УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 85 відвідувачів

Теги
іконопис Археологія та реставрація Вселенський Патріархат Президент Віктор Ющенко молодь Церква і влада УГКЦ Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра українська християнська культура краєзнавство постать у Церкві Предстоятелі Помісних Церков церква і суспільство монастирі та храми України автокефалія педагогіка Ющенко церковна журналістика милосердя діаспора Митрополит Володимир (Сабодан) конфлікти церква та політика Доброчинність Церква і політика Католицька Церква секти Мазепа розкол в Україні Священний Синод УПЦ шляхи єднання Церква і медицина комуністи та Церква забобони Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП вибори Голодомор






Рейтинг@Mail.ru






«Коммунист» (Украина): Был ли голод в Западной Украине?



«Коммунист» (Украина), Анатолий Шиш, кандидат философских наук, доцент, г. Ивано-Франковск, 14/12/07

На канале "Интер" обсуждался вопрос о трагедии украинского народа в 1932-1933 годах. Выступал Леонид Кравчук. Апеллируя к "национальной чести", "национальному достоинству", он призывал присутствующих говорить правду. Нечего сказать - правильные слова. Но куда подевались эти нравственные категории, когда он заявил: "Я родился в Западной Украине, земли хуже, чем в Украине, а голода там не было".
Был голод в Галичине, причем постоянный. И на Закарпатье, когда область была под гнетом оккупации буржуазной Чехословакии. Трагедию закарпатцев широко освещали иностранные корреспонденты. Леонид Макарович должен был бы знать об этом и не использовать дезинформацию. А то получается, что у него совесть просыпается на несколько секунд раз в 15 лет, дабы горько пожаловаться на пленарном заседании Верховной Рады: если бы я знал, что будет так, как сегодня, то соглашение не подписал бы (о роспуске СССР. - А.Ш.).
Иван Франко, Василий Стефанык и даже епископ Григорий Хомышин опровергают сомнительное заявление Л.Кравчука. О бедности и нищей жизни рабочих свидетельствует повесть И.Франко "Борислав смеется". А еще писатель и философ писал: "Общий недуг, которым поражен трудовой люд Украины, называется массовым обнищанием...".
Беспросветная бедность галичских крестьян, их горе и страдания с огромной художественной силой отображены в знаменитой новелле Василия Стефаныка "Новость". Все, что мог предложить голодным детям доведенный до отчаяния нуждой Гриць Летючий - "Так ешьте меня...". Он утопил в речке свою девочку, хотел утопить и старшую, но та вымолила пощаду. Некоторые из национально-сознательных интеллектуалов говорят, что "это фантазия Стефаныка". Нет, не фантазия, такой случай был в селе Вовчковцы, неподалеку от Русова, где жил писатель. Чтобы не повторить судьбу Г.Летючего, миллионы украинцев уехали на заработки за границу. А молодые девушки погрязли там в сексуальном рабстве. Это тоже следует помнить.
Для оправдания бедности и голода населения греко-католическая церковь активно пропагандировала аскетизм. Чем хуже люди живут на земле, тем лучше им будет на том свете, - утешали верующих униатские священники. Националист П.Исаив в униатском журнале писал, что оздоровление человечества зависит от степени усвоения им идей аскетизма ("Дзвони", 1933, №8-9,
с. 386).
С откровенным цинизмом богатый станиславский епископ Г.Хомышин (лес в Богородчанском районе, совладелец банка, возглавляемого митрополитом А.Шептицким, недвижимость в г. Станиславе (ныне Ивано-Франковск. - А.Ш.) призывал людей "в первую очередь умертвлять тело", чтобы  "душа была здоровая", а стремление обездоленных улучшить материальное благосостояние ставит их на край нравственной пропасти. Аргументация епископа поражает. Если кобылу кормить овсом, так она хозяина занесет в пропасть. И далее: "Некоторые из вас, из простого сословия, скажут: зачем нам тело умертвлять, если  мы и так бедно едим. Хорошо, если у кого-то из нас есть хотя бы ложка молока, картошка, кулеш и разовый хлеб, а некоторые и этого не имеют, а работать должны трудно, от зари до поздней ночи, не раз даже нельзя хорошо помолиться от усталости. А мяса не видим, разве на Рождество и Пасху. На это отвечаю: если кто-то в таком положении находится, не надо больше слишком умертвлять свое тело. Уже этого скудного состояния достаточно для умертвления и надо его терпеливо переносить". (Г. Хомышин. "Парохияльная миссия", ч. ІІІ, Станислав, 1934, с. 26).
Трудовой люд Западной Украины решительно отбросил подобные разглагольствования иерархов церкви, заявляя, что страшнее ада, чем на земле, не существует, и искал лучшей доли за океаном. Так, с 1891 года началась массовая эмиграция украинских крестьян с Восточной Галичины, Буковины, Закарпатья в США и Канаду. За 20 лет за океан эмигрировали 302330 человек.
Однако и за океаном эмигрантов ожидала тяжкая участь. В письме к митрополиту А. Шептицкому Михаил Шарин в 1928 году писал: "С огромным горем жил наш украинский народ в нынешних временах. Известно каждому, что эту полуденную Америку называют Аргентиной. Не называю ее Аргентиной, только Содом и Гоморра. Предостерегайте других от этой пропащей стороны. Автор письма отмечает, что украинцев селят в провинциях, где вечная засуха, где лишь мухи и ядовитые змеи и где саранча объедает любое растение. Сколько там народа нашего невинного погибло от голода и жажды". Шарин далее рассказывает, что много было случаев, когда крестьяне оставляли "своих невинных детей и бедную жену", а сами ехали дальше. "Во время поездок в товарных вагонах эмигрантов ловила полиция, арестовывает... отбирает последнюю копейку, бьют, сколько кожа выдержит... Лежит избитый и голодный в траве под голым небом на земле... Палачи безбожные убивают рабочих и кровью наших людей наживаются" (ЦГИА в г. Львове, ф.451, оп.2, спр.359, лист 4).
Как в прошлом, так и ныне, самое большое количество заробитчан с Западной Украины работает в дальнем зарубежье. С этим мириться нельзя. Надо вместе, всем народом прежде могучей и процветающей Украины спасать от катастрофы.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.