УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 193 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація українська християнська культура Києво-Печерська Лавра молодь комуністи та Церква Президент Віктор Ющенко Голодомор Патріарх Алексій II Доброчинність Церква і політика автокефалія церква і суспільство церковна журналістика Ющенко шляхи єднання Священний Синод УПЦ вибори іконопис Вселенський Патріархат розкол в Україні діаспора УПЦ КП постать у Церкві педагогіка УГКЦ забобони 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада Католицька Церква церква та політика Предстоятелі Помісних Церков Церква і медицина конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя секти краєзнавство Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): Дом милосердия



«Донецкий кряж» (Донецк), Ольга Стретта, 11.01.2008

«Дай Бог, чтобы мы досмотрели своих родителей, особенно когда они станут беспомощными, немощными, аки дети станут, не роптать на них, не обижаться, не думать, в какой дом престарелых сдать, скорбей не желать, чтобы они околели, а с любовью докормить, помочь им во всех немощах их» - эта цитата из проповеди батюшки Зосимы не просто его личный взгляд на вечную проблему отцов и детей, а сущность всей православной веры. Неудивительно, что в жизни старца и его обители особое место занимала и занимает богадельня, или Дом милосердия, где на сегодняшний день живут более ста человек преклонного возраста.

Дом милосердия появился еще до основания монастыря в селе Никольское при приходе Свято-Васильевского храма. Тогда не было многих необходимых вещей, но это не помешало отцу Зосиме собрать около себя стариков и старушек со слабым здоровьем и мизерной пенсией. В богадельне все они получили тепло, уход, питание, медицинское обслуживание.
До основания Николо-Васильевской обители Дом милосердия располагался в старом корпусе, слева за алтарем Васильевского храма. Когда же строили монастырские здания, по благословению отца Зосимы возвели новый двухэтажный корпус богадельни. Рассказать корреспонденту «ДК» о богоугодном заведении наместник обители благословил батюшку Антония, духовника старушек из Дома милосердия. Для начала священник провел небольшую экскурсию по зданию, которое больше похоже на санаторий. Старушки-мирянки живут в светлых, просторных комнатах на четыре человека. Монахини-схимницы преклонного возраста - в двухместных кельях, небольших по площади, но очень уютных. На первом этаже богадельни - храм Сампсона Странноприимца. Есть кабинет врача и процедурная. В том же корпусе - трапезная.
- Отец Антоний, как люди преклонного возраста попадают в вашу богадельню?
- Первыми ее жителями стали духовные чада батюшки Зосимы, приехавшие в 1987 году восстанавливать Васильевский храм. Батюшка говорил: «Теперь мы должны их досмотреть». Много схимонахинь преклонного возраста. Есть и миряне.
- К вам может прийти любая мирская бабушка, которую обижают родственники?
- К сожалению, мы не можем принимать всех из-за ограниченного количества мест. Поэтому большинство обитательниц богадельни из мирских - свечницы, просфорницы и другие труженицы разных храмов. Попадают они к нам только по благословению владыки Илариона, являющегося настоятелем нашей обители. Если у какой-нибудь рабы Божией возникает необходимость жить в богадельне, она должна обратиться к священнику своего прихода, который пишет прошение митрополиту. А уже владыка дает благословение.
- Конфликтов между старушками не возникает?
- Между верующими людьми редко бывают серьезные конфликты. Они всегда готовы уступить, потерпеть, проявить снисхождение к чужим недостаткам. Но новичкам все равно сложно адаптироваться, поэтому для начала принимаем их с испытательным сроком. Был у нас случай, когда одна раба Божия, прожив три месяца, вернулась в семью сына. Далеко не каждый человек способен выдержать монастырский порядок жизни. На все нужно брать благословение. По прямой трансляции на всей территории обители идут службы: утренние с 6 до 12 часов и вечерние с 16 до 22 часов. Запрещено также покидать территорию монастыря.
- А если появится необходимость выйти за ворота обители?
- На это берется благословение. Разрешено посещать родственников, если кто-нибудь из них заболел, или приезжать на похороны близких людей. Опять же, по благословению наместника обители. Также предусмотрена возможность покинуть территорию монастыря в случае начала гонений.
- Как организован уход за обитателями богадельни?
- Мы стараемся дать пожилым людям максимум тепла и внимания. Ухаживают за ними наши послушницы, инокини, монахини. Каждый день бабушек купают. Они обеспечены чистой одеждой, которую регулярно стирают в прачечной. Питание у старушек трехразовое. Лежачим больным развозят пищу в комнаты. Во всех помещениях у нас чистота, за соблюдением которой следят уборщицы.
Особое внимание уделяется духовной жизни. Каждый четверг мы обязательно причащаем наших бабушек, каждый пост - соборуем.
- А как обстоят дела с заботой о телесном здоровье?
- Кабинет врача, процедурную и манипуляционную вы видели. Медперсонал у нас из числа наших сестер. Все достаточно квалифицированные работники. Если нужна консультация узкого специалиста, обеспечим и это. У нас давно налажены отношения с больницей Калинина в Донецке и с железнодорожной больницей в Волновахе. С последней у монастыря есть договор, который предусматривает и возможность стационарного лечения.
- Народной медициной не пользуетесь?
- Конечно пользуемся и достаточно широко. Есть у нас в богадельне одна матушка, которая несет послушание по заготовке трав. Она регулярно ездит за ними в Анадоль к травнице и при необходимости выдает заболевшим.

Путь монашеский
Наша беседа продолжается. Я пытаюсь выяснить, как и почему люди приходят в монастырь.
- Отец Антоний, в старину были случаи, когда в монашество стригли насильно. А сегодня, говорят, стать иноком не так-то просто
- Сегодня людей, желающих посвятить жизнь Богу, основательно проверяют в плане серьезности их намерений. Часто они приходят к нам от отчаяния, из-за неудавшейся жизни в миру, из-за разочарований. Обитель готова принять их под свое крыло, пригреть, помочь разобраться в себе. Любой мирянин может жить у нас в качестве трудника, то есть человека, трудящегося во славу Божию. Если на протяжении определенного времени он не захочет уйти, то перейдет на следующую ступеньку - станет послушником. Это еще не монах, но уже человек, обязанный жить по монастырскому уставу. Только потом может идти речь о постриге. Недавно появилось новое правило: не стричь в монашество людей моложе 30 лет, чтобы человек посвящал себя Богу в сознательном возрасте, имея твердые, устоявшиеся убеждения.
- Правда ли, что к вам часто приходят бывшие заключенные?
- Да, им кажется, что после режима в колонии они запросто привыкнут к монастырским порядкам. Но, увы, в большинстве случаев такие люди не выдерживают наших нагрузок и очень скоро узнают всех продавцов самогона в селе и все точки, где можно разжиться наркотиками. За употребление всего этого мы выгоняем из монастыря.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы стать монахом?
- В первую очередь, беспрекословным послушанием и смирением. Важно быть равнодушным к материальным благам, чтобы достойно исполнять обет нестяжания. И, конечно, быть готовым к безбрачию, к жизни в девственной чистоте. Некоторые люди рождаются с задатками монаха. Их место в обители. Другие стремятся таким образом спасти душу. Им приходится прилагать больше усилий, чтобы прижиться в монастыре. Ведь это закрытое общество со своими правилами. Среди наших братьев и сестер есть представители почти всех регионов Украины.
- Какие-нибудь интересные судьбы у ваших братьев и сестер есть?
- Ничего необычного. У каждого - своя история. Говорить о других я не имею морального права. А что касается меня, то в юности я даже подумать не мог, что стану монахом и священником. Родился в Макеевке, окончил институт в Мариуполе, работал. С 1992 года начал ездить к батюшке Зосиме. С 1996-го - думать о монашестве. Просил у батюшки благословения на Оптино. Но он сказал, что раз теперь это другое государство, могут быть проблемы с гражданством. Через год позвал к себе. Я рад, что выбрал именно этот путь.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.