УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 69 відвідувачів

Теги
Ющенко Доброчинність Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина молодь церковна журналістика Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація УГКЦ забобони постать у Церкві конфлікти Патріарх Алексій II Католицька Церква УПЦ КП секти монастирі та храми України церква і суспільство автокефалія Мазепа Митрополит Володимир (Сабодан) вибори церква та політика краєзнавство Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі комуністи та Церква розкол в Україні українська християнська культура іконопис діаспора Священний Синод УПЦ Церква і політика Церква і влада педагогіка Предстоятелі Помісних Церков шляхи єднання милосердя






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): Идут ли младенцы в ад?



«Притвор» (Киев), Андрей Лемешко, 13.02.2008

Если проанализировать темы, наиболее обсуждаемые в христианских СМИ, включая христианские форумы, то оказывается, что одна из наиболее острых тем - это тема загробной участи младенцев, загубленных во чреве. Христианскую общественность интересует, что происходит с жертвами абортов, детьми, умершими в результате выкидыша или при родах. Какова их загробная участь? К сожалению, авторы, пишущие на данную тематику, часто рассуждают о загробной участи младенцев не совсем корректно, рассматривая в целом, возможно ли спасение для нерожденных, что, в принципе, не совсем правильно. Спасение открыто всем. Иначе бы пришествие Христа было бы ущербно, а его миссия - не полной и не завершенной. Поэтому в этой статье будет рассмотрен вопрос о том, идут ли нерожденые и некрещеные младенцы в ад? А потом уже, в конце, - вариант их бытия в вечности после окончательного, а поэтому Страшного Суда.

На сегодняшний день сформировались как бы две партии. Первая утверждает, что эти дети безгрешны, и в аду им делать нечего. Вторая утверждает, что эти дети идут в ад. И те, и другие внятно свою позицию обосновать не могут, так как, по их мнению, ни в Священном Писании, ни в Предании нет прямых указаний на посмертную участь младенцев, не доживших до крещения. Так ли это? Да, это так. Материала мало, но давайте попытаемся порассуждать на основе того, что уже известно в Церкви.

Начать хочу с четкого учения Церкви. Участь любого человека, умершего любой смертью вне Церкви или в ее пределах, окончательно не решена до Страшного и окончательного Суда. На котором будут судиться все люди после всеобщего воскресения мертвых. К сожалению, это как-то позабыто спорщиками. Далее, всем известно, что есть особое покаянное молитвенное правило для жен, у которых случился выкидыш. Про это тоже как-то многие забывают. Есть утвердившаяся практика келейно или частно молиться за детей, умерших вне Церкви. И есть практика коллективной Церковной молитвы за умерших в мире с Церковью. Есть, в конце концов, Библия, из которой можно почерпнуть информацию о загробной участи тех или иных групп людей. Как до Христа, так и после Его проповеди. Вернее об их местопребывании до Страшного и окончательного Суда.

Возможно, предложенные мною толкования некоторых мест Писания покажутся неожиданными. При анализе публикаций современных авторов, пишущих на данную тему, я столкнулся с тем, что мало кто ищет ответ на вопрос о загробной участи некрещеных в Писания, а пытаются строить свои рассуждения на весьма скромном и скудном материале из Предания... вернее, даже не Предания, а каких-то видений, бывших у матушек-старцев-святых, записанных кем-то с их слов. А также назидательных бесед, происходивших лично, без свидетелей, и записанных безо всякого участия и редакции тех, кто высказывал ту или иную мысль. Причем записывается это чаще всего через много лет после смерти автора его духовными чадами. У которых, похоже, просто таки феноменальная память.
А посему, их ответы на поставленный перед современной Церковью вопрос: "Какова же участь некрещеных, особенно младенцев?!" весьма неубедительны.

Поэтому в своем повествовании упускаю все "видения" и буду стараться опираться по возможности только на Писание и на заслуживающее доверие предание св.отцов. Из Предания и Писания мы знаем, что до Христа все люди шли в ад. Всем людям доступ в Рай был закрыт. Господь даже Херувима поставил с огненным мечом перед воротами Рая, дабы он никого не пускал в Рай. " И изгнал Адама, и поставил на востоке у Сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт. 3:22--24). И все до Христа шли в ад - и младенцы, и не младенцы. Это, почему-то большинством забытое древнее учение, есть учение Церкви, основанное на Библии. Но дело не только в Ангеле и огненном мече. Так, по учению Православия, рай, в котором, согласно библейскому тексту, пребывал Адам, был трояким: земным, небесным, словом "рай" также означалось благодатное состояние праотца (см. [1 - гл.20 и 11 в кн.2 ] и [2]). Вполне возможно, что не сразу исчез рай земной (Быт.4,16), а небесный продолжал существовать вплоть до пришествия Христова (см.[3]), существует он и поныне.

Отсюда и люди, потерявшие благодать, благодатное состояние, в небесный рай попасть не могут. Так что говорить, будто участь всех людей, в т.ч. нерожденных младенцев, до Христа неизвестна - есть заблуждение, противоречащее и Библии, и Преданию!

После Христа, как было уже сказано, участь всех людей до Страшного Суда не решена окончательно. Далее, в Церкви очень сильна вера в то, что даже если человек крещеный, умерший в мире с Церковью, попадает в ад, то по молитвам Церкви человек может быть помилован и переведен в Рай. Где и будет пребывать до Страшного Суда. Основание этому - общее церковное почитание св. мученика Уара. Его почитают как молитвенника и ходатая за некрещеных умерших, составляют ему каноны с таким прошением [4]. Да и само снисхождение в ад Христа и вывод из шеола или "лона Аврамового" ветхозаветных праведников питает эту веру. Если Христос вывел мертвых ветхозаветных праведников из ада, то Он может выводить и других людей, попавших в ад, если за них молится и просит Церковь. Да и сами молитвы составлены так, что становится понятно - Церковь призывает, молиться не об уменьшении страданий, а просто "В месте злачном, в месте покойном, со святыми упокой". И никак иначе. Упокой только в Раю со святыми. Церковь упорно просит у Христа чуда. Упокоения всех в Раю - фактически изведения всех из ада. Что ж это, просто так? Случайно ошиблись при составлении молитв?

Складывается впечатление, что изведение всех из ада - это суть и цель молитв за умерших в мире с Церковью. Молясь так, Церковь фактически свидетельствует, что молитвы за умерших действенны и упокоение в Раю со святыми возможно для всех. Молитвы, составленные об упокоении младенцев, умерших при родах, или вследствие выкидыша, тоже составлены в том же ключе[7]. А ведь они по тому же неложному учению Церкви умерли вне Вселенской Церкви. Но, тем не менее, в молитвах выражена вера в то, что и для них Рай открыт.

Есть ли основания этой веры в Писании? Есть. Так, Христос легко, безо всякого водного крещения, вводит разбойника в Рай "...ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43) . Если разбойнику можно, то почему другим нельзя? Даже апостол Петр крестит сотника Корнилия уже после получения им Духа, очистившего сотника и почившего на нем (Деян:10-44,48). Фактически после вхождение сотника в благодатное райское состояние. Апостол Петр, имевший ранее видение, в котором Бог говорит ему "...что Бог очистил, того не почитай не чистым" (Деян. 10-11-16) и видя, что Дух очистивший сотника Корнилия, пребывает в нем, через святое водное крещение присоединяет Корнилия и всех, слушавших проповедь, к народу Божьему, к Церкви (Деян:10-44,48), которая есть Царствие Божие на Земле.

С одной стороны, Дух освящает. Он это может делать помимо воли человека. Как некогда освятил куст (Неопалимая купина), землю вокруг куста "...сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх. 3:5). Также невольно (помимо их воли) освящаются дети верных (1Кор.7:14). Второе действие Духа, если задействована воля человека - это рождение свыше, обращение, вводящее в Царствие Божие (Церковь)...

Писание не ложно свидетельствует (случаи с разбойником и сотником Корнилием), что Дух может осенить, освятить человека и без его приобщения к Церкви, к Царствию Божьему на земле, и ввести его в благодатное состояние прародителей, и даже больше: если Бог захочет, то и ввести в небесный рай, как это произошло с разбойником (Лк. 23:43) .Господь может очищать и освящать Духом и вне Церкви, об этом свидетельствет Писание "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым"" (I Кор. 12, 3). Но это очищение еще не есть полное рождение свыше от воды и Духа (Иоан.3:5).

Все это касается взрослых людей, а как же нерожденные и умершие до крещения? Что о них говорит Писание?

И им может Дух передаться, освятить фактически, ввести их в райское благодатное состояние прародителей, и , возможно, по молитвам родителей ввести в небесный рай.

Так, о возможности освящения детей без участия их воли свидетельствует Писание, апостол Павел "Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. (1Кор.7:14). Итак, дети, даже если один из супругов верующий (святы), а второй нет, имеют в себе Духа Святого, который их и освящает. Конечно, читатель может возразить, что, дескать, "святы" здесь может иметь смысл «отделенный». Действительно слово "святость" встречается и Ветхом завете. И первоначальное значение слова "святость" (по евр. - "кодеш") было, вероятно, "отделенный"[5].В этом смысле Израиль, избранный Богом из среды языческих народов, называется святым у Господа (Втор.7,6). О субботе также сказано: день седьмой должен быть у вас святым (Исх.35,2), т. е выделен для Бога из ряда других дней недели.[6] Но в словах апостола Павла фигурирует и "нечисты", а нечисты как раз подразумевает очищение, а не отделение. Очищает только Дух, а не "отделение" "(Деян. 10-11-16). Нужно помнить, что "...понимание святости в Библии гораздо богаче. Святость - отличительное свойство Божества, поэтому в Писании Бог нередко именуется Святой (Исх.31,13;Ев.2,12).А святыми называют тех, кто стал причастниками Божественной благодати и освящения [6]

Спорить с Божественным апостолом, который говорит, что дети "святы" (1Кор.7:14) - это то же самое, что утверждать, что дети не семья, Брак - это не Таинство и в нем Дух семье, этой Малой Церкви, не подается. Но это не так. Церковь свидетельствует: Брак - это таинство, через которое подается Дух. И дети тоже участники таинства, восприемники Духа Святого как и их родители.(1Кор.7:14).

Все некрещеные находятся вне Церкви Вселенской, но не вне Малой Церкви - семьи. По плоти они принадлежат к этой Малой Церкви - семье. А семья - таинство, в нем подается Дух, и не только родителям, но и детям. Который и освящает не крещеных и даже нерожденных, вводит в благодатное состояние - Рай. Но это, скорее всего, не рождение свыше. Все-таки для рождения свыше, от Духа, нужно участие воли, свободный выбор.

О возможности вхождения в райское благодатное состояния прародителей некрещеных и не рожденных и свидетельствует Церковь, введя молитвенный чин о таковых младенцах. Если родители-христиане молятся за нерожденного младенчика, то он, скорее всего, войдет в это состояние. А раз он вошел в благодатное состояние прародителей, то что ему мешает попасть в небесный рай? Где он и будет ждать всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда. На котором будет решаться окончательная судьба всех.

Подытожим. Молитвенная практика Церкви, почитание св. мученика Уара и Писание свидетельствуют, что, по молитвам малой церкви, т.е. семьи, не рожденные дети христиан, не сподобившиеся крещения водой, могут войти в благодатное состояние прародителей - фактически попасть в небесный рай. Церковь не обманывает верных, введя этот особый молитвенный чин. Чем свидетельствует, что молитвы за детей верных действенны и дети верных могут войти в небесный рай по молитвам их родителей или родственников. Если же нет молитв малой церкви, то младенчик сразу, «автоматически», вряд ли попадет в рай. Если бы было автоматическое попадание в рай, то Церковь не ввела бы этот молитвенный чин.

Касательно детей не верующих, по-моему, хорошо сказал св. Григорий Богослов: "не сподобившиеся крещения по малолетству не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же, не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже и наказания' (Слово на святое Крещение)[7]. В этих словах нет слов "святы" как у апостола Павла (1Кор.7:14). Поэтому речь, скорее всего, идет о детях неверных, не имеющих евхаристического общения с Церковью. Не венчанных. Их дети не освящены, так как оставившие Церковь, таинства оставили в Церкви и Дух Святой. И поэтому не освящаются зачинаемые в таких семьях дети.

Но какова участь этих детей? Давайте рассуждать. Грехов на них нет. Все, что на них есть - это невольная причастность к первородному греху прародителей. Они через причастие к плоти Адама и Евы, участвовавшей в грехопадении, причастились и к вине за сей грех, причем невольно. Но у младенцев не было выбора. Что же, за это невольное приобщение ко плоти, на которой лежит вина и проклятие за грех прародителей, плоти мертвой, лишенной Духа Святого, милосердный Господь позволит сих детей жарить на сковородке?

Да, отсутствие благодати или Духовная смерть ведет в ад. Так как ад есть место пребывания всех, кто духовно мертв и не имеет в себе Духа Святого. Но учение Церкви таково, что каждый страдает в аду согласно своим грехам. Чем больше грехов, тем больше страдания. Получается, что младенчики вообще не должны страдать, так как награда за грех и в том числе и за грех первородный - смерть. Смерть души - оставление души благодатью и смерть тела.[8] Душой они и так, можно сказать, родились мертвыми, «безблагодатными», смерть же телесную они приняли самую ужасную, их четвертовали и выскребли. Иных высосали вакуумом и заморозили в лучшем случае, а в худшем щипцами раздавили голову. Других же пустили на лекарства для омоложения. Даже в самой своей смерти они послужили людям.

В райское благодатное прародительское состояние, а значит и в небесный рай они войти самостоятельно, без молитвенной и благодатной помощи Церкви не могут. И эти младенчики, как и все ветхозаветные люди, возможно, идут во ад. Но в те места, где ни огонь геенский не достает до них, ни холод адский не касается их и червь адский, никогда не усыпающий, не может добраться до них. В те места, где нет мучений, но в то же время и Свет Божественный недоступен им. Место это называется иудеями шеол или "лоно Авраамово", где до пришествия Христа находились все ветхозаветные праведники "Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово..." (Лк.16, 22-23).

Вот наиболее вероятная участь не рожденных детей неверных. Всех детей, не освященных Духом Святым. Всех праведников, не имеющих в себе Духа Святого.

И они сидят там и ждут, когда же их родители, наконец, воцерковятся. Дух Святой осенит малую церковь, к которой они после воцерковления родителей будут принадлежать, и у них появится возможность увидеть небесный Свет - Бога, который есть Свет "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы' (Иоанна 1:5)

Отсюда есть две группы не рожденных детей: те, кто не сподобился очищения и освящения Духом через приобщения к малой церкви, они ждут воцерковления родителей или родственников. И дети, которые очищены и сподобились освящения Духом (1Кор.7:14) , через причастие по плоти к малой церкви и по ее молитвам, возможно, вошли в благодатное райское состояние прародителей, не требующее участия воли младенчиков, а, возможно, и в сам небесный рай. И те, и другие не присоединены к Вселенской Церкви (к Царству Божьему на земле) и не могут войти в Царствие Божие в этом веке. Об этом не ложно сказал Христос "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Иоан.3:3;5) Однако это не исключает вхождения в благодатное состояние прародителей, небесный рай по молитвам Церкви и через воцерковление родителей и родственников [7].

Не Бог посылает в ад младенцев и держит их там, а невоцерковленные и не молящиеся об упокоении своих детей родители.

Лично я считаю, что Христос на Страшном Суде дарует всем нерожденным и не крещеным детям Царствие Божие. Уверенность моя основана на Писании. На словах Христа: "Не препятствуйте маленьким детям приходить ко мне и не запрещайте им: ибо таковых есть царствие небесное"(Лук.18:16). У меня нет основания не верить Христу, имевшему особую любовь к детям и ставившему их в пример всем: "Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18: 3)

А тем, кто возразит мне, что так будет нарушена свободная воля младенцев отвечу словами Св. Ефрема Сирина: 'Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того Судия сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Не видевшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это ее сын, и сын узнает, что это его матерь...[7]'. Господь воскресит всех младенцев взрослыми, адекватными, в нормальном сознании. И у них будет возможность самостоятельно решить, принимать дар Христа или нет.

А если бы дали родители родиться детям, привели бы их в Церковь, ко Христу, то и дети бы уже в этом веке, в случае преждевременной кончины, попали бы в Царствие Небесное: 'Получившие святое Крещение будут радоваться, и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную... " (Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители [7] 


Ссылки

1. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, СПб., 1894.
2. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, М., 1911.
3. Воскресный Октоих, 2 стихира на Господи воззвах 3 гласа и 1 стихира на Господи воззвах 4 гласа.
4.Архимандрит Лазарь (Абашидзе) Грех Адамов. Москва 2001. стр.318-319
5.Словарь библейского богословия. Стб.1007
6.Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.2005.Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин). Архимандрит Исайя (Белов). Глава 3Г. Святость. Свет. Стр.92
7.Тихоновский вестник. НЕ БУДУТ ЗАБЫТЫ.
http://hram-st.obninsk.ru/arxiv/2006/gaz305.html
8. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.2005.Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин). Архимандрит Исайя (Белов). Глава 17.Природа человека.
9. СМЕРТЬ ДУШИ. "Духовные стороны христианства" - энциклопедия. (Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов "Настольной книги священнослужителя" М., изд. Московской Патриархии).
http://serafimov.narod.ru/temmat/smertdu.html

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.