УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 75 відвідувачів

Теги
Церква і політика церква і суспільство постать у Церкві секти педагогіка церковна журналістика Києво-Печерська Лавра вибори іконопис конфлікти Голодомор Церква і медицина милосердя Католицька Церква краєзнавство Ющенко молодь Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II Мазепа діаспора Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія Вселенський Патріархат монастирі та храми України церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання комуністи та Церква українська християнська культура Церква і влада розкол в Україні Доброчинність УПЦ КП Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-харьковски»: Рождество столетней давности



«Газета по-харьковски», Леонид Мачулин, 25.12.2007

До того, как советская Россия перевела часы на 14 дней назад, Рождество отмечали в ночь на 25 декабря

В конце XIX века Харьковский губернский статистический комитет задался целью составить перечень праздников, в которые крестьяне губернии не работают. Заодно была получена картина того, как народ проводит праздничное время. Результат в виде «Дневника народных праздников Харьковской губернии» и был опубликован в «Харьковском календаре» на 1887 год, к которому мы и обратимся. 

24 декабря крестьяне отмечали Навечерние Рождества Христова. В обиходе его называли еще «Богатый свят-вечер». В этот день хозяйки еще с утра готовили кушанье для вечери (ужина), а хозяева кололи дрова впрок, чтоб хватило до самого 1 января. Ибо брать до Нового года топор в руки считалось тяжким грехом. Старики и старухи (то есть особо богомольные) в этот день ничего не ели до первой звезды. Перед заходом солнца старший в семействе стелил самое лучшее сено в виде гнезда в переднем углу гостиной, на это сено ставились кутья и узвар. После захода солнца семья молилась, а затем садилась вечерять. Кроме печеной рыбы, на стол непременно подавался горох - жидко сваренный и размятый, в виде соуса. В завершение трапезы - кутья и узвар.

25 декабря крестьяне отмечали Рождество Христово. С этого дня до 7 января включительно продолжались рождественские святки. Рано утром (с 3 до 7 часов утра) мальчики ходили из хаты в хату «віршувати». Вечером выходила молодежь колядовать, приветствуя хозяев: «Дай, Боже вечір добрий, дайте пиріг довгий...» и т.д.

С Рождества, подчеркивается в описании праздника, до самого Нового года, не выносился сор из дома и не менялись стельки в обуви. Почему? «Так годится»!

В целом в XIX веке на Слобожанщине Рождество почиталось значительно больше, чем Новый год. Да, собственно, и Нового Года в его нынешнем виде - с выходными днями и шумными застольями - тогда не было. Правильнее всего было бы назвать тот, «старый» Новый год тихим семейным праздником.

1 января мальчики 7-15 лет между заутреней и обедней ходили из хаты в хату посыпать или засевать. Набравши в рукавицу или маленькую торбочку зерен ячменя или пшеницы, они, войдя в дом, разбрасывали зерна, приговаривая: «На щастя, на здоров'я, на нове літо роди, Боже, жито, пшеницю і всяку пашницю! Будьте здорові, з праздником, з Новим годом!»

Рассыпанные зерна хозяева собирали и давали курам, чтобы те лучше неслись. Посыпальщикам за их труд давали по копейке, или по бублику, пампушке, коржику, пирожку. Все заработанное дети делили между собой. Проспать посыпальщика считалось большим стыдом, и тому, кого они застанут спящим, приходилось теперь немало насмешек от односельчан.

Сегодня мы уже привыкли с одинаковым энтузиазмом отмечать как светский праздник Новый год, так и религиозный - Рождество Христово. Хотя Рождество идеологически «старше», ведь христианство совсем недавно отметило тысячелетие крещения Руси, а новогоднему празднику всего триста лет с небольшим - его ввел своим декретом Петр I, «привязав» Россию к европейскому летоисчислению в 1700 году.

Впрочем, как подметил академик Николай Сумцов в своем историко-этнографическом обзоре «Слобожане», это вполне закономерно: все народы любят праздники, и когда с течением времени религиозные начинают тускнеть, их замещают гражданские.


Кстати
Щедривки и колядки - разные вещи
Изначально разнообразные колядки и щедривки имели определенную последовательность. Колядки еще в XIX веке исполняли на Рождество, а щедривки - на Новый год. В ХХ веке все окончательно перемешалось, и их стали употреблять как попало. Сами по себе колядки и щедривки наполнены доброжелательностью и потому до сих пор горячо любимы у сельского населения. Вот как, например, звучала одна из колядок столетней давности:

Пане господарю, вставай з постелі,
Вставай з постелі, відчиняй двері,
Бо йде до тебе три гостонька:
Один гостонько - ясний місяць,
Другий гостонько - ясне сонечко,
Третій гостонько - добрий дощик...

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.