УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 103 відвідувачів

Теги
постать у Церкві Священний Синод УПЦ автокефалія Ющенко українська християнська культура церковна журналістика Патріарх Алексій II діаспора милосердя секти іконопис Доброчинність церква і суспільство Археологія та реставрація церква та політика Митрополит Володимир (Сабодан) вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ Києво-Печерська Лавра Церква і влада Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП розкол в Україні монастирі та храми України педагогіка Церква і медицина Вселенський Патріархат Президент Віктор Ющенко шляхи єднання краєзнавство молодь Голодомор конфлікти Мазепа Церква і політика 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква забобони комуністи та Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-харьковски»: Музыка с изнанки



«Газета по-харьковски», Мария Фиснер, Николай Полищук, Светлана Шекера, 10.01.2008

Корреспонденты «Газеты...» заглянули в душу органу и поразились его чувствительности

Ему 21 год, и о его самочувствии старательно заботятся. Почти каждый день ему измеряют температуру и давление, смахивают пылинки. Он чистокровный чех, его отца зовут Зденек Светлик. При этом он прочно обосновался в Успенском соборе еще в 1986 году, а представил его публике - легендарный Гарри Гродберг. Он - харьковский орган.

 

Вопреки расхожему мнению о несовместимости акустики православного храма и органа, этот музыкальный инструмент в Успенском соборе устроился очень удачно, считает настройщик Дмитрий Толмачев. Гастролеры - в частности француз Андре Изуар - оценили харьковский орган выше, чем столичный. Дитя известной чешской фирмы «Rieger-Kloss» выдает звучание воистину мирового класса.

В отличие от прочих музыкальных инструментов, орган создают либо вместе с помещением, либо под конкретное строение, поэтому его нельзя никуда перевезти и переустановить. Уникальность харьковского - в том, что его разработали и вмонтировали в здание нетипичной для органа формы - купольной. В католических храмах органы разрастаются вширь, а наш инструмент словно тянется ввысь.

 

Чувствительный и обидчивый

Орган живой во всех смыслах - от способа существования до характера. Инструмент плохо переносит скачки температуры и давления, потому начало и конец отопительного сезона для него серьезный стресс. Зимой инструмент звучит ниже, летом - выше: сказываются погодные изменения. А нормальная температура органа - та, при которой его полностью настраивали. У харьковского инструмента она + 20 С, но, вообще-то, в каждом углу органа температура разная.

Двух одинаковых органов не найти, у каждого уникальный набор труб и тембров. У харьковского, к примеру, есть wons humana, что переводится «человеческий голос». Правда, с людским тембром органный не имеет ничего общего, отмечают музыканты и ласково называют его «гнусавым».

А еще харьковский орган - инструмент обидчивый, очень не любит негативного отношения к себе.

- Один из московских органистов всякий раз, когда приезжает на гастроли в Харьков, чем-то недоволен в музыкальном инструменте: «Это не так, это надо изменить, а это - настроить». И каждый раз во время концерта с органом что-нибудь случается, - рассказывает ассистент органиста Ирина Дьяченко.

 

Маленькие тайны большого органа

За звучание харьковского инструмента отвечает кандидат физических наук. Дмитрий Толмачев, в прошлом выпускник физтеха ХПИ и сотрудник института низких температур, в музыке не новичок - закончил музучилище по классу виолончели. Многолетняя работа скрипичным мастером и точные науки помогли Толмачеву подружиться с «королем музыки», ведь сегодня некоторые функции у харьковского органа выполняют сложные приборы. К примеру, электрический двигатель, который раздувает меха, наполняет трубы воздухом, а до конца XIX века это делали либо люди, либо лошади.

Настраивают орган частично и целиком. Полная настройка труб случается не часто. В первую очередь - из-за дороговизны операции, которая обходится в несколько тысяч долларов. Харьковский инструмент эту процедуру пережил только раз, при установке в Успенском соборе, в то же время в странах Европы орган настраивают полностью не реже раза в год.

Впрочем, харьковский орган - достаточно классический инструмент. Все его тайны спрятаны в так называемом органном шкафу, больше похожем на небольшую комнату. Попадаешь вовнутрь - и видишь стройные ряды больших и маленьких труб. Всего их - четыре тысячи и разместились они на четырех этажах, к каждому из которых ведет узкая лестница. Первые этажи осмотреть легко, но чем выше поднимаешься - тем меньше свободного пространства.

 

Багаж органиста - ноты и узкие туфли

Трубы органа делают из специального органного металла - сплава свинца и олова, который очень мягкий, а потому удобен для настройки. Нужное звучание достигается так: в трубе органа вырезают трехсторонний лоскут, который затем определенным образом подворачивают - очень тонкая работа!

Но сколько ни рассматривай внутренности органа, отследить рождение звука сложно. Теоретически это происходит так: нажимаешь клавишу - и она приводит в действие сложную рычажную систему, которая открывает клапан и запускает воздух в нужную трубу. На практике все вокруг движется, меха сопят и вздыхают, а трубы поют так, отчего кажется - здание вторит органу.

- На органе музыкант всегда играет с ассистентом: по-другому невозможно, - говорит Михаил Сидоренко, органист из Киева. - Рабочее место оснащено множеством регистровых рукояток. Ассистент открывает и закрывает регистры. А органист играет не только руками: снизу у органа огромное количество деревянных педалей для управления басовыми трубами. Поэтому ноги музыканта играют свою, весьма сложную партию. Для этого, кстати, специальная обувь нужна - узкая и легкая, чтобы педали чувствовать. Дирижер всегда с собой палочку в футляре возит, а багаж органиста - ноты и узкие туфли.

 

Знающий человек

Звук может вызвать и панику, и эйфорию

Дмитрий ТИТЕНКО, киевский органный мастер:

- Высокие трубы, которые видны зрителям, называются лабиальными, а те, которые спрятаны внутри, - язычковыми. Самые маленькие из них - размером с шариковую ручку и звучат на самой грани слухового восприятия. Зачем? Ну вы же слышали, наверное, о том, что даже ультразвук может влиять на настроение человека. В одних случаях он может вызвать панику, в других - эйфорию. Так что ничего лишнего по сути своей в органе быть не может.

 

Тем временем

Харьковчанам подарят еще один орган

В харьковской филармонии отказались от идеи переносить орган из зала Успенского собора, в котором теперь проходят богослужения, в новое здание. Чешские специалисты, которые много лет назад устанавливали здесь орган, осмотрев его, пришли к выводу, что это бессмысленная затея. Как объяснил главный дирижер филармонии Юрий Янко, во-первых, сам переезд обойдется в 300 тысяч долларов. Потом, чтобы инструмент современно звучал, его нужно немного доработать, добавить 5-7 новых регистров. Это еще 200-300 тысяч долларов. К тому же, старый орган изготовлен из сосны, а теперь делают только из дуба, плюс нынче другая электроника. В итоге звук у такого переработанного органа будет такой, что ни один солидный музыкант к нам не приедет. Новый же орган обойдется чуть дороже - в 1 миллион евро. Так что решили ничего не перевозить, а заказать новый инструмент. Дело за малым - найти деньги и достроить здание.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.