УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 137 відвідувачів

Теги
секти конфлікти педагогіка краєзнавство автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква церква і суспільство Католицька Церква Церква і влада церква та політика Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура постать у Церкві Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика церковна журналістика діаспора Священний Синод УПЦ іконопис Вселенський Патріархат забобони Доброчинність Мазепа Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра Голодомор УГКЦ розкол в Україні вибори милосердя молодь Патріарх Алексій II Ющенко шляхи єднання монастирі та храми України






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-киевски»: Царские Врата вернутся через год



«Газета по-киевски», Елена Маковец, 22.12.2007

Сейчас уникальный памятник реставрируют в Польше - такими же инструментами и методами, с помощью которых Врата были изготовлены украинскими мастерами в ХVIII веке

В эти дни по городам Украины возят редкую выставку, предоставленную польской школой реставрации. Сейчас экспозиция находится во Львове, а до этого почти месяц ее можно было увидеть в Киеве, в зале Хлебной Софийского собора.

 

Выставка состоит только из фотографий, рассказывающих о том, как проходит реставрация одного из ценнейших памятников украинской культуры. И хотя демонстрировать среди мастеров незаконченную работу не принято, для украинцев сделано исключение: слишком уж большую ценность для нас представляет объект, находящийся сейчас в Польше.

Год назад Кабмин подписал необычное распоряжение. С территории Украины разрешалось вывезти уникальнейший раритет - Серебряные Царские Врата иконостаса Софийского собора. Ровно 730 дней им разрешено находиться за пределами страны. За этот срок польские реставраторы пообещали восстановить их в первозданном виде, хотя это не так и просто: от былой роскоши сохранились лишь несколько фрагментов.

Врата иконостаса Софийского собора были изготовлены в 1747-1750 годах по заказу киевского митрополита Рафаила Заборовского известными киевскими мастерами серебряных дел Петром Волохом и Иваном Завадовским. Медную модель для них выполнил Семен Таран.

Врата весили 6 пудов (около 104 кг), высотой были около 4 метров, а на их позолоту было использовано 120 червонцев. Стоимость их как художественного произведения была бесценной, но...

В 30-годы ХХ в. культовые предметы интересовали советскую власть только как драгоценный металл, годный для переплавки. Врата были демонтированы из Главного иконостаса Софийского собора и разрезаны на куски. Часть из них была отправлена на переплавку, часть где-то затерялась. Долгое время считалось, что врата утеряны навсегда, но позже в Киево-Печерской Лавре были найдены десять серебряных фрагментов. Еще один - одиннадцатый - был обнаружен тоже в Лавре, но аж в 2006 году, накануне вывоза. Всего же уцелело меньше половины Врат - общий вес находок был около 50 кг.

Но руки до реконструкции так и не дошли: в 1980-х правительство "зажало" средства на приобретение 2 кг 200 г серебра, необходимых для работы. Не оказалось финансов и у независимой Украины в 2001 году...

Только в прошлом году проблема финансирования, а это около полумиллиона гривен, была решена: помогли киевские бизнесмены. Теперь оставалось найти, кому доверить реставрационные работы.

- Перед тем, как объявлять конкурс, мы провели исследования, в процессе которых изучали химический состав, технологические и конструктивные особенности материала, характер повреждений, - рассказала "Газете..." замдиректора по культурно-массовой работе заповедника "София Киевская" Кира Петрачек. - Очень помогли фотографии начала века, по ним мы имели представление, как выглядели Врата до уничтожения.

В конкурсе, о котором известили реставрационные центры Украины, России, Польши и Германии, победили поляки. Украинские мастера, имеющие прекрасную "школу", но ограниченные и в наличии помещения для такого мощного объекта, и в необходимых инструментах, конкурировать с ними не смогли. К тому же поляки многие детали могут восполнять в драгметалле, а у нас каждая серебряная или золотая плашка будет сопровождаться таким ворохом бумажек и "дозволів", что реставрация растянется на долгие годы.

- Мы передали полякам только фото и уцелевшие фрагменты, - рассказала главный хранитель "Софии Киевской" Жанна Арустамян. - Работа сначала показалась им легкой, они сами признавались, но когда начали разбираться в деталях, поняли, что имеют дело действительно с очень необычным изделием. Взять хотя бы тот факт, что при создании Врат украинские мастера использовали все доступные на то время технологии и веяния. Например, в узорах, изображениях святых, их одежды сочетается как высокорельефная чеканка, так и техника плоской чеканки. Это очень виртуозная работа.

Но и процесс восстановления - не из легких. Он проводится с использованием технологий XVIII века и старинными инструментами - чеканами. Западный подход, кстати, этим и отличается от нашего - в Украине допускается использование современных технологий. Единственное, от чего отступили мастера - это работы, связанные с позолотой. В старину они выполнялись амальгамным методом: с помощью соединений золота и ртути. Дышать ее парами современные реставраторы не будут: есть более безопасные технологии.

Через год Врата вернутся в Украину и займут свое место в Главном Иконостасе Софийского собора.

В православной церкви Царские Врата - символ входа в Царство Божье, отсюда и их название. Устанавливаются они в центральной части иконостаса, перед входом в главный алтарь. Изготавливались чаще всего из дерева, украшенного резьбой, позолотой и росписью. Врата Софийского собора выполнены в форме ажурной серебряной решетки и украшены сюжетными композициями с изысканным растительным орнаментом. В верхней части - позолоченное изображение Святого Духа в лучах, по бокам - диагонально размещенные позолоченные фигуры Евангелистов, они держат раскрытые книги и соответствующие символы. Внизу - позолоченная фигура царя Давида со скипетром и книгой в руках.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.