УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 101 відвідувачів

Теги
Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація розкол в Україні Приїзд Патріарха Кирила в Україну Вселенський Патріархат іконопис Ющенко шляхи єднання Священний Синод УПЦ церква і суспільство молодь Церква і влада Католицька Церква Церква і політика українська християнська культура конфлікти постать у Церкві Доброчинність Патріарх Алексій II забобони милосердя педагогіка Президент Віктор Ющенко Мазепа вибори діаспора УГКЦ секти церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП комуністи та Церква автокефалія церква та політика монастирі та храми України Церква і медицина краєзнавство Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






«Эхо» (Одесса): Первый архипастырь



«Эхо» (Одесса), 26.02.08

На его каменной надмогильной плите в Киприяновском монастыре, расположенном на территории современной Республики Молдова, высечена эпитафия, заканчивающаяся словами: «Имя его будет жить в роды, Мудрость поведят люди, Похвалу его исповесть церковь».
Увы, сегодня имя митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони мало известно одесситам. Когда говорят об людях, способствовавших основанию и развитию Одессы в ее первые годы, как правило вспоминают о де Волане и де Рибасе, Ришелье, Ланжероне и Воронцове. Впрочем, не стоит, наверное, особо винить историков и краеведов. За более чем 70 лет господства атеистического режима имена многих известных религиозных деятелей Российской империи были основательно подзабыты. Вместе с тем, митрополиту Гавриилу также было суждено стоять у колыбели Одессы и дать новорожденному городу свое архипастырское благословение. В 1794 году территория Северного Причерноморья входила в состав Екатеринославской епархии, которой управлял митрополит Гавриил. Стоит немного сказать об истории епархии Будучи открыта 9 сентября 1775 года, она по указу Екатерины II называлась Славянской и Херсоно-Таврической. Первый ее епископ жил в Полтаве. С учреждением в 1784 году Екатеринославского наместничества епархия была переименована в Екатеринославскую и Херсонесо-Таврическую. Именным указом императора Павла I, стремившегося искоренить упоминания о своей матери, 12 декабря 1796 года было предписано переименовать Екатеринославскую губернию в Новороссийскую, Екатеринослав в Новороссийск, а архиепископам - именоваться Новороссийскими и Днепровскими.
Длительное время с именем Бэнулеску-Бодони связывали закладку первых четырех храмов в Одессе, в том числе знаменитого Спасо-Преображенского Собора. И хотя в последующем участие митрополита Гавриила в закладке церквей подвергалось сомнению со стороны историков (впрочем, ряд церковных историков до сих пор придерживаются этой версии), его непосредственное участие в духовном развитии города не подлежит сомнению.
Кроме того, Бэнулеску-Бодони с 1805 года на протяжении года жил в Одессе после своего ухода с Киевской митрополичьей кафедры. И наконец, после того, как в 1812 году Бессарабия была присоединена к Российской империи, на ее территории была учреждена особая епархия под названием Кишиневской и Хотинской, в которую была включена часть Херсонской губернии вместе с приднестровскими приходами. Такое положение сохраняется до 1837 года, когда города Одесса, Тирасполь и Ананьев с их уездами входят в состав новоучрежденной епархии - Херсонской и Таврической.
Митрополиту, участвовавшему в основании Одессы, суждено было основать в городе и первый монастырь. Еще будучи на покое в Одессе, владыка познакомился с помещиком Александром Теутулом, который в 1813 году передал свои земли Кишиневской епархии. История, побудившая Теутула, сделать столь щедрый дар, широко известна. Корабль шедший в Одессу, принял разожженные помещиком костры за огни маяка и разбился.
На подаренных землях решено было строить митрополичье подворье, "ибо епархиальный архиерей Кишиневский должен иметь подворье при таком городе как Одесса". Начавшееся строительство в 1820 году из-за финансовых затруднений было приостановлено и в этом же году было решено строить вместо подворья монастырь, но возглавить строительство суждено было уже преемнику митрополита Гавриила, епископу Димитрию (Сулиме).
Участие в становлении и духовном развитии Одессы - значимый, но все же эпизод в богатой событиями жизни митрополита. Румын по рождению, он во многом способствовал духовному возрождению своей исторической родины - Молдавии, находившейся в конце XVIII-начале XIX-го века под господством Османской империи.
Будущий митрополит Гавриил (в миру Григорий Григорьевич Бэнулеску-Бодони) родился в 1746 году в городе Бистрица (Трансильвания) и происходил из семьи молдавского дворянина с богатой, древней родословной.
Первоначальное образование Григорий получил в Бистрицком училище, затем в Седмиградской школе. В 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где постигал богословские науки. После трех лет учебы в Греции вернулся в Молдавию, где вначале был определен учителем в город Носауде, а затем переезжает в Яссы, где занимает должность учителя латинского языка в княжеском училище. Спустя два года с рекомендацией митрополита Гавриила (Калимаха) Григорий отправился в Константинополь. Там он принимает монашеский постриг с именем Гавриила и поступает в училище на острове Патмос, где доводит до совершенства свой греческий, а также французский языки.
В 1781 году митрополит Гавриил (Калимах) рукоположил Гавриила в иеродиаконы, затем - в иеромонахи и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясской митрополии. Должность эту он занимал недолго. По приглашению архиепископа Славяно-Херсонского Никифора (Феотоки) иеромонах Гавриил отправился в Полтаву, где ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии. В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии. Через год иеромонах Гавриил снова уезжает в Яссы. Митрополит Гавриил (Калимах) возводит его в сан архимандрита. В 1786 году Ясский митрополит скончался, перед смертью выставив кандидатуру Бэнулеску-Бодони на Романскую епископскую кафедру.
Чтобы понять значение деятельности Бэнулеску-Бодони, необходим небольшой исторический экскурс. После того, как молдавские и валашские князья поддержали Петра I во время неудачного прутского похода 1711 года, в Молдавии установился фанариотский режим. На молдавский престол по воле Оттоманской порты назначались представители нескольких кланов богатых греков из стамбульского квартала Фанар (отсюда название - фанариоты). Господари-фанариоты всячески старались насадить в Молдове греческую культуру. Началась эмиграция. Содействие эллинизации румынского народа оказывала князьям-фанариотам и греческая иерархия. Если прежде зависимость Церкви Молдавии и Валахии от Константинопольского Патриарха была номинальной, то теперь епископами назначали греков, богослужение в городах совершалось на греческом языке и т.п. В этих условиях борьба между Россией и Турцией шла не только на полях сражений, но и в церковной сфере.
Вероятнее всего, именно поэтому Бэнулеску-Бодони не был утвержден на Романской кафедре. Недавно прибывший из России архимандрит по понятным причинам был в их глазах российским агентом влияния. В 1787 году архимандрит Гавриил переезжает в Россию. Он обращается к епископу Екатеринославскому Амвросию с просьбой предоставить ему любую должность в семинарии. По разрешению Священного Синода епископ Амвросий предоставил архимандриту Гавриилу должность ректора Екатеринославской семинарии и преподавателя греческого языка. Русская армия на тот момент оккупировала Молдавию. Главнокомандующий русскими войсками князь Потемкин причислил к русской армии с одобрения императрицы и Святейшего Синода архиепископа Екатеринославского с тем, чтобы он стоял во главе духовного правления в Молдавии во время оккупации. В 1791 года архимандрит Гавриил был рукоположен в сан епископа Бендерского и Белградского, викария Молдо-Влахийской митрополии.
В 1792 году, по заключенному между Турцией и Россией соглашению, Молдавия и Валахия должны были подчиниться в церковном отношении Константинопольскому патриархату. Епископ Гавриил был возведен в сан митрополита Молдо-Влахийского. Но это служение продолжалось недолго. Новые власти пытались низложить иерарха, поставленного не Константинополем по согласованию с султаном, а Санкт-Петербургом.
19 июня за отказ отречься от Молдо-Влахийской кафедры, по приказу султана, митрополит Гавриил был арестован и отправлен в Стамбул, где находился в течение четырех месяцев. Константинопольский патриарх Прокопий заочно лишил его кафедры и предал анафеме. Находясь под стражей, владыка подвергся угрозам и оскорблениям. Его пытались склонить к переходу под юрисдикцию Константинополя, обещая епархию в Румынии. Митрополит ответил: «Я монах, плакать по мне некому, а умирать когда-нибудь все равно надо. Попрать же присягу для того, чтобы на несколько лет прожить дольше, считаю за грех».
По требованию Екатерины II он был освобожден и доставлен в Россию. Из Петербурга ему были присланы драгоценный крест, украшенный камнями, и белый клобук. Патриарх, с уважением признавший непоколебимую твердость его духа, оказал ему великие почести. В мае 1793 года Гавриил назначен Екатеринославским и Херсоно-Таврическим митрополитом, а в 1798 году - Киевским митрополитом. Правда, на Киевской кафедре. Всего 4 года митрополит Гавриил занимал Киевскую кафедру. В 1805 году он вновь уходит на покой и, как уже говорилось, поселяется в Одессе, откуда переезжает в Дубоссары.
В 1806 году началась очередная русско-турецкая война. Русские войска заняли Молдавию. Молдавский господарь Мурузи бежал в Стамбул, а митрополит Вениамин (Костоки) пожелал отправиться на покой. Бэнулеску-Бодони дождался своего звездного часа. В марте 1808 года было определено находившемуся на покое бывшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бодони) «именоваться паки членом Святейшего Синода и оного экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии». С самого начала митрополит Гавриил повел политику, направленную на освобождение молдаво-влахийской епархии от подчинения Константинопольской Патриархии, находившейся в то время в руках фанариотов.
Однако реформы митрополита вскоре были прерваны: в 1812 году был подписан мирный договор с Турцией, по которому часть Молдавии оставалась в Османской империи, а Запрутская Молдавия (Бессарабия) присоединялась к России. Из вновь присоединенных земель была образована новая епархия с кафедрой в городе Кишиневе. Бэнулеску-Бодони принадлежит честь открытия Кишиневской семинарии. В 1814 году было получено разрешение на открытие Бессарабской экзаршеской типографии. Кроме устройства типографии, с именем митрополита Гавриила тесно связаны учреждение бессарабского отделения Российского библейского общества и работа над исправлением молдавской Библии. Известна его позиция в отстаивании особого статуса Бессарабской области. В 1818 году император Александр I посетил Кишинев. Во время визита государь встречался с владыкой и «в самых лестных выражениях благодарил его за благоуспешное сооружение митрополии».
В 1821 году митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони скончался. Его имя сегодня носит одна из центральных улиц Кишинева. Но в одесской топонимике его имя, увы, не значится. Может быть, лишь пока.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.