УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 70 відвідувачів

Теги
секти іконопис Церква і політика церква та політика Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква українська християнська культура монастирі та храми України шляхи єднання милосердя конфлікти педагогіка Голодомор краєзнавство церковна журналістика Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві Президент Віктор Ющенко розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков УГКЦ Католицька Церква Церква і медицина молодь Мазепа Доброчинність Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра Церква і влада автокефалія УПЦ КП церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ забобони діаспора Ющенко вибори






Рейтинг@Mail.ru






«НГ-Религии» (Россия): Визит повышенной сложности. Алексий II собирается посетить Украину



«Интерфакс-религия» / «НГ-Религии», 5 марта 2008 г.

 

Находясь с официальным визитом в Москве, 21 февраля президент Украины Виктор Ющенко встретился с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и пригласил его на празднование 1020-летия крещения Руси, которое пройдет в Киеве этим летом. Как сообщает пресс-служба Московской Патриархии, "приглашение было принято с благодарностью", однако "точная дата визита пока не определена". Если он состоится, то станет первой поездкой Алексия II в украинскую столицу с 1990 года. Нынешний визит обещает стать историческим - но вовсе не из-за условной даты, к которой он приурочен. 1020-летие крещения Руси (дата, конечно, круглая, но по сравнению с 1000-летием того же события, с размахом отпразднованного в 1988 году, кажется не столь значительной) - не более чем повод для того, чтобы устроить масштабное церковно-политическое шоу, которое каждый из его участников будет использовать в своих интересах. Что же произойдет этим летом в Киеве?

28 февраля митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) обсудил подготовку визита Алексия II с главой секретариата президента Украины Виктором Балогой. Не исключено, что в администрации Виктора Ющенко планирующийся визит Алексия II могут использовать для реализации своего проекта создания единой независимой Украинской Православной Церкви. Этой сверхзадаче служили и поочередные переговоры Ющенко с представителями Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), которые проходили в 2006-2007 годах. Однако межцерковные консультации по вопросу православного единства тогда так и не начались. В Московском Патриархате не соглашались садиться за стол переговоров с "раскольниками" без выполнения ими ряда условий. Выступление Виктора Ющенко в роли "объединителя Церквей", подобно Владимиру Путину 17 мая 2007 года, откладывалось все дальше и дальше: украинские Церкви объединяться не хотели. Не дал зримых результатов и визит Виктора Ющенко к Константинопольскому Патриарху Варфоломею I в июне прошлого года. Возможно, теперь украинский президент решил подключить к этому процессу Московского Патриарха: если в 1990 году Алексий II привез для Украинской Православной Церкви автономию, то, может быть, теперь привезет и автокефалию, то есть полную независимость?

Но в Московском Патриархате вряд ли согласятся играть по нотам, написанным в секретариате Виктора Ющенко. Начнем с того, что Алексий II может вообще отказаться от визита, мягко, сославшись на нездоровье или плотный график работы, или жестко, со ссылкой на "сложившуюся ситуацию, которая делает участие Патриарха в торжествах невозможным". Поводом может послужить любой неосторожный шаг украинской стороны, например вмешательство в хозяйственный конфликт вокруг Киево-Печерской лавры. Для того чтобы "испортить праздник", Виктору Ющенко достаточно пригласить на него Киевского Патриарха Филарета (Денисенко), которого в Москве считают самозванцем. Против того, чтобы визит Алексия II состоялся, играют православные националисты с обеих сторон. Русские националисты выступают против любых контактов с Виктором Ющенко, который начал президентскую карьеру под лозунгами оранжевой революции, а их украинские "коллеги", как и восемнадцать лет назад, готовы ложиться под колеса патриаршего автомобиля и скандировать "Геть москальского попа!". Очевидно, подобный прием Алексию II не нужен.

Патриарх едет исключительно к своей пастве и не будет делать громких заявлений ни по церковным, ни по политическим проблемам - похоже, это единственный возможный формат визита Алексия II в Киев, который на сегодняшний день устраивает Русскую Православную Церковь. Это означает, что патриаршая делегация будет всячески уклоняться от разговоров о независимости Украинской Православной Церкви, даже если Алексия II спросят об этом напрямую. Но как долго можно "играть в прятки" подобным образом? Если Алексий II все же поедет в Киев, то ему придется четко обозначать свою позицию по украинской проблеме. Вместе с празднованием 1020-летия крещения Руси в Киеве состоится всеукраинский Собор УПЦ МП. На нем Алексий II не может не выступить. Между тем, по информации "НГР", отдельные представители духовенства УПЦ МП готовы просить автокефалии если не у Московского, то у Константинопольского Патриарха.То, что не слишком афишируемая, но и не скрываемая дискуссия о полном отделении от Москвы между епископами канонической УПЦ идет полным ходом, стало очевидно после Архиерейского Собора 21 декабря прошлого года (см. о нем "НГР" 1 от 16.01.2008). Наконец, по этому поводу счел нужным высказаться митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Это произошло еще до визита Виктора Ющенко в Москву.

Выступая 18 февраля в Варшаве по случаю получения степени почетного доктора Христианской богословской академии, митрополит Владимир прочитал лекцию о современном состоянии Церкви, которую он возглавляет, и ее отношениях с государством. "Все три президента Украины (Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко) были и являются сторонниками создания "единой Поместной Церкви", видя в ней один из механизмов становления и консолидации украинской нации, - заявил митрополит Владимир. - За это время Церковь испытала на себе всю гамму "оттенков влияния": от игнорирования и выталкивания на периферию общественной жизни до предложения статуса по существу государственной Церкви в обмен на те или другие условия. Но в состоянии ли сегодня само государство объективно и обстоятельно ответить себе и православному обществу, для чего ей нужна "Поместная Церковь"? Какими гипотетически могли бы быть его отношения с Православной Церковью с приобретением ею автокефального статуса? Ответы на эти вопросы не озвучивались. Озвучивалось лишь желание, чтобы Церковь такой статус получила".

По мнению митрополита Владимира, украинская автокефалия бессмысленна, если государство само не скажет о себе "я православно". Пока же УПЦ МП не имеет статуса юридического лица, пока ее глава не может совершать богослужения в кафедральном соборе Св. Софии, пока ей в полном объеме не возвращено имущество, отобранное в советский период, об особом статусе православия на Украине говорить не приходится. Да и Конституцию, в которой сказано о светском характере государства, никто менять не собирается. Не предлагая Церкви ничего, украинские власти хотят видеть ее автокефальной. Отношение митрополита Владимира к церковным инициативам Виктора Ющенко неоднозначно: "Президент Украины действительно является сторонником объединения всех православных верующих страны в единую Православную Церковь. Однако, выражая свою позицию по этому вопросу, президент не оказывает систематического политического давления на нашу Церковь с целью канонического разрыва УПЦ с Московским Патриархатом".

Принуждает ли Виктор Ющенко УПЦ МП к диалогу с "раскольниками" или нет - вопрос для серьезной дискуссии. Определенные усилия по "объединению всех православных верующих страны" в УПЦ МП тем не менее предпринимаются. Идут переговоры с УАПЦ, которую возглавляет митрополит Мефодий (Кудряков), началось и обсуждение условий начала диалога с самопровозглашенным Киевским Патриархатом (именно так митрополит Владимир расценил свою встречу с епископом УПЦ КП Димитрием (Рудюком) в декабре прошлого года). Хотя диалог с "самопровозглашенными Церквами" идет с канонических позиций, он вызывает у многих радикально настроенных верующих раздражение. Чтобы урезонить радикалов и утихомирить страсти вокруг готовящегося всеукраинского Собора, УПЦ МП в декабре прошлого года осудила "политическое православие", то есть использование религии в политических целях. Однако страсти вовсе не улеглись. В самой УПЦ МП началось деление по признаку отношения к канонической автокефалии. Все больше православных в России и Украине задаются вопросом: что привезет с собой Алексий II в Киев? Будет ли де-факто Поместная Церковь на Украине независимой и самостоятельной? Как тут не вспомнить Патриарха Тихона, который в ситуации с польской автокефалией сказал: "Если они посмеют это сделать (самочинно провозгласить автокефалию. - "НГР"), то я отниму у них и автономию, как у сынов противления". Но если РПЦ проявит несговорчивость, то инициатива в украинских делах может в недалеком будущем перейти уже к Константинополю...

Павел КРУГ 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.