УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 113 відвідувачів

Теги
розкол в Україні діаспора Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі секти українська християнська культура церква та політика церковна журналістика забобони Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь милосердя УПЦ КП Президент Віктор Ющенко іконопис конфлікти Митрополит Володимир (Сабодан) вибори Києво-Печерська Лавра краєзнавство Католицька Церква УГКЦ монастирі та храми України Церква і політика Патріарх Алексій II комуністи та Церква Ющенко церква і суспільство автокефалія Доброчинність педагогіка Предстоятелі Помісних Церков Мазепа Голодомор Археологія та реставрація Церква і влада постать у Церкві Церква і медицина шляхи єднання Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Боспор» (Керчь, Феодосия): Духовный наставник



«Боспор» (Керчь, Феодосия), Елена Иванова, 21 февраля 2008

Чтобы ответить на ряд вопросов, касающихся духовного окормления в Православной Церкви, мы встретились с настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского протоиереем Сергием Ковалем.

В этом материале речь пойдет о том, какова роль духовника в деле спасения души человека.
- Кто такой духовник?
- Духовника мы еще иначе называем духовным отцом, духовным наставником. В обычной мирской жизни каждый отец, являясь главой семьи, обязан заботиться о своих детях, как правило, являясь у них одновременно и старшим помощником, а каждый наставник помогает совершенствовать навыки в области той или иной деятельности своим подопечным. Так и духовник является старшим помощником в покаянном труде человека и заботится о спасении души последнего. Без помощи мудрого наставника духовная жизнь очень сложна. Все, кто исповедуются у конкретного духовника, постоянно советуется с ним и являются его духовными чадами. Они образуют покаянную семью, главой которой является их духовник. Эта покаянная семья иначе называется приходом, и не обязательно она ограничивается стенами одного храма.
- Как правильно выбрать духовника? Должен ли человек это сделать сам, и надо ли об этом сказать священнику?
- Духовника человек выбирает сам. Следует помнить, что духовник выбирается, как правило, на всю жизнь. У христианина обязательно должно быть сердечное расположение к священнику, которого он выбирает духовником и которому он будет исповедоваться. Иначе сложно понимать друг друга. Духовника мы называем также духовным отцом. А слово «отец» уже говорит о многом. Ведь в обычной жизни мы отцов, родивших нас, не меняем. Святой апостол Павел говорит в одном из посланий своим духовным чадам: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4; 15). Поэтому, чтобы найти себе духовника, человеку поначалу следовало бы обойти храмы того города, где он живет, и присмотреться к священникам, чтобы затем сделать правильный выбор.
Определившись с выбором, он должен сказать священнику, что хочет видеть его своим духовником. Разумеется, священник объяснит, что у духовника по отношению к своему духовному чаду есть определенные требования. Ведь духовник, кроме того, что будет исповедовать человека, может давать определенные духовные упражнения (епитимии) своему духовному чаду с целью спасения души последнего. Человек должен быть готов к этому.
Кроме того, между духовником и его духовным чадом всегда есть взаимное обязательство молиться друг за друга. И это очень важно: в духовной работе обходиться без молитвы нельзя. Без молитвы невозможно духовно породниться, так как молитва к Богу друг о друге очень сближает. Священник будет знать, что у него есть еще одно духовное чадо и будет молиться за этого человека. Соответственно и этот человек будет молиться за своего духовника.
- Может ли священник сам навязываться в духовники?
- Это совершенно исключено. Духовное окормление, как и вся жизнь христианина, невозможно без любви к ближнему. Нельзя насильно заставить другого человека любить себя. Такой подход к духовному окормлению противоречит прежде всего Евангелию. Господь очень трепетно относится к человеческой личности. В Ветхом Завете есть пророчество о том, что Христос Спаситель трости надломленной не переломит (Ис. 42; 3). Понятно, что, когда трость надломлена, достаточно, скажем, подуть на нее или слегка задеть, и она может сломаться. Такое же отношение у Христа к личности человека: ни в коем случае не надавить на нее, чтобы не разрушить ее. У нас же, священников, пастырство совершается по образу пастырства Христа, и мы должны подражать Христу в этом, бережно относясь к каждому человеку без какого бы то ни было насилия над его душой.
Поэтому, к примеру, епитимии налагаются духовником по согласию кающегося человека. Священник спрашивает, согласен ли человек принять епитимию. Если человек не согласен, то должен объяснить, почему. Духовник должен все это принять во внимание и наложить такую епитимию, чтобы она врачевала душу человека, а не калечила ее. Епитимия в Православной Церкви - это не наказание как таковое. Епитимия - это совместное действие духовника и его чада. Церковь - это врачебница, и Христос, ее глава, - прежде всего Бог милующий, а не Бог карающий. Поэтому задача священника - уврачевать душу кающегося человека. Перед Богом отвечают оба: и духовник за правильно и неправильно наложенные епитимии, и, конечно же, сам исповедующийся человек.

В этом материале речь дальше пойдет о том, для чего православному человеку нужно духовное руководство, чем духовник отличается от психолога и как правильно строить отношения со своим духовником.
- Для чего православному человеку нужно духовное руководство? Ведь все, что нужно для христианской жизни, уже написано в Библии.
- В мирской жизни известная народная мудрость гласит: «Одна голова хорошо, а две - лучше». Да, в Библии написано все. Но Библию нужно не просто читать, но и правильно понимать. Задача православного священника в труде духовного окормления - руководствоваться вселенским опытом Православия в целом и духовного руководства в частности, который накоплен Православной Церковью в течение двух тысяч лет. Опыт этот постоянно накапливается. Он включает в себя и изучение Библии, и живую преемственность от духовника к духовнику. В Православной Церкви, как я уже говорил, эта преемственность берет начало от Самого Господа Иисуса Христа и не прерывалась у нас по сей день.
Об этой преемственности свидетельствуют не только церковные историки, но и любой беспристрастный светский историк сможет это увидеть, если к истории Церкви подойдет объективно. Священник обязан донести накопленный опыт, включая и правильное понимание Священного Писания, до своего духовного чада. Но и духовное чадо должно желать как можно глубже изучить этот опыт под руководством своего духовника.
- Чем отличается духовник от психолога?
- Психолог для человека, обращающегося к нему за помощью, является обычным специалистом, который может вполне спокойно спать после того, как от него ушел пациент. Психолог не молится за своих пациентов, он даже может не переживать за них и не сострадать им. Участие в жизни друг друга психолога и его пациента, можно сказать, заканчивается, когда последний, выходя, закрыл за собой дверь кабинета.
Между же духовником и его чадом складывается родство во Христе. Мы часто говорим: брат, сестра, отец во Христе. Это очень важно понять, потому что иначе приход не является приходом. В годы атеизма, по определению правящей власти, Православная Церковь обслуживала религиозные потребности населения. Это страшная клевета на Церковь. Церковь, созданная Самим Господом Иисусом Христом - это не бюро добрых услуг. В Церкви прежде всего созидается духовное родство, здесь друг другу стараются помогать до последнего издыхания.
Как известно, человек умирает только физически. Душа же его бессмертна. Поэтому, когда умирает духовный отец, он не умирает для духовного чада, он всегда остается для последнего отцом. И соответственно, если умирает духовное чадо, для духовного отца он всегда остается в сердце. Духовный отец и его чадо всегда молятся и будут молиться друг за друга, даже если они отошли в мир иной. В этом и заключается отличие духовника от психолога.
- Как правильно строить отношения с духовником?
- Поскольку духовник и его чадо - близкие родственники во Христе, то прежде всего на основании евангельских заповедей. «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей», - говорил еще святой пророк-псалмопевец царь Давид, постоянно обращаясь к Богу (Пс. 118; 105). Именно так и должны подходить к покаянному труду человека духовник и его чадо. Если мы выполнили заповедь Божию, она сразу освещает наш дальнейший путь. Совершенствуясь в выполнении заповедей под руководством мудрого духовника, человек постепенно накапливает необходимый опыт духовной жизни, наполненный Божественной благодатью и ведущий в конечном итоге ко спасению души.

- Нужно ли исповедоваться только у своего духовника или можно исповедоваться и у других священников и спрашивать у них совета?
- Думаю, во-первых, каждый христианин должен задать себе простой вопрос: почему он не хочет исповедоваться у своего духовника, если он действительно считает его духовным отцом, а идет к другому священнику, - и честно на него ответить. Во-вторых, если мы, желая вылечиться от какой-либо хронической болезни, сначала ходили за советом к одному и тому же врачу и лечились у него успешно, а затем начали ходить по разным врачам, что из этого получится?
Так и в духовной жизни. Духовному отцу надо знать все тонкости, детали, мотивации духовных проблем человека, чтобы правильно дать совет, правильно наложить епитимию, если она нужна. В случае, если христианин начнет приходить к духовнику через одну, две, три исповеди, исповедуясь у другого священника, в духовном окормлении возникнут затруднения. У духовного наставника образуется пробел в понимании проблем этого человека: он не до конца будет знать внутренний мир своего духовного чада и соответственно не сможет дать ему полных полезных советов. А это не на пользу самому человеку. В результате христианин наносит вред своей собственной душе. К тому же, чтобы исповедоваться у другого священника, обязательно надо взять благословение у своего духовника, поставив его об этом в известность и объяснив причины такого своего желания.
Кроме того, если человек при возможности исповедоваться у духовника избегает ее и не ставит последнего в известность, что он исповедуется у кого-то из священников еще, значит, он лукавит, по сути обманывая своего духовного отца и сводя на нет собственный покаянный труд под руководством своего духовника.
- В каком случае человек может сменить духовника?
- Разумеется, если духовник умер или куда-то в силу сложившихся обстоятельств уехал и поддерживать с ним связь либо невозможно, либо крайне затруднительно. Причем в обоих случаях христианин должен обязательно спросить совета у своего духовного отца (умирающего или уезжающего), кого из священников он хотел бы видеть преемником в окормлении своего духовного чада. Это очень важно, так как иначе могут возникнуть недоразумения в дальнейшем духовном окормлении. Исключение составляют случаи, если духовник умер внезапно или если духовное чадо уезжает и не сможет больше поддерживать связь с духовным отцом.
Следует помнить, что духовник - живой человек, являющийся помощником своему духовному чаду и молитвенником за него. Это прежде всего духовно родной человек во Христе, а не только тот, кто просто автоматически принимает исповедь.
Если же человек хочет сменить духовника, продолжая жить в том же городе, ему необходимо объясниться со своим прежним духовным отцом, чтобы расстаться в любви, мире и согласии. Поведение же вроде «повернусь и уйду, а он пусть понимает, как знает» пользы не принесет. Такой поступок всегда свидетельствует о том, что духовник человеку уже нужен не для покаяния в грехе и помощи в спасении души, а для успокоения собственной лукавой совести. В этом случае смена духовника не изменит ситуацию, а наоборот усугубит ее, так как в данной ситуации человек идет на поводу у своей гордыни, не желая смирить ее, и, таким образом, в Церкви он ищет непонятно чего, но не спасения своей души. Такое поведение свидетельствует о хамском отношении не только к духовнику, но и к тем, кто нам передал двухтысячелетний опыт духовного окормления в Православной Церкви. А чем закончил Хам, без должного уважения отнесшийся к своему отцу Ною?

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.