УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 193 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква забобони Священний Синод УПЦ постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі Митрополит Володимир (Сабодан) милосердя вибори Предстоятелі Помісних Церков педагогіка іконопис українська християнська культура краєзнавство Вселенський Патріархат церква та політика молодь конфлікти Церква і влада розкол в Україні Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра діаспора шляхи єднання Ющенко Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство монастирі та храми України Католицька Церква секти Церква і політика автокефалія Голодомор Доброчинність УГКЦ церковна журналістика Археологія та реставрація Патріарх Алексій II Мазепа УПЦ КП






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): Золотых дел мастерицы



«Донецкий кряж» (Донецк), Ольга Сретта, 11.01.2008

Еще со времен Киевской Руси вышивание было одним из любимых занятий женщин. И в купеческих теремах, и в боярских палатах, и в монастырях создавались настоящие произведения искусства. Многие из них спустя века стали музейными экспонатами.
Несмотря на перемены в жизни и во взглядах на роль женщины, лучшие рукодельнические традиции живы и в наше время. Хотя, конечно, не так широко распространены, как 300-400 лет назад.
Золотошвейная мастерская в Свято-Успенской Николо-Васильев-ской обители в селе Никольское - один из тех островков, где искусство вышивания не только возрождается, но и развивается. Об этом корреспондент «ДК» беседовал с монахиней Иулианией, возглавляющей мастерскую.
- Наша мастерская была создана пять лет назад, - рассказывает сестра Иулиания. - Батюшка Зосима со студенческих лет собирал старинные вещи, шитые золотом. В том числе и плащаницы. Время оставляло на них след, и произведения древних мастериц нужно было реставрировать. Поэтому, по благословению отца Зосимы, его духовные чада восстанавливали митры и плащаницы еще раньше, когда был приход при Васильевском храме. А после строительства монастыря решили, что при обители необходима золотошвейная мастерская.
- Ваши мастерицы владеют какой-то специальной техникой вышивания?
- Да. Есть старинные церковные техники золотого шитья, существующие несколько веков. Одна из них - односторонняя гладь. Прежде чем начать полноценную работу в мастерской, наши сестры ездили учиться в Оптино. Вышивание требует постоянной работы над уровнем мастерства. Ведь предела совершенству нет. Поэтому мы следим за тем, что делают в мастерских других обителей, стараемся что-то перенимать.
- И кто в искусстве вышивания золотом может служить примером?
- Не задумываясь, могу сказать, что очень хорошие мастерские в Троице-Сергиевой лавре в Москве или в Успенско-Оптинском подворье в Питере.
- А нити для вышивания действительно золотые?
- Не совсем. Нити из чистого золота и серебра были в царской России. А те, которыми работаем мы, бывают пряденые и крученые с добавкой небольшого процента драгметаллов. Реже встречаются металлизированные нити. На Украине их не выпускают вообще. В России пряжу с золочением выпускает Денисовский завод. Но при нашей «любви к порядку» часто его продукция валяется в саже, попадая в таком виде к потребителю. Поэтому нам нравятся французские нитки.
- Какими тканями вы пользуетесь?
- В зависимости от техники, в ход идет атлас, шелк или бархат, реже - парча. Потому что сегодня ее качество далеко не такое, как раньше. Золотая и серебряная нити заменены люрексом. Покупаем ткани как в старину, за границей. Самые лучшие - итальянского производства. Неплохи французские и китайские. Для серьезных работ делают материалы по специальному заказу. В Москве сохранилась старинная машинка, на которой ткут церковную ткань по древним технологиям. Это очень дорого стоит.
- Одна мастерица-мирянка, вышивающая иконы, рассказывала, что прежде чем приступить к работе над чем-то новым, она постится. А в процессе вышивки, втыкая иголку в ткань, говорит: «Господи », вынимая - «благослови». Вы поступаете так же?
- Пост, конечно, важен. А сама форма молитвы значения не имеет. Главное, чтобы она исходила от сердца. Мы обязательно молимся перед началом работы. Обращаемся к святым, покровительствующим рукоделию. Хорошо помогает София Суздальская. Она была первой женой князя Василия III, отца Ивана Грозного. Очень любила вышивать. Делала много вещей для церкви. Княгиня страдала бесплодием, и чтобы муж мог жениться повторно, ее насильно постригли в монахини. София долго сопротивлялась, срывала с головы клобук, но потом смирилась и получила дар чудотворения. В монастыре женщина продолжала заниматься вышиванием, создавая настоящие шедевры. Часто молимся и Февронии Муромской, которая тоже была княгиней и умерла за рукоделием. Хорошими рукодельницами были царственные мученицы.
- С чего начинается ваша работа над новой вещью в техническом плане?
- Сначала художник делает эскиз и прорезь. Потом все переносится на ткань.
- Что из церковных принадлежностей вы изготавливаете?
- Закладки в Евангелие, митры, хоругви. На последних пока вышиваем только орнамент, а иконы крепим тканые. Хотим попробовать повторить достижения старинных мастериц, вышивавших целые иконостасы. Воины, отправляясь в поход, брали эти шедевры с собой. Ткань разворачивали во время богослужений. Потом сворачивали и ехали дальше.
Не очень давно мы полностью вышили Богородичную плащаницу на голубом бархате. Много реставрируем. Плащаницу на Ларинке восстановили полностью. Сняли все шитье и перенесли на новый бархат. Сейчас реставрируем шесть плащаниц. Часто приходится восстанавливать шитье на старинных ризах для священников. Мечтаем самостоятельно вышить новую плащаницу и воздухи (покровы на священный сосуд).

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.