УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 87 відвідувачів

Теги
Католицька Церква шляхи єднання Церква і політика Доброчинність вибори Священний Синод УПЦ молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП педагогіка автокефалія УГКЦ церковна журналістика Президент Віктор Ющенко секти Патріарх Алексій II комуністи та Церква Вселенський Патріархат Церква і влада українська християнська культура Голодомор розкол в Україні Церква і медицина монастирі та храми України забобони постать у Церкві церква і суспільство Мазепа діаспора Ющенко іконопис конфлікти Археологія та реставрація церква та політика Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) краєзнавство Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






«Статус» (Украина): Интервью с Людмилой Филипович, директором Центра религиозной информации и свободы



«Статус» (Украина), Дмитрий Марковский, 14.01.08

О проблемах церкви в ее взаимоотношениях с властью рассказала директор Центра религиозной информации и свободы Людмила Филипович.

- Как Вы оцениваете предложение Леонида Черновецкого, которое он озвучил при встрече с членами Совета церквей и религиозных организаций, - отчитываться в мэрии об их тратах на нужды социально незащищенных слоев киевлян в обмен на помощь в выделении земли под строительство культовых сооружений?

- Предложение мэра было, как всегда, неожиданно и оригинально. Но форма, в которой это предложение прозвучало, похожа скорее на шантаж. Церковь по Конституции отделена от государства, поэтому она не обязана отчитываться перед госорганами о своей деятельности. Он поставил киевские церкви в зависимость от себя, дав понять, что при отсутствии сотрудничества сможет не гарантировать их право на выделение земли под строительство культовых зданий.

- Если церкви есть о чем сказать, почему ей не показать весь масштаб своей благотворительности? И насколько богаты церкви?

- Благотворительность церквей многовекторна, но мы не имеем совокупной картины всех проектов, размеров помощи. Мы видим только отдельные факты. Церкви не заинтересованы в разглашении истинной информации о масштабах своей социальной деятельности. У них нет оснований доверять власти состояние своих внутренних финансовых дел, так как равноправные отношения между церковью и государством не установились. Церковь совершенно бесправна в экономической сфере, боится потерять средства, полученные от прихожан, поэтому прячет свои реальные доходы и расходы.

Мы знаем, что работают бесплатные столовые, под особой опекой церкви находятся детские дома, дома престарелых и т.д. Думаю, немалые обороты в сфере социальной деятельности имеют церковные благотворительные фонды, например «Каритас» (католики и греко-католики) или «Адра» (Церковь адвентистов седьмого дня). Ведут благотворительную работу не только фонды, но и отдельные парафии, приходы, местные отделения церквей. Протестанты, например, активны в решении проблемы сиротства в стране. Именно протестантские семьи, которые почти всегда многодетны, открыли абсолютное большинство детских домов семейного типа. Но определить, тем более в денежном измерении, какая церковь делает больше добра для общества, в целом сложно.

В Украине церковь не является юридическим лицом. Право юридического лица имеют только отдельные приходы, обладающие экономической независимостью от административного церковного центра. Делаются определенные отчисления в центр, но учет и контроль всего денежного потока невозможен. Об этих суммах не скажет ни один глава церкви, потому что он, скорее всего, их не знает. Во многих церквях есть желание руководства поставить все финансовые потоки под контроль, и церкви выгодно установить прозрачные, четко урегулированные финансово-экономические взаимоотношения с государством.

Церкви выгодно установить прозрачные, четко урегулированные финансово-экономические взаимоотношения с государством

Говоря о деньгах и церкви, необходимо быть крайне осторожным. Мы можем предполагать, что церковный контроль за финансовой деятельностью характерен больше для протестантов, конфессии, пришедшей к нам из стран, где хорошо развиты денежные отношения. У протестантов оплата десятины обычно - торжественный и обозначенный во времени (раз в месяц или неделю) акт, которым человек выражает свою любовь к Богу. По тому, как ведутся дела в протестантских церквях, можно сделать вывод о том, что у них есть какие-то бюджеты, и они могут планировать распределение средств по различным направлениям. Нет оснований сомневаться и в налаженном порядке учета денег у католиков.

Иное дело - православные, у которых взносы прихожан - довольно спонтанная вещь. Это создает много проблем для самой церкви, ведь ее потребности, как правило, превышают финансовые возможности (много денег требуется для строительства храмов, содержания монастырей, издательской деятельности, оплаты труда сотрудников органов церковного управления, духовного обучения и т.д.). Мы традиционно считаем, что церкви сказочно богаты, хотя в этом мнении больше мифического, чем реального.

- Вы говорите, что самим церквям было бы выгодно установить механизм финансово-экономических отношений и внутри себя, и с государством. Как этого можно достичь и что этому мешает?

- Иметь бюджет, грамотно составленный финансистами, и план его выполнения удобно и выгодно. Мы живем в условиях рыночной экономики, и церковь, которая поставит свою деятельность на рыночные рельсы, будет сильнее финансово, из-за чего сможет приносить больше пользы и своим прихожанам, и обществу. Например, Русская православная церковь в России, имея статус юридического лица, может выступать субъектом финансовых отношений, быть акционером крупных компаний и получать прибыль. У нас же пока вся финансовая деятельность церкви может вестись только через подставных лиц. Почему бы не дать право церкви выступить акционером, инвестором строительства жилых домов для ее прихожан или общежитий для студентов семинарий? Можно привести множество примеров, где церковь может выступить как финансовая единица. Но это станет возможным, если церковь получит статус юридического лица и когда будет выписана концепция финансово-экономических взаимоотношений между церковью и государством.

В новом проекте закона «О свободе совести и религиозных организациях», подготовленном специальной комиссией при Минюсте осенью 2006 года, предусмотрено предоставление церкви права юрлица. Но в тексте закона не нашли отражения обсуждаемые нами вопросы. Комиссия Минюста решила, что финансовые, экономические проблемы, как и имущественные, а также льготы и преференции должны быть прописаны в отдельных законах и кодексах. По действующему законодательству церковь не может участвовать в совместных финансовых проектах с государством, государство не может предоставлять церкви денежную помощь - даже на общественно полезные социальные проекты.

Чтобы церковь могла функционировать как отдельная экономическая единица, условия и механизмы такой деятельности должны быть прописаны юристами, экономистами, финансистами и представителями церквей. При этом можно учесть финансовую отчетность церкви, прописать для нее определенные налоговые льготы, так как с денег, которые в нее несут прихожане, налог один раз уже государством был взят.

Узаконить экономически прозрачные отношения церкви и государства мешает то, что депутатов парламента вопросы церкви мало интересуют.

- Можно ли говорить о равноправном отношении к различным церквям со стороны киевской власти?

- Церкви в Киеве находятся в неравных условиях, как и во всей стране. Трудно сказать, сколько участков получат протестанты из утвержденного мэрией списка-схемы культовых сооружений Киева. Несмотря на то, что законодательство вменяет в обязанность госорганам власти соблюдать и гарантировать равенство всех религий и конфессий, на практике мы сталкиваемся с иным. Исторические или традиционные для Украины церкви объективно имеют в обществе более высокий статус, чем новые религиозные образования.

В этой ситуации представителям власти желательно удерживаться от демонстрации своих симпатий или антипатий по отношению к той или иной церкви. У нас чиновники поголовно грешат тем, что выставляют напоказ свою религиозность, от которой зависит и отношение к тем или иным церквям.

 

Досье

Людмила Александровна Филипович

Родилась 7 июня 1956 года в Черновцах.

В 1979 году окончила Омский госуниверситет по специальности «История».

С 2002 года - профессор. Заведующая отделом религиозных процессов Института философии НАНУ.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.