УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 64 відвідувачів

Теги
Церква і політика УПЦ КП розкол в Україні комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков Мазепа Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація церква і суспільство молодь педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі забобони шляхи єднання Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора Ющенко Католицька Церква церковна журналістика секти Церква і медицина Доброчинність іконопис церква та політика монастирі та храми України Вселенський Патріархат милосердя Голодомор вибори Священний Синод УПЦ краєзнавство конфлікти українська християнська культура Церква і влада УГКЦ автокефалія Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-харьковски»: Балы, маскарады и «позволенные игры»



«Газета по-харьковски», 17.01.2008

Какими развлечениями баловали себя зимними вечерами состоятельные обитатели Харькова в XIX веке

Прежде чем читатель проникнется незамысловатыми развлечениями харьковцев 150 лет назад, надо сказать об одной весьма категоричной черте в их характере. Почти до самого конца XIX века здесь было очень развито сословное деление. Скажем, дворянин никогда первым не снимал шляпы перед купцом, хоть тот и был богаче его, а купец 1-й гильдии задирал нос перед купцом 2-й гильдии. Так же военные относились к штатским, те - к духовенству, горожане - к сельским жителям. Отсюда вытекает и соответствующий образ жизни и быта - посословный.

Долгими зимними вечерами местные дворяне развлекались тем, что устраивали вечера и обеды на дому. До тех пор, пока 24 октября 1851 года в Харькове не открылось Благородное собрание - специально для «приятного препровождения времени в разговорах и позволенных играх, чтения книг, периодических сочинений». Вступительный взнос составлял 50 рублей в год, последующий - 25 рублей ежегодно. Два раза в неделю в собрании устраивались «обеденные столы» для членов-учредителей собрания, которых поначалу записалось 26 человек. В избранные дни давались балы, иногда - публичные маскарады, к участию в которых активно привлекался весь цвет харьковского дворянского общества. От изюмского помещика был арендован оркестр Фидлера - он, по словам знатоков, мог поспорить с лучшими оркестрами Петербурга. К дворянскому кругу относились офицеры и педагоги. Немало военных проживало в самом Харькове, но еще больше их приезжало из Чугуева, главного военного поселения Слобожанщины в то время. По свидетельству очевидца В.Пашкова, особенно «шевелили» харьковскую золотую молодежь военные кавалеристы. Богатые и нарядные, они присутствовали почти на всех балах, маскарадах, частных вечеринках, в театрах, на катаньях, да и сами закатывали «лихие пирушки». Более скромно и замкнуто жили представители купеческого сословия: по свидетельству харьковского мещанина Ф. Рейнгардта, они вели простой, чуждый роскоши патриархальный образ жизни. Объясняется это довольно просто: занимаясь исключительно торговлей, купечество все остальные занятия считало пустой тратой времени и денег. Это, однако, не мешало им устраивать свои вечеринки, которые, впрочем, значительно отличались от дворянских.

Прежде всего, следствием упомянутой патриархальности являлось разделение полов. Дамы чинно и жеманно располагаются на диване за круглым столом, уставленным всякими сладостями, и вполголоса разговаривают о домашних дрязгах, соседях, костюмах, негодных кухарках... Наряженные в шелк и бархат, унизанные бриллиантами, они весь вечер вертят в руках веер или носовой платок. Барышни от мамаш ни на шаг, с мужчинами поговорить - неприлично! В зале, где собрались мужчины, тоже тихо, степенно. Купцы неспешно ведут между собой беседы о товарах, поставках, ценах, удачных и неудачных ярмарках и т.п. Их сыновья перемещаются вдоль стен зала друг к другу, время от времени подходя к отдельному столу с напитками и закуской - но так, чтобы тятенька не заметил. И вот - дождались! В передней раздается звук настраиваемых инструментов. Выходит хозяйка, приглашает барышень и кавалеров «к работе». Барышни, стыдливо опустив глазки, выстраиваются у дверей, кавалеры подходят с предложением «пройтись»... Кончились танцы, следует приглашение к столу с обилием яств. Блюда вкусные, сытные, разнообразные. Это важно - от угощения напрямую зависит имидж хозяина. Отобедав, встают из-за стола, перекрестившись, непременно подходят к хозяйке, целуют ручку, благодарят за угощение, кланяются хозяину. После этого довольные и сытые купцы с семействами отправляются по домам. 19 ноября 1858 года, вслед «Дворянскому собранию», купцы открыли свой Коммерческий клуб на ул. Рымарской. Здание много раз перестраивалось, теперь это - областная филармония. В первые годы членов клуба было заявлено 400 человек, членский взнос - 15 рублей в год. Впрочем, за 50 копеек на тамошние мероприятия пропускали всех желающих. При клубе работал кабинет для чтения, биллиардная, играли в карты. По четвергам здесь бывали обеды и ужины. На первый же зимний сезон было назначено шесть балов и четырнадцать маскарадов. По вторникам и пятницам устраивались музыкальные вечера, играл все тот же оркестр Фидлера. Клуб, ко взаимному удовольствию, посещали и отдельные дворяне - как правило те, кто занимался торговлей.

Кстати Независимо от социального слоя, развлечения без спиртного не обходились. Дворяне и купцы потягивали дорогие «шпанские» (испанские) вина, хвастались входившим в моду шампанским. Купцы победнее и мещане любили всевозможные наливки и настойки. Цеховые и свободные крестьяне, в том числе и женщины, предпочитали «горилочку». Важная деталь: незамужние девушки и юноши, как правило, во всех социальных слоях не допускались за стол, где пили взрослые, их родители!

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.