УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 93 відвідувачів

Теги
Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков Священний Синод УПЦ вибори монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко Доброчинність Церква і медицина Католицька Церква Голодомор молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ Археологія та реставрація церковна журналістика постать у Церкві педагогіка секти Патріарх Алексій II конфлікти автокефалія краєзнавство церква і суспільство українська християнська культура УПЦ КП комуністи та Церква Ющенко Мазепа Церква і політика 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат Церква і влада діаспора розкол в Україні шляхи єднання церква та політика забобони іконопис милосердя






Рейтинг@Mail.ru






«Эхо» (Одесса): Кесарю - кесарево, а Богу - богово?



«Эхо» (Одесса), 12.02.08

Рассуждения о том, что церковь отделена от государства, сегодня уже никого не вводят в заблуждение. Об этом свидетельствует и нынешние споры вокруг создания единой украинской поместной церкви, сторонником которой является Президент Украины, и столь же решительное сопротивление этому процессу со стороны Русской православной церкви. На фоне хронического политического противостояния украинские церковные проблемы как-то отошли на второй план. И практически незамеченным украинскими средствами массовой информации и украинскими политиками оказалось событие, которое должно было бы вызвать определенные вопросы.
В конце января нынешнего года правительство Румынии признало изменения, внесенные в устав об организации и функционировании Румынской православной церкви, в соответствии с которым в составе «Бессарабской митрополии» «воссоздаются» три епархии с центрами в Кантемире, Бельцах и Дубоссарах. Если быть более точным, то в первой части Устава об организации и функционировании Румынской православной церкви, в статье 6 раздел 2 пункт «b» отмечается, что Румынская патриархия за пределами Румынии имеет в своем каноническом подчинении автономную «митрополию Бесарабии», в состав которой входят Кишиневская архиепархия с центром в Кишиневе; Бельцкая епархия (бывшая Хотинская), с центром в Бельцах; Южно-бессарабская епархия (бывшая Четатя-албэ [Четатя-Албэ - румынское название Белгород-Днестровского - Г.Л.] - Измаильская) с центром в Кантемире; Православная епархия Дубоссар и всего Приднестровья (бывшая Румынская православная миссия в Приднестровье) с центром в Дубоссарах.
Решение о создании семи новых епископств, среди которых три располагались на территории Республики Молдова, было принято в ходе очередного заседания синода Румынской православной церкви 24 октября 2007 года. Руководитель пресс-службы Румынской патриархии отец Костел Стойка заявил, что эти «епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года и сейчас было принято решение об их возрождении по требованию румынских православных верующих». Примечательно, что действие одного епископства распространялось на территорию Приднестровья, действие второго, судя по названию, предполагает собой распространение влияния на Южную Бессарабию, то есть, собственно говоря, на Юг Одесской области, где, как известно, компактно проживает молдавское население.
Молдавская митрополия Русской Православной Церкви назвала решение синода Румынской православной церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три подведомственные Румынии епархии «прямым и агрессивным вмешательством в каноническую территорию другой церковной иерархии». «Провокационные действия Румынской патриархии могут обернуться тем, что под угрозой окажется государственность стран, вовлеченных в этот церковный раскол», - отмечалось в декларации синода Православной церкви Молдавии.
Борьба за церковное влияние на территории нынешней Молдовы и Юга Одесчины имеет давнюю историю. В 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия. Цель этого решения была очевидна - вывести церкви княжеств Молдова и Валахия, на территории которых велись боевые действия, из подчинения Константинопольского патриархата, который в это время находился под контролем турок. В 1791 году была создана епископия Бендерская и Белградская, действие которой распространялось на Южную Бессарабию. Епископом Бендерским и Белградским был назначен Гавриил Бэнулеску-Бодони, который через год был назначен митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии. В 1792 году, по заключенному между Турцией и Россией соглашению, Молдавия и Валахия должны были подчиниться в церковном отношении Константинопольскому патриархату.
Во время войны 1806-1812 годов русские войска в течение четырех лет (1808-1812) контролировали территорию Молдавского и Валашского княжеств. Здесь была возобновлена деятельность экзархата. После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухарестскому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви.
То есть епархия РПЦ появилась до возникновения по решению Берлинского конгресса 1878 года независимого государства Румыния и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего Патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР, Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время румынской оккупации Бессарабии, Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название «Бессарабской митрополии».
В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началом продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и «Бессарабской митрополией».
Долгое время кишиневские власти отказывались зарегистрировать Бессарабскую метрополию, пока Страсбургский суд по правам человека не принял решение, обязующее их это сделать.
В последнее время официальный Кишинев предпринимает ряд шагов по ограничению румынского влияния в Молдове. К примеру, был принят закон, запрещающий лицам с двойным гражданством занимать государственные должности, быть депутатом и так далее. Еще в декабре президент Молдовы Владимир Воронин направил письмо главам государств Евросоюза, в котором перечислил далеко не дружественные действия Румынии по отношению к Молдове, в том числе и деятельность Бессарабской метрополии.
Позднее он заявил, что «молдавские власти могут выйти из решения Страсбургского суда о регистрации «Бессарабской митрополии», если решение о создании трех ее новых епархий не будет приостановлено». Деятельность «Бессарабской митрополии» молдавский президент квалифицировал как «агрессию со стороны Румынии», вписывающуюся в контекст других подобных действий Бухареста. В начале января 2008 года из Молдовы за нарушение сроков пребывания и отсутствия разрешения на работу были высланы четыре румынских священника и одна монашка. В связи с этим «Бессарабская митрополия» заявила о намерении подать на власти Молдавии иск в Европейский суд по правам человека.
За свою деятельность по защите православия в Молдове Воронин стал лауреатом премии Фонда единства православных народов и в январе, во время визита в Россию встретился Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Ну а что Украина? Если говорить о церкви, то она отреагировала довольно оперативно. В заявлении Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, сделанном 14 ноября 2007 года, действия Румынского патриархата признаны представляющими «угрозу целостности не только УПЦ, но и Украинского государства», поскольку создают условия для роста сепаратистских настроений на Буковине и Одещине. Вот так. Церковь защищает территориальную целостность государства, а наши государственные мужи молчат. Или вопрос о принадлежности украинской церкви застилает им глаза и не дает им трезво оценить ситуацию?

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.