхи єднання постать у Церкві Католицька Церква діаспора вибори милосердя Голодомор УПЦ КП іконопис Вселенський Патріархат Митрополит Володимир (Сабодан) Мазепа УГКЦ Священний Синод УПЦ Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






«Панорама» (Сумы): Белое золото Сумщины



«Панорама» (Сумы), Тимофей Мезенцев, 22.11.2007

В старину хрупкий полупрозрачный фарфор называли белым золотом, поскольку был он на вес золота настоящего. В Украине работали несколько фарфоровых заводов, продукция которых сегодня - мечта любого коллекционера. Один из самых редких - волокитинский фарфор.

В 1839 г. потомок старинного казачьего рода помещик Андрей МИКЛАШЕВСКИЙ построил в своей усадьбе в с. Волокитино Глуховского уезда (ныне Путивльский р-н Сумской обл.) фарфоровую фабрику.
Предприятие создаи по проекту и под руководством братьев ДАРТ. После запуска производства Август Дарт стал технологом, а Франц Дарт - живописцем. Редкую глину - каолин, без которой невозможно производство фарфора, брали в Полошках - селе, расположенном по соседству. А работали на фабрике крепостные крестьяне Миклашевского, очень скоро превратившиеся в чрезвычайно квалифицированных бесплатных рабочих.

Особенно славились волокитинские расписчицы фарфора - талантливые деревенские девушки, специально обученные в созданной при фабрике школе и привнесшие в продукцию выразительные национальные мотивы. Предприниматели того времени диву давались, как это роспись фарфора простыми сельскими жителями ведется на таком высоком уровне и с отменным вкусом. Просуществовала фабрика лишь 22 года - до 1861 г. С отменой крепостного права фабрикант лишился дармовой рабочей силы, и производство не смогло приспособиться к новым экономическим условиям.
Способ изготовления фарфора китайцы много веков хранили в секрете, и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам ЧИРНГАУЗУ и БЕТТГЕРУ удалось получить свой, европейский фарфор
Практически сразу после закрытия мануфактуры ее изделия стали представлять большую коллекционную ценность, т.к. за недолгое время своего существования завод Миклашевского вошел в число лучших производств того времени. Он завоевал ведущее место на рынке Российской империи, порой даже выступал конкурентом знаменитого императорского фарфорового завода в Петербурге.

Волокитинские ляльки


Значительную и, по мнению экспертов, самую интересную часть волокитинского фарфора составляла малая скульптурная пластика. В XIX в. эти изделия вполне официально называли «ляльками». На других заводах Украины ничего подобного не производили до конца 1850-х гг. Сюжеты фарфоровых фигурок можно разделить на несколько тематических групп: исторические, литературные, пасторально-сентиментальные и бытовые.

В портретной галерее волокитинской скульптуры почетное место занимают изображения монархов - английского короля Карла I, русских императоров Петра I и Павла I и французского императора Наполеона Бонапарта. Кстати, целый сервиз под названием «Наполеон в России» волокитинские мастера посвятили полководцу и его армии. Украшавшие сервиз миниатюры изображали перипетии неудачного похода великого полководца на восток.

Между прочим, вся тематика скульптурного ассортимента свидетельствует о незамедлительной реакции производителей на культурные и политические события европейских столиц.

Но, пожалуй, наиболее известное произведение волокитинского фарфора - статуэтка «Украинка». Согласно легенде, прототипом этой изящной миниатюры стала местная красавица. Фарфоровая фигурка девушки в национальной одежде, типичной для Левобережной Украины, сохранилась до наших дней всего в девяти экземплярах.

Еще один тип сюжетно-портретных изображений - шаржи. Самая смешная, а потому и самая популярная из них - чернильница-шарж «Библиофил». Это пародия на библиотекря-романиста Шарля НОДЬЕ, выполненная с гравюры французского художника 30-50-х гг. XIX в. Бенжамена РУБО.

Волокитинский ширпотреб


Конечно же, «менеджеры» мануфактуры не могли оставить без внимания потребительский спрос. Бытовая посуда волокитинского завода выпускалась большими и малыми комплектами: чайные, кофейные, десертные, столовые сервизы (к сожалению, ни один из них не сохранился полностью).

Посуда и «ляльки» выпускались в разных ценовых группах, продавались на ярмарках в Киеве, Кролевце или Ромнах, их можно было получить по спецзаказу.
Ассортимент был широк, а ценовая «вилка» еще шире: от 50 коп. серебром за статуэтку или тарелку до роскошных сервизов стоимостью от 100 до 950 руб. и каминов за 500-600 руб.
Все фарфоровые изделия завода Миклашевского помечались красным надглазурным клеймом в виде слившихся букв А и М 
Уже в самом начале работы фабрики ее продукция была отмечена большой серебряной медалью на Всероссийской выставке 1839 г., а на выставке 1849 г. популярность волокитинского фарфора была подтверждена уже золотой медалью.

Волокитинский монументализм


Впрочем, прославилась фабрика не только посудой и скульптурными миниатюрами. Здесь создавались и монументальные, невероятно трудоемкие и технологически сложные предметы: изысканные архитектурные детали, богато украшенные дворцовые люстры и церковные паникадила, пышные картинные рамы размером 2,13х0,95 м. В 1856-1857 гг. на фабрике был изготовлен фарфоровый иконостас для местной церкви, в котором причудливо соединились традиции украинского барокко, вкусы местных умельцев и технические особенности изготовления крупногабаритного расписного фарфора.

К сожалению, ни уникальный иконостас, ни церковь, которую он украшал, не сохранились, как не сохранилась и волокитинская усадьба Миклашевских.
Глядя на чудом уцелевшие старые черно-белые фотографии, можно лишь догадываться о том, сколь великолепны были искусно расписанные люстры, камины и карнизы из звонкого белоснежного фарфора, как торжественно и празднично бывало в церкви перед сверкающим иконостасом.
СправкаФарфор (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) - вид керамики, непроницаемой для воды и газа. В тонком слое просвечивающийся, звонкий и без пор, фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью, электроизоляционными свойствами. Применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, устойчивых от коррозии аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и т.д. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины. Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае.

Секреты фарфора


Мюнхгаузен прав
Похоже, что в Канаде раскрыли еще один секрет Мюнхгаузена. Легендарный барон похвалялся тем, что сумел на коне проскакать по обеденному столу, не разбив ни одной чашки. Вполне возможно, что это было реальностью - если на столе стоял сервиз из китайского фарфора. Потому что четыре чашки из такого сервиза выдерживают тяжесть целого автомобиля Lamborghini Gallardo. По одной чашке на колесо! Эта акция была устроена магазином William Ashley из пригорода Торонто (Канада). Спортивный автомобиль Lamborghini был поднят с помощью крана и установлен на стол, сервированный китайским фарфором. Трудно поверить, но для того, чтобы выдержать вес машины (1,43 т), хватило всего четырех чашек. На одну чашку таким образом пришлось 357,5 кг. Так что если Мюнхгаузен весил 60 кг, а лошадь, соответственно стандартам, в 5 раз больше, то одной чашечки для них было бы достаточно

Костяной фарфор
Единственное место в России, где производят костяной фарфор, - Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ). В костяной фарфор подмешивают золу от костей, поэтому он получается белым и почти прозрачным.

Для создания костяного фарфора любые кости не подойдут. Ученые пробовали использовать золу от костей разных животных и установили, что только кости лошади не подходят для создания особо ценной посуды - уж больно желтой она получается после обжига. Поэтому сейчас на ЛФЗ используют золу от тазобедренных коровьих костей, специально выписывая ее почему-то из Англии.

Костяной фарфор производили в Англии с середины XVIII в. Но англичане держали рецептуру его изготовления в строжайшем секрете. Известно было только одно - они подмешивали в глину некоторое количество золы.

Советские ученые раскрыли секрет лишь в 1966 г., да и то после шпионской вылазки в Англию. Более двух лет ушло на разработку рецепта костяного фарфора, и в 1969 г. наконец-то была выпущена первая в СССР костяная чашка. Состав фарфоровой массы такой: она состоит наполовину из глины, на четверть - из золы, еще на четверть - из кварца.

Нехрупкий дом
В китайском городе Тяньцзинь после пятилетней реконструкции для посетителей открыт фарфоровый дом. Как сообщает «Жэньминь Жибао», коллекционер фарфора Чжан ЛЯНЬЧЖИ реконструировал старинное здание, построенное во французском стиле, и покрыл стены дома множеством осколков фарфора и целыми фарфоровыми изделиями.

Интерьер также украшен осколками фарфора. Энтузиасту понадобилось 400 млн. кусочков древнего фарфора, более 5 тыс. ваз и свыше 4 тыс. тарелок и мисок. Фарфоровый дом стал городской достопримечательностью и привлекает множество туристов.

Музыкальный фарфор
Майсен - небольшой старинный город (около 40 тыс. жителей), известный на весь мир благодаря несравненному майсенскому фарфору. Именно в Майсене еще в 1929 г. впервые в мире были изготовлен набор фарфоровых колоколов размером приблизительно 100х50 см.

В майсенском музее установлен и небольшой орган с фарфоровыми трубами. Здесь проводятся концерты органной музыки. Туристы увозят отсюда CD с записью музыки, исполненной на «фарфоровом» органе.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.