УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 180 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква українська християнська культура молодь УПЦ КП педагогіка Предстоятелі Помісних Церков церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання діаспора Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко вибори Католицька Церква церковна журналістика Археологія та реставрація Мазепа Патріарх Алексій II секти Вселенський Патріархат Києво-Печерська Лавра забобони церква та політика автокефалія монастирі та храми України Церква і політика розкол в Україні конфлікти Церква і медицина Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Голодомор Церква і влада УГКЦ постать у Церкві іконопис краєзнавство Доброчинність милосердя Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






Православные, может, поскромнее со священноначалием?



Юлия Коминко 

В последнее время в связи с улучшением работы православных Интернет-ресурсов значительно оживилось виртуальное общение верующих в сети. Однако в многочисленных комментариях посетителей на портале «Православие в Украине» и официальном сайте «Украинская Православная Церковь» (orthodox.org.ua) порой удивляют выражения, к которым прибегают верующие в обсуждении действий священноначалия. Кроме того, местами тон беседы балансирует на грани откровенно непочтительного и, можно даже сказать, нагловато-дерзкого...

«Вы видели, кого нам в епископы нарукополагали?»

И после этой фразы добавляется страдальческое «Эх, куда только Церковь катится!» Подобные разговоры в последнее время все чаще приходится слышать в среде верующих и читать на православных Интернет-ресурсах...

...Всю весну и лето прошлого года коллектив нашего портала трудился над подготовкой огромного двухтомного труда «Архипастыри Украинской Церкви», который посвящен современным архиереям УПЦ и готовится к изданию в ближайшее время. В процессе работы над текстами (а это, помимо официальной биографии, - слова при наречении и вручении жезла, справка о деятельности на кафедре, исторические ведомости о епархиях, фотоматериалы, а также обширные интервью с епископами, содержащие порой уникальные автобиографические и исторические факты) доводилось часто общаться с украинскими владыками и обращаться к ним с различными просьбами. ...Особая их благодатность и мудрость проявлялась в самых порой неожиданных и простых бытовых ситуациях.

Кроме того, расшифровывая и готовя к печати беседы с архипастырями, нельзя было не заметить какой-то уникальности этих людей: как удивительно складывались их судьбы, что пришлось в жизни испытать, какие преграды на пути к Богу преодолеть, какие скорби пережить! И касается это не только тех владык, кто в лагерях сидел за исповедование Христа, или, плача в минуты душевного смятения от казавшегося тогда непоколебимым господства атеизма, бил себя по щекам со словами: «А ну не плачь! Чего капризничаешь!» Признаюсь, поражали и молодые архипастыри: тот крестик не снял перед военкомом, несмотря на угрозу быть отправленным туда, «где Макар телят не пас». Другой в монастырь ушел в 17 лет, потому что ничего более не желал, кроме как быть с Богом. Третий еще в семилетнем возрасте пообещал Христу: «Если бы я был с Тобой, то не допустил бы, чтобы Тебя убили». Отныне живет так, и служит так, и с такими мыслями отправился в новообразованную епархию...

...Работа над книгой и живое общение с владыками вдохновили и наполнили мою душу теплом и радостью. А потому, искренно не понимая, о каких «таких-сяких» епископах идет речь, и кого именно, «непонятно-кого», нам «нарукополагали», я стала спрашивать у критикующих: «О ком конкретно вы говорите?» В ответ было разное: и загадочные улыбки «знающего человека», и просто риторические фразы «Ужас! Ужас!», и молчаливо-строгое покачивание головой. Все, только не конкретные факты или аргументы: сказать что-либо по существу недовольным было просто нечего.

«Слухом земля полнится»

Именно так, похоже, и обстоят дела с многочисленными, живыми и порой болезненными разговорами об украинском епископате и его отдельных представителях. Те, кто на самом-то деле и не знает ничего, сами додумывают пикантные подробности или наполняют несуществующим смыслом чужие слова и поступки, а затем охотно делятся своими размышлениями с такими же «осведомленными» собеседниками. Получается «живое обсуждение наболевших проблем», хотя со стороны подобные разговоры больше напоминают дебаты старушек вечером на лавочке на тему преимущества демократических преобразований в общественно-политической и экономической сферах деятельности левого крыла «Союза правых сил» над волюнтаристско-тоталитарными методами местного жека по отключению горячей воды населению подъезда за неоплаченные услуги местного дворника.

Чего только не доводилось услышать! И что в Киевской духовной академии при новом владыке ректоре отныне преподают филаретовцы (фамилию отца Дмитрия Денисенко среди преподавателей, наверное, кто-то увидел, и решил, что это сам «патриарх» пришел Закон Божий почитать); и что студенты Киевских духовных школ будут пастырскую практику в Михайловском Златоверхом проходить. Пишут на форумах и в комментариях о том, что должны делать владыки, какие вопросы решать и как, что надлежит рассматривать на Архиерейских Соборах и удивляются, мол, почему никто не анонсирует, какие решения Священного Синода последуют и где их заранее можно узнать. Как, кого и при каких условиях должен осудить Церковный суд, и какие Апостольские правила следует применять к провинившимся - обсуждается все и вся, как будто больше, простите, нечем заняться!

Увлеклись мы обсуждать политику церковную, потому что привыкли играть в политику светскую

А привыкли - потому что нас приучили.

Есть такая теория - теория «гиподермической иголки» (о ней, в частности, можно почитать в трудах известного украинского исследователя СМИ Бориса Потятынника). Так вот, согласно этой теории, индивида можно накачивать (по аналогии с медикаментозными инъекциями) определенными дозами информации определенного характера для того, чтобы в конечном результате мочь управлять ходом его мыслей, волей и, соответственно, поведением. К таким информационным «иглоукалываниям» вынуждены прибегать современные вожди государств, потому как управлять-то народом надо, а для этого желательно знать, что у него делается в голове. Еще лучше, если сознание масс будет наполнено теми категориями, принципами и установками, которые выгодны руководителям - тогда вообще результат «полного единения» и «единодушного мышления» властителей и граждан, находящихся в их подчинении, будет «блестящим».

Многие мыслители и философы писали о том, что демократические режимы держатся на тотальном манипулировании массовым сознанием. И одной из непременных технологий манипуляции являются политические шоу, производимые и распространяемые средствами массовой информации. С одной стороны, идет обработка населения на тему: как тяжело управлять страной, какое это хлопотное, марудное (простите за украинизм) дело, скольким приходится жертвовать, а вокруг все такие неблагодарные, того и гляди, предадут или подведут. С другой стороны, аудиторию - граждан - постоянно держат «у ноги», разогревая и раздувая скандалы и сенсации на околополитические темы (длина юбки красивой депутатки, цена фирменной сумки госпожи министерши, цвет колготок секретаря Совета национальной безопасности и прочие вещи общегосударственной архиважности).

Таким образом, сознание общественности намертво привязывается к политическим (а справедливее будет сказать, совсем не политическим, а примитивным и «бытовушным») страстям и страстишкам, которые бушуют, беспокоят людей, тем самым отвлекая их внимание от реально происходящих в стране процессов и явлений. Как сказал исследователь массовой коммуникации В. Березин, подобное «информационное воздействие ощутимо поднимает уровень информированности людей, но при этом превращает некоторую часть мыслительной энергии, необходимой для участия в социальных процессах, в пассивное знание. В результате СЕРЬЕЗНЫЕ политические и моральные проблемы отодвигаются в сторону, общество адаптируется к такому положению вещей, привыкает к нему и начинает рассматривать эти проблемы как несуществующие и не важные для его практической деятельности».

Вы только посмотрите, даже старички у киоска с хлебом обсуждают вероятность победы демократической коалиции над олигархическо-коррумпированными силами в Верховной Раде, а новоизбранный молодой перспективный спикер парламента радует повариху тетю Галю больше, чем первая заслуженная пятерка по математике ее сына-двоечника!

Мы становимся участниками непрекращающегося политического шоу

Мы не хотим бороться за власть - она ведь такое грязное дело, «влипнув» в которое, «маленький украинец» просто захлебнется. Но нам интересно, как «барахтаются» в этом другие, как они тонут или наоборот, выплывают на гребне.

Неужели же не хотим понять: то, что по «ящику» показывается как политика и «управление страной» - не жизнь, а лишь иллюзия ее, да и то поганенькая. Что она не важна, по сути, ни нам, ни обществу, ни стране нашей, а лишь отвлекает от того, что существенно и злободневно.

Так и в церковной политике. Ну с чего нам выискивать в постановлениях Вселенских Соборов пункты, которыми регламентируется тот или иной вопрос церковного устройства, если на то есть умные, обученные люди, собранные в специальную Богословско-каноническую комиссию! И зачем диктовать архиереям, кого отправлять на покой, а кого запрещать в священнослужении, если епископы - администраторы церковной жизни - сами знают, может ли тот или иной человек достойно управлять епархией? Хотя, по сути, отправляя архиерея на покой, ему же не запрещают и дальше проповедовать, совершать службы, принимать посетителей, окормлять духовных чад...

Нет же, у нас миряне неистовствуют, пикетируют, молитвенно «обстаивают»: того владыку - в запрет, другого - восстановить на кафедре; того - переместить, этого вернуть...

Епископы и епархии: чего и сколько

 Особенно часто возникают вопросы по поводу разделения епархий и рукоположения епископов. «Настоятельно» просят разъяснить, пояснить, обосновать «необходимость увеличения количества епископов в УПЦ МП в течение 2007 г. с 44 до 54»...

Согласно официальной статистике Управления делами Киевской Митрополии, на данный момент в УПЦ насчитывается 42 епархии. В 2005 году их было 35. Казалось бы, 7 епархий за два года - не много ли? Но главное - понимать, зачем это делается и с какой целью.

Как отметил в своем докладе на Архиерейском Соборе УПЦ (21 декабря 2007 года, Киево-Печерская Лавра) Управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, структурные преобразования в епархиальном устройстве нашей Церкви обусловлены необходимостью наладить более эффективное управление на местах. Это значит обеспечить правящим архиереям возможность чаще посещать приходы, глубже знакомиться с проблемами каждой отдельной общины, разговаривать с верующими, для которых архипастырский приезд - особый, незабываемый праздник.

Взять, к примеру, епархии, которые были поделены за 2007 год: в Хмельницкой до разделения насчитывалось 548 приходов, в Черниговской - 411, Луганской - 311, Херсонской - 332, Полтавской - 397 (данные Управления делами Киевской Митрополии). Если просто математически подсчитать, то архиерей может посещать в неделю максимум один приход - при существующей необходимости решения административных, представительских и других вопросов, а также совершения богослужений и общения с паствой. То есть в год, в котором ориентировочно 52 недели, соответственно, только 52 прихода увидят правящего архиерея. Исходя из этого, община в Хмельницкой области будет видеть своего архипастыря один раз приблизительно в 10 лет, Черниговской - раз в 8 лет, Луганской - раз в 6 лет, и так далее. А ведь нашему порталу «Православие в Украине» доводилось публиковать новости о том, что такое-то село правящий архиерей посетил впервые за последние 200 лет! Кроме того, хорошо, если бы на отдаленные приходы, особенно в селах, владыка имел возможность приезжать не один, а два, а то и три раза в год - на двунадесятый праздник, на Престол и на юбилей настоятеля...

Что касается архиереев...

Казалось бы, владыкам - хорошо, вольготно, все их любят, слушаются, под благословение подходят. Миряне думают, что епископство - награда, почесть, которые даются за какие-то заслуги, и многие получают ее якобы несправедливо...

А знаете, спорная это награда. Если вообще можно так сказать. Слова на вручение архиерейского жезла, сказанные разными предстоятелями нашим украинским владыкам в разные периоды времени, говорят о том, что не роскошества ждут архипастырей, и сладко не будет. «Епископу не суждено быть счастливым по-земному. Он может быть счастлив только молитвенно со своей паствой», - эти слова, сказанные в интервью архиепископом Сарненским и Полесским Анатолием, живо перекликаются, например, с «кабиной для голосования» владыки Симеона. Приехав в Владимир-Волынский больше 10 лет назад, новорукоположенный епископ на только-только возрожденной кафедре служил и зимовал в холодном «епископском замке», в котором одновременно находились канцелярия, бухгалтерия и склад. «Келья архиерея была там же, за шторкой, которую я в шутку называл "кабиной для голосования"» - говорил владыка о тех временах. В подобных «военно-полевых» условиях до сих пор пребывает епархиальное управление во Львове и тамошний архиепископ...

А попробуй приедь в новую епархию, где нет ни жилья, ни епархиального управления, ни помощников - чистая доска, так сказать. При том, что практически у всех недавно хиротонисаных епископов за плечами - либо возрожденный монастырь, либо возведенный собор, а иногда и целый созданный богословский факультет в светском вузе... И теперь все оставь, от сердца оторви, сам с места сорвись и лети в другой конец страны, «благодаря, приемля и ничтоже вопреки глаголя»...

Хочется сказать, братья и сестры, может, поскромнее будем со священноначалием?

Все-таки не депутаты парламента, избираемые нами часто без малейшего понимания или представления о человеке, а Духом Святым поставленные епископы, которым Промыслом Божьим суждено обустраивать на земле Тело Христово - Православную Церковь. Когда слышишь фразы типа «Ну какой из него архиерей?!», возникает вопрос: интересно, а Христу тоже так про апостолов говорили? Ведь тот был рыбак, тот - мытарь, а один так вообще Его предал, куда ж Господь смотрел... Дико звучит?

Точно так же дико звучат и голоса нынешних ревнителей, которые как-будто бы только и ждут, что епископы совершат какую-либо ошибку. Неужели же у православного человека в жизни больше забот и задач нет?

И дело даже не в своем и чужом бревнах. Просто Господь ясно сказал: «Ищите прежде Царствия Божия, и все приложится вам». Если будем искать прежде Царствия Божьего и правды Его, если будем стремиться ко Христу всем сердцем, всею мыслию, всем разумением, а не следить пристально за священноначалием, Им же поставленным, то, по милости Своей, не допустит Он нашей Церкви впасть в расколы, ереси, а утвердит ее, «укрепит, расширит, умножит, умирит, и непреобориму адовыми враты во веки сохранит».

   
Дучио ди Бунинсенья. «Призвание апостолов Петра и Андрея»

Дучио ди Бунинсенья. «Призвание апостолов Петра и Андрея»