УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 239 відвідувачів

Теги
секти церква і суспільство Доброчинність Церква і медицина УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну краєзнавство Ющенко УГКЦ забобони Патріарх Алексій II милосердя Києво-Печерська Лавра Церква і політика Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко діаспора Мазепа церква та політика автокефалія іконопис церковна журналістика Вселенський Патріархат розкол в Україні Церква і влада українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков педагогіка постать у Церкві Археологія та реставрація вибори молодь комуністи та Церква шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) Голодомор конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-харьковски»: Файне місто Тернопіль



«Газета по-харьковски», Светлана Шекера, 27.09.2007

Один день в Тернополе - и ты понимаешь: вот она, Украина! Именно такой должна быть наша страна - утопающий в зелени европейский город, узкие улочки, замки, церкви, спокойные и ну очень гостеприимные, терпимые и при этом гордые люди.

На западной Украине мне не доводилось быть никогда. Единственный стереотип, который отчего-то сформировался в сознании - западенці, это все равно, что горцы, люди эмоциональные, моментально вспыхивающие и понапрасну злить их нельзя. Помню, в детстве рядом с нами жила женщина родом из Западной Украины. Это был наш местный бабай: кушай, а то гуцулка придет, не бегай, а то гуцулка будет ругаться... И что самое интересное - она приходила и ругалась - быстрой скороговоркой, на полупонятном нам языке. А в последнее время приезжали друзья и восторженно рассказывали о карпатских красотах и львовской архитектуре. Вот примерно с таким багажом познаний мы в полночь сели в плацкартный вагон тернопольского поезда. Из соседних купе сразу же стала доноситься польская речь, а после наших шуточек типа: надо что-то решать с языком, а то в Тернополе с русскоязычных шкуру сдирают и на ремни режут, соседи по вагону начинали как-то недобро коситься. После чего мы решили: ежели чего - будем молчать.

"Та в нас нічого дивитися!"
В семь утра мы высадились на небольшом тернопольском вокзале. Первый же попавшийся таксист согласился довезти нас до отеля аж за 10 гривен. Мы даже не торговались. Спросили только: что у вас здесь можно посмотреть?
- Та що в нас тут дивитися. Нічого такого! - еще больше удивил водитель.
То, что для местного шофера было «нічого такого», для нас стало чем-то необыкновенным. Отдав должное европейскому уровню отеля с электронной карточкой-ключом, чистыми полотенцами, горячей водой и необыкновенными видами из окна, мы отправились рассматривать местные красоты. Выйдя из гостиницы, тут же оказались на берегу озера. Огромная гладь воды в самом центре города - с набережной, которой могут позавидовать даже киевляне, мостиком и мини-причалом для катеров, густой стеной леса на другом берегу, островом влюбленных, утками, только что отцвевшими кувшинками и поражающей утренней тишиной. А называется вся эта красота без лишних изысков - просто Тернопільський став.

«Ніхто не кидатиметься й очі не виколюватиме»
Пройдя метров двести, мы попали в самый центр города. Улица Степана Бандеры, памятник Данилу Галицкому на постаменте, где когда-то стоял Ленин. Тернопольчане очень гордятся, что памятник вождю мирового пролетариата впервые низвергли именно у них. И неудивительно, глядя на Тернополь и его жителей, сразу понимаешь - как далеки они от этого самого пролетариата! Зато в любом газетном киоске здесь можно легко купить сувенирный значок с изображением Романа Шухевича, флажок УПА, в витринах книжных магазинов - куча книг о национально-освободительном движении, и никакой истерии по этому поводу. На театральной площади (небольшом пятачке у тамошнего театра Шевченко) запросто стоят разноцветные политические агитпалатки: и сине-белые (которые, кстати, здесь численно преобладают), и красно-белые, и оранжевые, и прочие цвета - в общем, все, кто захотел прийти.
- Та хай собі стоять, ніхто на них не кидатиметься й очі не виколюватиме, - говорит местная жительница. - У вас сині помаранчевих гноблять, у нас навпаки, помаранчеві синіх. А в міськраді в нас помаранчеві з Юліними б'ються. То нехай собі.
Самое приметное здание - огромный греко-католический доминиканский собор с зелеными куполами, который местные жители называют «катедра». Несмотря на будний день и утреннее время, собор оказался полон людей. «Бо свято, Успіння Богородиці» - объяснила стоявшая рядом женщина. Получив благословение, прихожане спокойно отправляются на работу. Что интересно, прямо на входе в храм стоит оформленный яркими фотографиями уголочек, призывавший не проходить мимо детей-бродяжек. Хотя за полтора дня, проведенных в Тернополе, ни попрошаек, ни нищих мы не увидели. Вид тамошних стариков вызвал особое умиление: величаво сидя на лавочках, в строгих костюмах и при галстуках, они неспешно обсуждали свои дела и читали свежую прессу. Проходящие мимо почтительно здоровались.
Что сильно удивило - там никто не суетится, не толкается и никуда не спешит. Понятно, что и городок поменьше - всего-то 200 с небольшим тысяч населения. Но какие-то они, ну не то, чтобы расслабленные, а доброжелательные, веселые, сами себе на уме. Нет в них нашей агрессивности и вечной гонки. И даже все мои опасения насчет языка вмиг развеялись - видя, что их не понимают, они тут же переходят на русский.

Українцем бути модно
Гуляя по городу, мы оказались у одной из школ. Оказалось, что это - украинская гимназия им. Франко, у которой день рождения. Учителя, радостно гоняются друг за другом дети, все с цветами. И процентов 70 детей - в вышиванках. Профессиональное любопытство взяло верх, мы заловили четверых мальчишек и тихонечко, поодаль от учителей, спросили: «Это вас так заставляют ходить?»
- Та ви що, ми самі так хочемо, це ж модно! - обескуражили нас дети.
И тут мы увидели старшеклассниц. Честно говоря, сперва подумали, что это свадьба. Девушки - в красных сапожках на шпильке, вышитая красным сорочка, белоснежная с вышивкой юбка, пояс. Парни в джинсах и вышитых голубым по белому рубахах - глаз не отведешь. И никакой шароварщины! Сразу же захотелось одеться так же. Правда, вышиванки, пожалуй, единственное, что здесь стоит ну уж очень дорого.
Уже после, общаясь с местными жителями, нам рассказали, что у молодежи нынче - большая мода на вышиванки. Парни, чтобы пощеголять, одевают вышитые рубахи на выпускные вечера. А последний писк моды - сыграть свадьбу «у народних строях».
Тернопольчане, не оглядываясь ни на кого, гордятся даже самым малым, что у них есть. Чего только стоят на надписи на раздаваемых в городе листовках: «Дякую мамі й татові, що я українець!» Или на футболках: «Українцем бути модно». А приглашение на украинскую дискотеку: «Вхід у вишиванках або з елементами українського стилю безкоштовний». Вот как, оказывается, патриотов воспитывают!

«Домашні хробачки» на закуску
Будете в Тернополе - обязательно зайдите в кафе «Старий млин». На том месте действительно когда-то была мельница. Хотя слово «кафе» для него не очень-то подходит. Это, как написано на входе, «музей-їдальня». Можно даже не есть, а просто прийти на экскурсию. Здесь есть все - от глечиков, дорожек, прялок, утюгов, соломенных башмаков, свисающих с потолка луковых кос и до молотилок и конской сбруи. А чего стоит меню - самые что ни на есть обычные продукты без изыска, зато как приготовлено. А как подано! Ну как было не заказать «домашні хробачки» или «волохаті мачайки» к пиву, второе под названием «Пуці-пуці» или «Яйця курку най не вчать». А справжні українські музики со скрипкой, бубном и аккордеоном, которые тянут «Чому розплетена коса»... Плакали все.

Замки
Чтобы по-настоящему окунуться в историю, стоит выехать в Тернопольскую область. Здесь - самое большое в Украине количество сохранившихся замков. Мы успели заехать только в один - замок в Збараже, это в 30 километрах от Тернополя. Надо сказать, что тамошние замки немного не такие, какими мы их себе представляем. Без куполов и шпилей, с покатыми крышами, они больше похожи на большие дома. Сейчас эти замки отреставрированы, и превратились в настоящие музеи. Там вам расскажут десятки легенд. И о трагической любви Тарны и Поля, чьими именами назван город, и об уникальной черной вышивке, которой семь столетий украшали свою одежду местные мастерицы в знак скорби об уничтоженных татарами земляках. В Кривче есть свои пещеры, в Залищинском районе - равнинный водопад. А еще лучше - побывать на местных праздниках. К примеру, приехать на старый Новый год, в Горошувату, чтобы увидеть настоящий карнавал. Летом здесь сплавляются по Днестру. А в начале сентября в селе Борщив можно попасть на фестиваль борща. В этом году у местных хозяек можно было отведать больше полусотни видов борщей. И всем здесь рады, как родным!

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.