УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 172 відвідувачів

Теги
церковна журналістика Патріарх Алексій II українська християнська культура комуністи та Церква монастирі та храми України церква та політика Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат Мазепа молодь Католицька Церква Церква і влада Києво-Печерська Лавра милосердя УПЦ КП педагогіка вибори Церква і політика УГКЦ церква і суспільство Доброчинність постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор діаспора автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні Ющенко краєзнавство іконопис Археологія та реставрація Священний Синод УПЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти забобони Церква і медицина шляхи єднання секти






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-харьковски»: Балы, маскарады и «позволенные игры»



«Газета по-харьковски», 17.01.2008

Какими развлечениями баловали себя зимними вечерами состоятельные обитатели Харькова в XIX веке

Прежде чем читатель проникнется незамысловатыми развлечениями харьковцев 150 лет назад, надо сказать об одной весьма категоричной черте в их характере. Почти до самого конца XIX века здесь было очень развито сословное деление. Скажем, дворянин никогда первым не снимал шляпы перед купцом, хоть тот и был богаче его, а купец 1-й гильдии задирал нос перед купцом 2-й гильдии. Так же военные относились к штатским, те - к духовенству, горожане - к сельским жителям. Отсюда вытекает и соответствующий образ жизни и быта - посословный.

Долгими зимними вечерами местные дворяне развлекались тем, что устраивали вечера и обеды на дому. До тех пор, пока 24 октября 1851 года в Харькове не открылось Благородное собрание - специально для «приятного препровождения времени в разговорах и позволенных играх, чтения книг, периодических сочинений». Вступительный взнос составлял 50 рублей в год, последующий - 25 рублей ежегодно. Два раза в неделю в собрании устраивались «обеденные столы» для членов-учредителей собрания, которых поначалу записалось 26 человек. В избранные дни давались балы, иногда - публичные маскарады, к участию в которых активно привлекался весь цвет харьковского дворянского общества. От изюмского помещика был арендован оркестр Фидлера - он, по словам знатоков, мог поспорить с лучшими оркестрами Петербурга. К дворянскому кругу относились офицеры и педагоги. Немало военных проживало в самом Харькове, но еще больше их приезжало из Чугуева, главного военного поселения Слобожанщины в то время. По свидетельству очевидца В.Пашкова, особенно «шевелили» харьковскую золотую молодежь военные кавалеристы. Богатые и нарядные, они присутствовали почти на всех балах, маскарадах, частных вечеринках, в театрах, на катаньях, да и сами закатывали «лихие пирушки». Более скромно и замкнуто жили представители купеческого сословия: по свидетельству харьковского мещанина Ф. Рейнгардта, они вели простой, чуждый роскоши патриархальный образ жизни. Объясняется это довольно просто: занимаясь исключительно торговлей, купечество все остальные занятия считало пустой тратой времени и денег. Это, однако, не мешало им устраивать свои вечеринки, которые, впрочем, значительно отличались от дворянских.

Прежде всего, следствием упомянутой патриархальности являлось разделение полов. Дамы чинно и жеманно располагаются на диване за круглым столом, уставленным всякими сладостями, и вполголоса разговаривают о домашних дрязгах, соседях, костюмах, негодных кухарках... Наряженные в шелк и бархат, унизанные бриллиантами, они весь вечер вертят в руках веер или носовой платок. Барышни от мамаш ни на шаг, с мужчинами поговорить - неприлично! В зале, где собрались мужчины, тоже тихо, степенно. Купцы неспешно ведут между собой беседы о товарах, поставках, ценах, удачных и неудачных ярмарках и т.п. Их сыновья перемещаются вдоль стен зала друг к другу, время от времени подходя к отдельному столу с напитками и закуской - но так, чтобы тятенька не заметил. И вот - дождались! В передней раздается звук настраиваемых инструментов. Выходит хозяйка, приглашает барышень и кавалеров «к работе». Барышни, стыдливо опустив глазки, выстраиваются у дверей, кавалеры подходят с предложением «пройтись»... Кончились танцы, следует приглашение к столу с обилием яств. Блюда вкусные, сытные, разнообразные. Это важно - от угощения напрямую зависит имидж хозяина. Отобедав, встают из-за стола, перекрестившись, непременно подходят к хозяйке, целуют ручку, благодарят за угощение, кланяются хозяину. После этого довольные и сытые купцы с семействами отправляются по домам. 19 ноября 1858 года, вслед «Дворянскому собранию», купцы открыли свой Коммерческий клуб на ул. Рымарской. Здание много раз перестраивалось, теперь это - областная филармония. В первые годы членов клуба было заявлено 400 человек, членский взнос - 15 рублей в год. Впрочем, за 50 копеек на тамошние мероприятия пропускали всех желающих. При клубе работал кабинет для чтения, биллиардная, играли в карты. По четвергам здесь бывали обеды и ужины. На первый же зимний сезон было назначено шесть балов и четырнадцать маскарадов. По вторникам и пятницам устраивались музыкальные вечера, играл все тот же оркестр Фидлера. Клуб, ко взаимному удовольствию, посещали и отдельные дворяне - как правило те, кто занимался торговлей.

Кстати Независимо от социального слоя, развлечения без спиртного не обходились. Дворяне и купцы потягивали дорогие «шпанские» (испанские) вина, хвастались входившим в моду шампанским. Купцы победнее и мещане любили всевозможные наливки и настойки. Цеховые и свободные крестьяне, в том числе и женщины, предпочитали «горилочку». Важная деталь: незамужние девушки и юноши, как правило, во всех социальных слоях не допускались за стол, где пили взрослые, их родители!

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.