УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 49 відвідувачів

Теги
Церква і політика монастирі та храми України церковна журналістика УПЦ КП комуністи та Церква церква та політика постать у Церкві Церква і медицина діаспора церква і суспільство українська християнська культура шляхи єднання Патріарх Алексій II Церква і влада педагогіка розкол в Україні УГКЦ секти забобони Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ Доброчинність Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) 1020-річчя Хрещення Русі іконопис милосердя Археологія та реставрація вибори краєзнавство Католицька Церква Ющенко конфлікти Предстоятелі Помісних Церков Голодомор Мазепа Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія молодь






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): Дойдет ли анафема гетману Мазепе до Серафима Саровского? Ответ русским друзьям-оппонентам от единоверцев из Украины



«Притвор» (Киев), Виталий Семенов, Олег Гончарук, 31.01.2008

В Одесской епархии очередная новость, которая гремит по интернет-сайтам. Секретарь епархии, клирик Свято-Успенского кафедрального собора Одессы протоиерей Андрей Новиков, до этого выступавший как поборник и защитник деятельности Фролова - Каурова (осуждена на последнем Архиерейском Соборе УПЦ), теперь выступил с новым обличением. На этот раз одесскому священнику не понравилось решение Священного Синода Украинской Православной Церкви, согласно которому «дело гетмана Ивана Мазепы» отправлено на пересмотр, поскольку уже давно является притчей во языцех в вопросах церковно-канонического права.

Ну хорошо, не согласен о.Андрей Новиков с позицией Св. Синода, и не надо. Можно было написать подробный аналитический доклад в Синодальную каноническую комиссию, которая занимается вопросом Мазепы. Так нет же, своё суждение о гетмане Мазепе протоиерей Андрей эмоционально оформил в жанр беллетристики и опубликовал в форме нападки на украинских канонистов (предполагаемых «обелителей» Мазепы) на российском православно-патриотическом ресурсе Православие.ру (см. http://www.pravoslavie.ru/analit/080130172754).

Когда-то Православие.ру - сайт Сретенского монастыря в Москве - занимался освещением церковных событий в Русской Церкви и зарубежье, и служил хорошим подспорьем православного миссионера. Однако в последние годы братия монастыря изрядно политизировалась (в России набирает обороты «симфония» Церкви и государства) и сайт вместе с насельниками перешел к банальной пропаганде политических идей, околоцерковных слухов и спекуляций с русско-патриотической патетикой. Вызвано ли это тем, что настоятель монастыря архим. Тихон (Шевкунов) издавна слывет духовником Президента В.Путина, или тем, что монахи уже не различают государственную Россию от негосударственной Русской Православной Церкви - уже не так важно. Важно то, что на официальном сайте монастыря политика и вера смешаны в одну кучу, и всё, что не соответствует русской политической идее - записывается в анафему. На сайт от лица редакции ставят новости, в которых может быть ни слова о православии и Церкви, но зато сплошь о «русском патриотизме», о «национальных интересах России», о НАТО, о зловещей Америке, об ужасах «оранжевой» Украины, о предателях Российского государства и так далее исключительно в негативных тонах. В демонизации всего нерусского Православие.ру уже можно поставить в один ряд с сайтами «Единое Отечество» и Седмица.ру, где фобическое отношение к «чужеродной» стране (читай - Украине) и всему, что в ней происходит, уже является правилом редакционной политики. И наоборот, всё, что пишется о России - так только в розовых тонах, а если «кое-где бывают недостатки», то это временное явление, с которыми русские «третьеримляне» когда-нибудь справятся.

Так вот, отдал защитник русских интересов в Одессе протоиерей Андрей Новиков в Православие.ру очередной материал в духе «опять эти украинцы, бандеровцы хотят навредить русскому народу». Отдал, и не подумал, что мы, православные украинцы, верные Русской Православной Церкви, ведь можем и возразить. И даже сказать: батюшка, у вас в России (о.Андрей плохо скрываемый противник украинского государства и самоуправляемой УПЦ) есть свои кумиры - Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Иосиф Сталин и проч. «православные» строители государства. Прежде чем выискивать бандер и мазеп у нас, дайте достойную оценку сначала своим национальным героям (или антигероям?), их «однозначности», православности и порядочности. А касательно Мазепы - позвольте нам самим решать, кто он для нас в нашей украинской национальной истории (которую мы отличаем от российской) - герой, предатель, выдающийся деятель своей эпохи или запутавшаяся трагическая личность... Оставляя за комиссией Священного Синода нашей Церкви компетенцию в вопросе каноничности/неканоничности наложения анафемы на Ивана Мазепу, хочется предложить протоиерею Андрею Новикову ответы на его же тезисы о якобы «однозначной» каноничности анафемы Ивану Мазепе. Если одесскому священнику и одновременно русскому патриоту «с Мазепой всё ясно», то нам, украинским патриотам и одновременно таким же православным христианам той же Церкви, ясно не всё.


1. «Нарушение крестной клятвы (Петру I) есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление».

Во-первых, Мазепа согрешил уже тем, что давал эту клятву. Клясться, согласно евангельской заповеди, богопротивно. Мазепа мог дать обещание. Но раз уж поклялся, то мог покаяться в этой клятве за обычной исповедью, спустя сколь угодно продолжительное время после политического конфликта с Петром, мог это сделать вообще в другой стране, и грех с него мог быть снят. Вы это знаете, уважаемый пастырь? Если нет, то и суда на «нет» нет. Во-вторых, епитимия, которая в этом случае может быть применена (например, недопущение к причастию на какой-то срок), не означает отлучения от Церкви. Епитимия как раз налагается в рамках церковной дисциплины. Протоиерей Андрей Новиков путает (а скорее всего, сознательно смешивает) понятия анафемы и епитимии.

2. "Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь."

Действительно, очень много русских князей, беря в союзники кого угодно, в т.ч. инославных, таким же образом в междоусобных войнах разоряли святыни Руси. Но никто из них анафематствован не был, а жестокий и воинственный Андрей Боголюбский даже причислен к лику святых (конечно, не за осквернение и разорение киевских святынь). Неприятеля Мазепы - Петра I также можна считать гонителем и разрушителем не только церковных людей, монастырей и святынь, но и Церкви как таковой, с которой он никогда не церемонился, и даже силой устанавливал антиканонические порядки. Часть православного народа и духовенства к Петру так и относились - как к наказанию Божиему, а русские старообрядцы так и вовсе как к антихристу. На памяти, кстати, еще свежы благословения и молитвенная поддержка Гитлеру со стороны РПЦЗ (ныне одна Церковь с РПЦ) при нападении на СССР. В свою очередь, руководство РПЦ благословляло и молитвенно поддерживало деятельность «великого кормчего» Сталина. И таких примеров как внутри РПЦ, так и за ее пределами предостаточно. Кому здесь налагать анафемы? Сам Бог рассудит своих чад.

3. «Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков.»

Это неправда, Мазепа и казацкая старшина, последовавшая за ним, не переходили на сторону еретиков, не принимали от шведов их вероучения и не собирались этого сделать. И с исторической, и с политической, и с церковно-канонической точек зрения данное событие можно характеризовать так: часть казаков с гетманом во главе перешли на сторону политического союзника в лице шведского короля. Почти все князья Киевской Руси, а позже гетманы Украины, и даже (кошмар!) российские государи имели тесные военно-союзнические соглашения с иноверцами (которых также нередко предавали), но своей православной вере не изменяли.

4. «В течение истории Православная Церковь, не только Русская, но и Греческая, и даже Западная (разумеется, до ее отпадения) предавала анафеме бунтовщиков и изменников».


Это полуправда. Несколько таких фактов в истории действительно имеются. Однако это не «церковно-каноническая практика всей Вселенской Церкви», как делает ложный вывод прот. Андрей Новиков. Каноны Церкви не знают положения об отлучении от нее политических бунтовщиков и изменников. Иначе пришлось бы о. Андрею Новикову отлучать от Церкви святых русских князей, дававших клятву татарским ханам (как в своё время Мазепа Петру), а затем изменявшим ей. Как сам свидетельствует прот. Андрей Новиков, «поражались анафемою все домогавшиеся царского сана», т.е. участники дворцовых переворотов, низлагавшие законного царя («помазанника Божиего», как тогда училось) и объявлявшие себя истинным царем. Однако ничего подобного в случае Мазепы мы не находим, никаким царем-самозванцем, «помазанником Божиим», он себя не объявлял, оставаясь избираемым гетманом Украины. Зато целый ряд российских монархов, за которых молится прот. Андрей Новиков (в этом у нас нет никакого сомнения), пришли к власти именно таким - дворцово-переворотным, «безбожным» путем.

5. «Имя Мазепы торжественно предавалось анафеме в чине Православия до 1869 года, - пишет о.Андрей. - Неужели вся Русская Православная Церковь 160 лет соборно заблуждалась? А ведь среди архиереев, провозглашавших за этот период анафему Мазепе, были такие великие святые, как святители Филарет и Иннокентий Московские, Филарет (Амфитеатров) Киевский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Иннокентий (Борисов) Херсонский и Одесский и др.»


Да, как ни прискорбно это сообщить всем русским монархистом и уважаемому одесскому протоиерею в их числе, не только в этом могла заблуждаться Русская Православная Церковь и упомянутые автором святые вместе с Серафимом Саровским и Иоанном Кронштадтским. Но также заблуждалась она, принимая антиканоническое, антидогматическое учение о российском императоре как Главе Русской Православной Церкви. Монарх, будучи мирянином и политиком, провозглашался вплоть до 1917 года Главой Церкви, пока очистительным (!) ветром революции эта монархическая ересь не выветрилась из голов участников Поместного Собора 1917 г. Впрочем, кое-кто из русских патриотов, путая политику и русский национализм с православием, и сейчас готов держаться за «царя-батюшку» во главе Церкви и государства, поклоняясь ему как «царю и отцу» по примеру католиков. Папа Римский, подобно российскому императору, до сих пор является Главой католической Церкви и Ватикана. И мы не сомнения в том, что прот. Андрей Новиков учит в Одесской семинарии о латинской ереси, обязательно забывая при этом о такой же адской ереси российской. Так что - смириться с тем или провозглашать анафемы?


6. «В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая...»

По выше изложенным причинам такой же апокрифичной и сомнительной является молитва, вписанная когда-то в угоду политическим страстям в русские Минеи - про якобы «второго Иуду, треклятого отступника Мазепу, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего...» Уже говорилось, что Мазепа не отступал от веры, от Христа Господня, и вообще не касался религиозных вопросов. У старообрядцев, которые частично приняты в общение с Русской Православной Церковью, похожие политические апокрифы есть на Петра I и ему подобных. Не думают ли русские патриоты и державники читать эти молитвы во время утренних и вечерних молитв? Пусть попробуют, и тогда почувствуют, каково украинцам читать то же о своих, украинских гетманах.

И последнее. Читая разнообразные публикации по «делу Мазепы», наблюдаешь главную тенденцию: как только речь заходит даже не о снятии анафемы с несчастного раба Божьего Иоанна, а только о рассмотрении вопроса, насколько канонично это сделано, так сразу поднимается буря нецерковного, русско-патриотического пыла. Как же, изменник России! Может быть. Но не веры! А это разные вещи. В ура-патриотическом угаре адептам политических анафем так хочется, чтобы кто-то, кого они считают своим врагом, был вечно проклят, забыт, исчез из памяти навсегда. Не интересует их ни церковная, очищенная от политики, справедливость, ни историческая, ни просто живые люди, которые скрываются за созданными из них мифами. Достойно ли это христиан, братья? Вне зависимости от церковного решения, мы от всего сердца желаем вам, нашим российским друзьям, любви к своим врагам и уважения к нашему скромному украинскому мнению. А гетману Ивану Мазепе, как и его российскому сопернику Петру I, желаем справедливого Суда Божьего и вечного спасения.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.