УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 94 відвідувачів

Теги
Священний Синод УПЦ Голодомор шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра УГКЦ церковна журналістика Патріарх Алексій II Доброчинність секти Мазепа милосердя церква та політика постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина Президент Віктор Ющенко УПЦ КП комуністи та Церква автокефалія іконопис краєзнавство Ющенко українська християнська культура вибори діаспора молодь Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні монастирі та храми України Археологія та реставрація забобони Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика Церква і влада Вселенський Патріархат конфлікти церква і суспільство педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-харьковски»: Рождество столетней давности



«Газета по-харьковски», Леонид Мачулин, 25.12.2007

До того, как советская Россия перевела часы на 14 дней назад, Рождество отмечали в ночь на 25 декабря

В конце XIX века Харьковский губернский статистический комитет задался целью составить перечень праздников, в которые крестьяне губернии не работают. Заодно была получена картина того, как народ проводит праздничное время. Результат в виде «Дневника народных праздников Харьковской губернии» и был опубликован в «Харьковском календаре» на 1887 год, к которому мы и обратимся. 

24 декабря крестьяне отмечали Навечерние Рождества Христова. В обиходе его называли еще «Богатый свят-вечер». В этот день хозяйки еще с утра готовили кушанье для вечери (ужина), а хозяева кололи дрова впрок, чтоб хватило до самого 1 января. Ибо брать до Нового года топор в руки считалось тяжким грехом. Старики и старухи (то есть особо богомольные) в этот день ничего не ели до первой звезды. Перед заходом солнца старший в семействе стелил самое лучшее сено в виде гнезда в переднем углу гостиной, на это сено ставились кутья и узвар. После захода солнца семья молилась, а затем садилась вечерять. Кроме печеной рыбы, на стол непременно подавался горох - жидко сваренный и размятый, в виде соуса. В завершение трапезы - кутья и узвар.

25 декабря крестьяне отмечали Рождество Христово. С этого дня до 7 января включительно продолжались рождественские святки. Рано утром (с 3 до 7 часов утра) мальчики ходили из хаты в хату «віршувати». Вечером выходила молодежь колядовать, приветствуя хозяев: «Дай, Боже вечір добрий, дайте пиріг довгий...» и т.д.

С Рождества, подчеркивается в описании праздника, до самого Нового года, не выносился сор из дома и не менялись стельки в обуви. Почему? «Так годится»!

В целом в XIX веке на Слобожанщине Рождество почиталось значительно больше, чем Новый год. Да, собственно, и Нового Года в его нынешнем виде - с выходными днями и шумными застольями - тогда не было. Правильнее всего было бы назвать тот, «старый» Новый год тихим семейным праздником.

1 января мальчики 7-15 лет между заутреней и обедней ходили из хаты в хату посыпать или засевать. Набравши в рукавицу или маленькую торбочку зерен ячменя или пшеницы, они, войдя в дом, разбрасывали зерна, приговаривая: «На щастя, на здоров'я, на нове літо роди, Боже, жито, пшеницю і всяку пашницю! Будьте здорові, з праздником, з Новим годом!»

Рассыпанные зерна хозяева собирали и давали курам, чтобы те лучше неслись. Посыпальщикам за их труд давали по копейке, или по бублику, пампушке, коржику, пирожку. Все заработанное дети делили между собой. Проспать посыпальщика считалось большим стыдом, и тому, кого они застанут спящим, приходилось теперь немало насмешек от односельчан.

Сегодня мы уже привыкли с одинаковым энтузиазмом отмечать как светский праздник Новый год, так и религиозный - Рождество Христово. Хотя Рождество идеологически «старше», ведь христианство совсем недавно отметило тысячелетие крещения Руси, а новогоднему празднику всего триста лет с небольшим - его ввел своим декретом Петр I, «привязав» Россию к европейскому летоисчислению в 1700 году.

Впрочем, как подметил академик Николай Сумцов в своем историко-этнографическом обзоре «Слобожане», это вполне закономерно: все народы любят праздники, и когда с течением времени религиозные начинают тускнеть, их замещают гражданские.


Кстати
Щедривки и колядки - разные вещи
Изначально разнообразные колядки и щедривки имели определенную последовательность. Колядки еще в XIX веке исполняли на Рождество, а щедривки - на Новый год. В ХХ веке все окончательно перемешалось, и их стали употреблять как попало. Сами по себе колядки и щедривки наполнены доброжелательностью и потому до сих пор горячо любимы у сельского населения. Вот как, например, звучала одна из колядок столетней давности:

Пане господарю, вставай з постелі,
Вставай з постелі, відчиняй двері,
Бо йде до тебе три гостонька:
Один гостонько - ясний місяць,
Другий гостонько - ясне сонечко,
Третій гостонько - добрий дощик...

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.