УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 66 відвідувачів

Теги
молодь українська християнська культура краєзнавство Священний Синод УПЦ педагогіка монастирі та храми України забобони Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) Вселенський Патріархат Церква і політика постать у Церкві церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні Голодомор Католицька Церква конфлікти Церква і влада Патріарх Алексій II секти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко шляхи єднання комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков милосердя УГКЦ Церква і медицина вибори Президент Віктор Ющенко автокефалія церква і суспільство іконопис Археологія та реставрація Мазепа діаспора УПЦ КП церковна журналістика Доброчинність






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): Блаженный Августин и "Телегония". Неожиданный взгляд на деликатную тему



«Притвор» (Киев), Андрей Лемешко, 16.01.2008

Вначале хочу сказать, что блаженный Августин никогда не писал конкретно о "Телегонии". Но в его тракте "De Trinitate" (О Троице) изложены факты и теория, несколько проливающие свет на механизм эффекта, названного "Телегония".

Возможно, многие из читателей уже читали нечто о "Телегонии", а возможно и нет. Поэтому приведу выдержки из статьи " Полосатая дочь кобылы лорда Мортона ", авторы М.М.Асланян, доктор биологических наук,
профессор кафедры генетики и селекции и А. С.Спирин, доктор биологических наук, действительный член РАН, профессор кафедры молекулярной биологии; Московский Государственный Университет.
"Итак, телегония - это предполагаемое влияние предыдущего спаривания (предыдущего самца) на потомство от последующего спаривания (последующего самца). В конце прошлого и в начале нынешнего века вера в телегонию была распространена среди селекционеров, работающих с различными видами домашних животных - лошадьми, свиньями, коровами, и др. Наибольшую известность получил случай с арабской кобылой лорда Мортона, описанный Ч. Дарвином: "Почти чистокровная арабская караковая кобыла принесла гибрида от квагги (один из видов зебры), а затем она произвела двух жеребят от вороного арабского жеребца. У этих жеребят местами была соловая окраска, а на ногах были более явственные полосы, чем у настоящего гибрида и у самого квагги".

Для проверки гипотезы о телегонии селекционером К. Юартом в 1889 году был поставлен специальный опыт. От 8 чистопородных кобыл и жеребца зебры было получено 13 гибридов-зеброидов. После этого тех же кобыл спаривали с жеребцами своей породы, от которых они принесли 18 жеребят. Ни один из жеребят не имел никаких зеброидных признаков. Другими словами, явление телегонии не получило доказательств. Подобные же результаты были получены в опытах русского учёного, основоположника метода искусственного осеменения И. И. Иванова, проведенных в Аскания-Нова, по скрещиванию кобыл с зебрами. Надо сказать, что одновременно накапливающийся селекционный материал свидетельствовал и о другом: некоторые лошади, никогда не встречавшиеся с зебрами, могут давать жеребят с характерной зеброидной полосатостью ног. Таким образом, появление указанного признака могло быть интерпретировано как явление атавизма, никак не связанное с предыдущими спариваниями.
На сегодняшний день точно установлено, что вся генетика будущего организма определяется только объединяющимися в процессе оплодотворения яйцеклеткой и сперматозоидом - это твёрдо установленный факт.
То есть первый или предыдущий самец, даже если у потомства матери и наблюдаются некие несвойственные роду признаки - другой тип кожи, у животных - раскраска и т.д. объясняется отнюдь не влиянием первого самца.

Ученые считают, что могут иметь место явления трёх типов. (1) Случаи атавизма - спорадического непредсказуемого появления дикого признака у одного из их потомков. Хрестоматийный пример - появление хвоста у человеческого ребёнка ("хвостатый мальчик" - см. учебник для средней школы и Габриэль Гарсия Маркес "Сто лет одиночества"). Атавизм является результатом генетической реверсии - спонтанной вторичной мутации (или мутаций), восстанавливающей генетическую информацию, изменённую первичной мутацией. Атавизм в окрасе - например, неожиданное появление дикого признака "тэбби" (полосатость окраса) у кошки, являющейся потомком не полосатых родителей - явление гораздо менее редкое, чем хвост у человека. (2) Фенотипическая реверсия признака дикого типа, обусловленная взаимодействием разных генов. Например, у кошек признак "тэбби" может появиться при наличии гена рыжего окраса (О), который подавляет действие гена "нон-агути" даже в двойном наборе (аа). Другой пример взаимодействия генов окраса у кошек - эпистатическое (подавляющее все другие окрасы) действие гена белого окраса (W); поэтому при спаривании белой кошки или кота, и даже при спаривании белой кошки с белым котом, в потомстве могут "вылезти" любые окрасы, и никакой прохожий кот тут не при чём. (3) Выявление скрытых - рецессивных - признаков в результате расщепления при определённых сочетаниях родительских генотипов. Использование не чистых (заметьте у Дарвина - "Почти чистокровная арабская кобыла..." - видимо, всё-таки не чистокровная!), сильно гетерозиготных линий родителей часто даёт неожиданные результаты в потомстве, порой напоминающие признаки какого-либо прежнего жениха кошки.

Таким образом, следует общий вывод: как теоретические законы генетики, так и генетически контролируемые эксперименты полностью отвергают явление телегонии. Все же, отмечавшиеся в старой литературе по селекции и практическими работниками-селекционерами, случаи, указывающие на возможность телегонии, объясняются явлениями другого порядка".[1]

Вот с этого утверждения : "Телегония объясняется явлениями другого порядка" и начну свое повествование. Три теории, предложенные учеными весьма интересны, но способны ли эти теории объяснить все случаи телегонии? Например, приведу более древние случаи Телегонии, чем описанные Ч.Дарвином или же такими известными исследователями Телегонии, как профессор Флинт и Феликс Ле-Дантек . Последний оставил после себя книгу 'Индивидуальная эволюция, наследственность и неодарвинисты'. (М.,1899 г.). Глава 24-я которой так и озаглавлена: "Телегония, или влияние первого самца". (с. 244).
Обратимся к очень древнему и очень авторитетному источнику Библии: "И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях; И положил прутья с нарезкой перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и крапинами, и с пятнами." [Бытие 30:37-39].

Далее обратимся к такому факту, на который обратил внимание еще Гиппократ. Так, одна женщина была обвинена в прелюбодеянии на том основании, что родила мальчика не похожего ни на отца, ни на мать и ни на кого из родственников. Медик освободил ее от суда и наказания, указав на сходство ребенка с изображением красивого мальчика, висевшего в спальне супругов. [2]. Как мы видим явление Телегонии известно с незапамятных времен и никаких влияний предыдущих самцов в этих случаях не прослеживается. И самое главное, что объяснить эти случаи тремя теориями, которыми оперируют современные ученые, нельзя!
Я не берусь выдвигать никаких других теорий, так как некомпетентен в этом вопросе. Отмечу лишь, что, по всей видимости, в своих опытах по изучению Телегонии ученые пытались доказать, в первую очередь, что нет никакого влияния предыдущего самца, а не найти истинную причину Телегонии.
И что Иаков и Гиппократ были намного ближе к пониманию механизма Телегонии, чем все современные ученые.

Так, Иаков, используя эффект Телегонии и умея его вызывать по собственному желанию, использовал свои знания для личного обогащения [Бытие 30:43]. А в случае с Гиппократом его знание, по всей видимости, привело в спальню к супругам, где им и было обнаружено изображение красивого мальчика. И он смог защитить женщину от обвинений в супружеской измене.
Современные же ученые даже и близко не подошли к практическому использованию эффекта Телегонии. И кто знает, может быть, доктор Дзянь Кандженя, вырастивший куроутку, [3] как раз и есть современный Иаков?
Да и само понимание термина Телегония (ошибочно "Телегония") - это появление у потомства признаков, не свойственных ни отцу, ни матери, ни роду, виду в целом, а не предполагаемое влияние предыдущего спаривания (предыдущего самца) на потомство от последующего спаривания (последующего самца). Предполагаемое влияние предыдущего самца - это одна из предполагаемых причин возникновения не свойственных родителям или виду признаков, а не сама "Телегония". Причина, которая отвергнута современной генетикой, но она (генетика) не в состоянии объяснить "фокус" Иакова:-)

Теперь обратимся к блж. Августину, вернее, процитируем богослова прошлого века И.В.Попова, в течение многих лет изучавшего труды блж. Августина и написавшего целый научный труд, который так и называется "Личность и учение блаженного Августина". Так, говоря про волю человека, И.В.Попов пишет: "значение воли и ощущения состоит в том, что она оказывает известное содействие уподоблению органа видимому предмету или самой его информации." Мысль эта встречается только в одном месте сочинений блж. Августина, и притом выражена в нем настолько неясно, что только контекст убеждает в ее наличности. Вот слова, которые мы имеем в виду: "Воля имеет такую силу соединить эти две формы, что и обращает чувство к рассматриваемой вещи, чтобы оно получило ее форму. И если воля настолько горяча, что может быть названа любовью, страстью или похотью, то сильно затрагивает даже все тело животного; и в тех случаях, когда ей не оказывает сопротивление слишком костная и твердая материя, преобразует его в подобный вид и цвет. Посмотрите, с какой необыкновенной легкостью изменяется тельце хамелеона, принимая цвета, которые он видит. А так как грубые тела других животных нелегко поддаются перемене, то по большей части только зародыши изобличают страстные желания матерей и показывают, на что они смотрели с большим услаждением. Ибо чем мягче и так сказать восприимчивее к форме первоначальное строение семян, тем успешнее и действенней поддаются они мановению души матери и возникшему в ней образу тела, на которое она жадно взирала"[4]. В последнем предложении блж. Августин разумеет факты, на которые указывал еще Гиппократ [2]. Еще более убедительным Августин считает пример Иакова, который клал на водопое пестрые прутья, чтобы овцы и козы могли видеть их в момент зачатия, и этим достигал того, что они приносили пестрый приплод [Бытие 30:37-39]. Итак, душа может сообщать всему телу форму предмета, возбуждающего в ней страстное влечение, если только тело не отличается достаточной гибкостью и податливостью. Такими свойствами наделено лишь тело хамелеона. У других животных только зародыши поддаются воздействию воли матери"[5]

Таким образом, причина Телегонии, согласно блж. Августину, есть не первый «самец». А то, на что смотрит женщина, и к чему или к кому она имеет особое пристрастие.
То есть, с одной стороны, мы имеем подтверждение старой пословицы "подобное порождает подобное". Именно на этом принципе построена, в сущности, библейская традиция - следить за генеалогией отдельных лиц или их качеств, идея наказывать "до третьего и четвертого колена" "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня'. (Исх.20:5,6; см. также: Исх.34:7,Второзаконие 5:9. Числа 14:18. Исаия 14:21), основанная на уверенности, что "вор рождает вора". Другими словами, если у женщины есть пристрастие, например, к Бреду Питу или к вышиванию, шахматам, то ее ребенок может родится и похожим на Бреда Пита и иметь к нему слабость, а также еще и иметь страсть к вышиванию и шахматам. И тяга к вышиванию, и тяга к играм, включая азартные, при этом не есть результат генетической наследственности. Так человек может быть плохим игроком, но тем не менее страсть к игре в нем может присутствовать. В любом случае пристрастия родителей, согласно Писанию, могут проявлятся в детях до 3 и даже 4 колена и подлежат врачеванию через наказания. Если же дети ведут праведный образ жизни, то есть не поддаются наследственности, то и Бог их не врачует и не наказывает за дела их родителей: 'Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив... [Иезекииль 18:19-20 ].

С другой стороны, становится понятна практическая цель отвержения Церковью порнографической и эротической продукции. Это своего рода полосатые прутья. Глядя на которые овцы и козы зачинали пестрый приплод, а люди - блудниц и блудников. Возможно, мои выводы несколько радикальны. Но судить Вам, уважаемый читатель.
В любом случае, исходя из слов блж. Августина, для того, чтобы не было Телегонии в роду женщина должна: во-первых, любить и думать только о своем муже и старатся любоватся только им, а не думать и услаждатся как предыдущими, так и новыми связями и эротическими фантазиями с посторонними лицами. А во-вторых, очищать свое сердце от страстей и пороков, чтобы они не передались через волю потомству.
Недаром исторически сложилось, что женщина в представлении многих народов должна быть чище и лучше мужчины. И что, например, простительно для мужчины у многих, например, не славянских народностей, непростительно девушке. А все из-за того, что "...только зародыши поддаются воздействию воли матери". Получается, что будущие склонности и даже внешность зависит в большей мере от матери, чем от отца. Именно благодаря близости к зародышу.
Похоже, что не только телесное здоровье женщины, а и ее духовное состояние есть залог того, что от нее родится нормальное потомство. Нормальное не только в телесном плане, но и здоровое в плане моральном.

Конечно, все выше изложенное - только предположения, требующие тщательной проверки вместе с теорией блаженного Августина, с помощью которой он попытался объяснить опыт Иакова с прутьями, а также случай, описанный Гиппократом.


Литература.
1. Полосатая дочь кобылы лорда Мортона. М.М.Асланян, А.С.Спирин,
http://www.skeptik.net/pseudo/telegon.htm
2.Idem.Quaestiones in Heptateuchum I,92.PL 34, 571
3. Дзян Каньжень Ю.В. Патент N 1828665. Способ изменения наследственных признаков биологического объекта и устройство для направленной передачи биологической информации. Заявка от 30.12.1981. Зарегистрировано 13.10.02
http://www.metodolog.ru/01153/01153.html
4. Augustinus Hipponensis. De Trinitate XL,5,PL 42,987.
5. И.В.Попов труды по Патрологии. Том II. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад 2005.стр.249

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.