УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 183 відвідувачів

Теги
секти Доброчинність Києво-Печерська Лавра автокефалія шляхи єднання УГКЦ краєзнавство розкол в Україні Ющенко Церква і медицина церква і суспільство монастирі та храми України іконопис Патріарх Алексій II комуністи та Церква Президент Віктор Ющенко Голодомор Церква і політика Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі Предстоятелі Помісних Церков милосердя педагогіка постать у Церкві УПЦ КП церква та політика конфлікти церковна журналістика українська християнська культура Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори Мазепа Церква і влада молодь діаспора Католицька Церква Вселенський Патріархат забобони Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): И в Церкви есть своя «канализация»... Чем один национализм лучше другого?



«Притвор» (Киев), Сергей Петров, 28.12.2007

И в Церкви есть своя «канализация»... Эти слова принадлежат одному из ныне здравствующих и глубоко образованных епископов Русской Православной Церкви. Приводя это сравнение, владыка имел в виду еретиков, раскольников, а также тех, кто в церковной жизни выступает с какими либо сумасбродными, несовместимыми с христианством идеями. Ведь путь Православия - это средний, так называемый царский путь. Кто не удерживается на этом пути, кто ставит себя выше Церкви, кто не имеет смирения, а руководствуется собственной гордыней, кто пытается на свой манер «руководить» Церковью, указывать Священноначалию, что делать и чего не делать, того рано или поздно «смывает» в церковную «канализацию».

В новейшей истории Украинской Православной Церкви первой иллюстрацией истинности этих слов стал филаретовский раскол. Тогда один человек, а именно бывший митрополит Филарет (Денисенко), поставил свои личные амбиции выше интересов Церкви и оказался в «канализации». Зато Церковь очистилась. Условно филаретовский раскол можно назвать расколом «слева», поскольку тогда верх взяла националистическая идеология. Но УПЦ сказала твердое нет украинскому национализму, и все мирское, чуждое, ушло вслед за Филаретом.

Второй раз слова о существовании в Церкви «канализации» пришли мне на ум, когда я ознакомился с резолюцией Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви по поводу деятельности господина Валерия Каурова и возглавляемого им «Союза православных граждан Украины». Архиерейский Собор УПЦ дистанцировался от «деятельности» этого «Союза». Ведь оказывается, что В. Кауров и его единомышленники выступают не только против государственного суверенитета Украины, не только обзывают Президента Украины неподобающими для православных христиан словами, но и угрожают отделением от УПЦ в случае получения ею, например, канонической автономии или автокефалии и т.д. По сути, речь идет об угрозе теперь уже «раскола справа». На горизонте замаячил другой национализм - на этот раз российский.

Если мы против украинского национализма, то почему мы должны терпеть в Украинской Православной Церкви национализм российский? Не хочу никого обидеть, но после 21 декабря я еще больше стал уважать высшую церковную власть УПЦ за то, что она нашла в себе мужество потянуть за веревку и смыть то, что воняло и отравляло церковный воздух уже очень давно и очень сильно. Если такие «ревнители» и отойдут от УПЦ - невелика потеря. Церковь только чище станет, как очищается она всякий раз после того или иного раскола или ереси.

Вероятность такого ухода, на мой взгляд, существует, о чем свидетельствует реакция СПГУ и «Единого Отечества» на резолюцию Архиерейского Собора. Во-первых, оказывается, что СПГУ «удивляет» тот факт, что «их деятельность» Архиерейский Собор признал «не полезной для Церкви». Во-вторых, несмотря на заявления о том, что СПГУ «со смирением отнесся к решению Собора», он все-таки считает «необходимым констатировать, что Архиерейский Собор всей Русской Православной Церкви является более высокой церковной инстанцией, чем местные Соборы и будем, в свое время, апеллировать к нему». То есть решения Архиерейского Собора УПЦ недостаточно, как будто бы это «неполный» Собор, решения которого «несовершенны»? Это уже признак гордости, не говоря уже о экклезиологической несостоятельности такого рода взглядов. Не хочу комментировать от себя, лишь приведу одно место из творений Святых Отцов, а именно из «Аввы Дорофея» (Поучение второе. О смиренномудрии).

«Смирения же два, так же, как и две гордости. Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его, таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощию Божиею. Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братий говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: "что значит такой-то? нет никого (достойного), кроме Зосимы и подобного ему". Потом начал и сих охуждать и говорить: "нет никого (достойного), кроме Макария". Спустя немного начал говорить: "что такое Макарий? нет никого (достойного), кроме Василия и Григория". Но скоро начал охуждать и сих, говоря: "что такое Василий? и что такое Григорий? нет никого (достойного), кроме Петра и Павла". Я говорю ему: "Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать". И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: "что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы". наконец, возгордился он и против Самого Бога, и таким образом лишился ума. Посему-то должны мы, братия мои, подвизаться всеми силами нашими против первой гордости, дабы мало-помалу не впасть и во вторую, то есть в совершенную гордыню».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.