УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 217 відвідувачів

Теги
молодь Вселенський Патріархат милосердя монастирі та храми України 1020-річчя Хрещення Русі Києво-Печерська Лавра Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві Священний Синод УПЦ церква і суспільство Доброчинність УПЦ КП Археологія та реставрація УГКЦ Патріарх Алексій II розкол в Україні секти комуністи та Церква Президент Віктор Ющенко церква та політика іконопис Католицька Церква педагогіка Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура автокефалія Мазепа Голодомор вибори забобони конфлікти краєзнавство Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика Церква і влада Ющенко шляхи єднання діаспора Церква і медицина Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-харьковски»: Музыка с изнанки



«Газета по-харьковски», Мария Фиснер, Николай Полищук, Светлана Шекера, 10.01.2008

Корреспонденты «Газеты...» заглянули в душу органу и поразились его чувствительности

Ему 21 год, и о его самочувствии старательно заботятся. Почти каждый день ему измеряют температуру и давление, смахивают пылинки. Он чистокровный чех, его отца зовут Зденек Светлик. При этом он прочно обосновался в Успенском соборе еще в 1986 году, а представил его публике - легендарный Гарри Гродберг. Он - харьковский орган.

 

Вопреки расхожему мнению о несовместимости акустики православного храма и органа, этот музыкальный инструмент в Успенском соборе устроился очень удачно, считает настройщик Дмитрий Толмачев. Гастролеры - в частности француз Андре Изуар - оценили харьковский орган выше, чем столичный. Дитя известной чешской фирмы «Rieger-Kloss» выдает звучание воистину мирового класса.

В отличие от прочих музыкальных инструментов, орган создают либо вместе с помещением, либо под конкретное строение, поэтому его нельзя никуда перевезти и переустановить. Уникальность харьковского - в том, что его разработали и вмонтировали в здание нетипичной для органа формы - купольной. В католических храмах органы разрастаются вширь, а наш инструмент словно тянется ввысь.

 

Чувствительный и обидчивый

Орган живой во всех смыслах - от способа существования до характера. Инструмент плохо переносит скачки температуры и давления, потому начало и конец отопительного сезона для него серьезный стресс. Зимой инструмент звучит ниже, летом - выше: сказываются погодные изменения. А нормальная температура органа - та, при которой его полностью настраивали. У харьковского инструмента она + 20 С, но, вообще-то, в каждом углу органа температура разная.

Двух одинаковых органов не найти, у каждого уникальный набор труб и тембров. У харьковского, к примеру, есть wons humana, что переводится «человеческий голос». Правда, с людским тембром органный не имеет ничего общего, отмечают музыканты и ласково называют его «гнусавым».

А еще харьковский орган - инструмент обидчивый, очень не любит негативного отношения к себе.

- Один из московских органистов всякий раз, когда приезжает на гастроли в Харьков, чем-то недоволен в музыкальном инструменте: «Это не так, это надо изменить, а это - настроить». И каждый раз во время концерта с органом что-нибудь случается, - рассказывает ассистент органиста Ирина Дьяченко.

 

Маленькие тайны большого органа

За звучание харьковского инструмента отвечает кандидат физических наук. Дмитрий Толмачев, в прошлом выпускник физтеха ХПИ и сотрудник института низких температур, в музыке не новичок - закончил музучилище по классу виолончели. Многолетняя работа скрипичным мастером и точные науки помогли Толмачеву подружиться с «королем музыки», ведь сегодня некоторые функции у харьковского органа выполняют сложные приборы. К примеру, электрический двигатель, который раздувает меха, наполняет трубы воздухом, а до конца XIX века это делали либо люди, либо лошади.

Настраивают орган частично и целиком. Полная настройка труб случается не часто. В первую очередь - из-за дороговизны операции, которая обходится в несколько тысяч долларов. Харьковский инструмент эту процедуру пережил только раз, при установке в Успенском соборе, в то же время в странах Европы орган настраивают полностью не реже раза в год.

Впрочем, харьковский орган - достаточно классический инструмент. Все его тайны спрятаны в так называемом органном шкафу, больше похожем на небольшую комнату. Попадаешь вовнутрь - и видишь стройные ряды больших и маленьких труб. Всего их - четыре тысячи и разместились они на четырех этажах, к каждому из которых ведет узкая лестница. Первые этажи осмотреть легко, но чем выше поднимаешься - тем меньше свободного пространства.

 

Багаж органиста - ноты и узкие туфли

Трубы органа делают из специального органного металла - сплава свинца и олова, который очень мягкий, а потому удобен для настройки. Нужное звучание достигается так: в трубе органа вырезают трехсторонний лоскут, который затем определенным образом подворачивают - очень тонкая работа!

Но сколько ни рассматривай внутренности органа, отследить рождение звука сложно. Теоретически это происходит так: нажимаешь клавишу - и она приводит в действие сложную рычажную систему, которая открывает клапан и запускает воздух в нужную трубу. На практике все вокруг движется, меха сопят и вздыхают, а трубы поют так, отчего кажется - здание вторит органу.

- На органе музыкант всегда играет с ассистентом: по-другому невозможно, - говорит Михаил Сидоренко, органист из Киева. - Рабочее место оснащено множеством регистровых рукояток. Ассистент открывает и закрывает регистры. А органист играет не только руками: снизу у органа огромное количество деревянных педалей для управления басовыми трубами. Поэтому ноги музыканта играют свою, весьма сложную партию. Для этого, кстати, специальная обувь нужна - узкая и легкая, чтобы педали чувствовать. Дирижер всегда с собой палочку в футляре возит, а багаж органиста - ноты и узкие туфли.

 

Знающий человек

Звук может вызвать и панику, и эйфорию

Дмитрий ТИТЕНКО, киевский органный мастер:

- Высокие трубы, которые видны зрителям, называются лабиальными, а те, которые спрятаны внутри, - язычковыми. Самые маленькие из них - размером с шариковую ручку и звучат на самой грани слухового восприятия. Зачем? Ну вы же слышали, наверное, о том, что даже ультразвук может влиять на настроение человека. В одних случаях он может вызвать панику, в других - эйфорию. Так что ничего лишнего по сути своей в органе быть не может.

 

Тем временем

Харьковчанам подарят еще один орган

В харьковской филармонии отказались от идеи переносить орган из зала Успенского собора, в котором теперь проходят богослужения, в новое здание. Чешские специалисты, которые много лет назад устанавливали здесь орган, осмотрев его, пришли к выводу, что это бессмысленная затея. Как объяснил главный дирижер филармонии Юрий Янко, во-первых, сам переезд обойдется в 300 тысяч долларов. Потом, чтобы инструмент современно звучал, его нужно немного доработать, добавить 5-7 новых регистров. Это еще 200-300 тысяч долларов. К тому же, старый орган изготовлен из сосны, а теперь делают только из дуба, плюс нынче другая электроника. В итоге звук у такого переработанного органа будет такой, что ни один солидный музыкант к нам не приедет. Новый же орган обойдется чуть дороже - в 1 миллион евро. Так что решили ничего не перевозить, а заказать новый инструмент. Дело за малым - найти деньги и достроить здание.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.