УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 53 відвідувачів

Теги
Церква і політика забобони Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика Церква і медицина Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор Вселенський Патріархат монастирі та храми України церковна журналістика УПЦ КП Києво-Печерська Лавра постать у Церкві краєзнавство Археологія та реставрація шляхи єднання УГКЦ молодь вибори Священний Синод УПЦ конфлікти педагогіка церква і суспільство Президент Віктор Ющенко розкол в Україні Мазепа Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада Католицька Церква секти милосердя комуністи та Церква українська християнська культура автокефалія іконопис Ющенко діаспора






Рейтинг@Mail.ru






«Вечерние вести» (Украина): Загадки гоголевского «Вия»



«Вечерние вести» (Украина), Сергей Петров, 23.02.08

Беспощадный критик В. Г. Белинский по прочтении этой повести назвал ее... «дивным созданием». Однако упрекнул автора за излишнее предпочтение «демонической фантастики» реальной жизни. И по сей день знаменитое произведение нашего земляка вызывает многочисленные споры исследователей, пытающихся проникнуть в тайну Вия... 

Чертовщина какая-то!

Так уж получилось, что на протяжении многих лет события, связанные с «Вием», в полной мере подтверждают существование «демонической» закономерности, которую трудно объяснить простым совпадением. Хотя «подобное притягивает подобное»! «Классическая» редакция повести 1842 года совпала с изданием романа под красноречивым названием «Мертвые души». А экранизация «Вия» в 1967 году - с «круглой датой» атеистического режима образца 1917 года.

Телепремьера этого «первого советского фильма ужасов» пришлась на пресловутую «пятницу 13» апреля 1991-го! Причем - перед показом программы «Взгляд», вызвав ассоциацию со... взглядом Вия.

А показанный в телепередаче «Куклы» (НТВ) спектакль по мотивам «Вия» и «Мертвых душ» (Чичиков - Березовский, Ельцин - Вий, с фразой последнего: «Поднимите мне веки! Ни хрена, понимаешь, не вижу!») зрители смотрели в канун «демонического» обвала российской валюты 1998 года. Тайны Карадага  В примечании к повести Гоголь признавался, что вся она «есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его, и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Но о таком «народном предании» фольклористам неизвестно! Разве что в «Сказках Верховины» есть одно - «Слуга и царская дочка», с сюжетом о «первой ночи» в церкви по «Вию».

У Гоголя нарицательный персонаж повести - «железный», «начальник гномов», которые первыми в мифологии научились плавить железо в «недрах земли». Поэтому и Вий «весь в черной земле» (черноземе!), с «железным лицом». «Приземистый, дюжий человек». Свод языческих преданий «Книга Коляды» волхвов упоминает гномов и Вия в крымских «Черных горах» (Карадаг) «на берегу Черного моря», как слуг некого «Чернобога», в подземельях которого горел «огонь неугасимый».

Геологи не отрицают, что Карадаг извергался еще в «историческое время», разбрасывая огромные глыбы. «Весь полуостров трясся, как в лихорадке, а море, вздымая свои волны-горы, с яростью наскакивало на берег, словно хотело поглотить сушу». Причем в легенде «Карадаг - Черная гора» упоминается о некоем страшном чудовище, обитавшем в недрах массива. «Книга Коляды» называет его «Черным Змием». Вот его-то «сыном» и был... Вий.

Чудовище, охотящееся на грешников  В 1926 году по личному указанию Ф. Э. Дзержинского в пещеры Крыма была направлена совершенно секретная экспедиция.

Возглавлял ее Александр Васильевич Барченко (1881-1938 гг.), поплатившийся жизнью за то, что увидел в «чернобоговом лабиринте», где и была резиденции Вия, изображавшегося с «огненным бичом» в руке.

Молва утверждала, что у Вия - «тяжкие веки», их держат вилами помощники: «Если Вий подымет веки и глянет на человека - тот умирает». Но сын Чернобога не рискует появляться на поверхности земли днем, при свете солнца и луны - только в безлунные, «черные» ночи. «Улавливая грешников», ходит он по подземным ходам, прорытым по всей Украине - аж до Карпат, Кавказа и даже Урала. Поэтому и встречают во тьме пещер иногда спелеологи «антропоида с горящими глазами». От одного вида которого жутко». Не случайно тому же Барченко в камере смертников дали карандаш и увесистую пачку бумаги, чтобы он обстоятельно изложил на ней «все, что знал о троглодитах крымских». А затем расстреляли.

Рукопись же немедленно спрятали в архив. Но на ее основе были разработаны действенные методики «психотропных» допросов на «подсознательном уровне». Так воздействовал на главного героя повести Вий.

Пьяная смерть  Гоголь не случайно избрал в качестве героя повести воспитанника киевского Братского монастыря по имени Хома («Фома неверующий»!). Этот семинарист придерживался «мирской» философии: «чему быть, того не миновать». Хотя, по идее, должен был «нести Евангелие в массы».

Вот Гоголь и решил проверить его веру, руководствуясь максимой Христа «по вере вашей да будет вам» (Мф., 9:29). Увы, без пяти минут богослов оказался слаб «в вере», как и его библейский прототип. Когда на деле пришлось столкнуться с «демонической фантастикой», он не нашел ничего лучшего, как перед первой ночью чтения Священного Писания «подкрепить себя доброю кружкою горелки», а на третью ночь «вытянул на пару с приятелем немного не полведра сивухи».

В таком состоянии едва ли не «белой горячки» Хома и встретил свою смерть -«дух из него вылетел от страха». Не зря говорят, что «у страха глаза велики», если нет веры в Бога. В этом и есть назидательный смысл повести Гоголя.

Дело было под Киевом

Тем более что действие ее происходит в «богомольном» Киеве и вокруг него. В самом деле, внимательный читатель обнаружит, что Гоголь хронологически (июль) и топографически (Киевщина) точно «привязал» сюжет повести к городу, в котором официально была принята 1000 лет назад доктрина «спасения души человеческой». Так, панночка-ведьма была «дочкой одного из богатейших сотников, хутор которого находился в 50-ти верстах от Киева. После судьбоносной встречи с ней Хома очутился километрах в 20-ти от Киева - «вдали блестели главы киевских церквей». Следовательно, избитая им ведьма шла до дому 30 км!

Поместье ее отца находилось у южного подножья крутой горы Киевского плато.  Стоит открыть физическую карту Киевской области, чтобы убедиться, что речь идет об Обуховско-Васильковской лесостепи ХVII века. С «рядами селений» и горами вдоль берега Днепра. Именно здесь, на расстоянии 50 км к юго-западу от Киева близ реки Стугна возвышается на 214 м изрезанный временем горный массив. Уж не тут ли был «хутор сотника»?

Последний, несмотря на свое богатство, «мало заботился о Боге и о душе своей». Ветхая церковь его с ветхой оградою недвусмысленно свидетельствовала о «безбожности» этого представителя украинского «панства».

«Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Высокий старинный иконостас показывал глубокую ветхость, позолота в одном месте спала, в другом почернела; лики святых, совершенно потемневшие, глядели как-то мрачно». Храм Божий не был намолен!

О чем умолчал Гоголь

Описав печальный конец Фомы Неверующего, Гоголь намекнул на «духовный кризис» нашей цивилизации. Трудно представить, но он даже предрек в одном письме «гибель людей за металл» в США!

Вот и герой повести «положил душу свою» на «чистые (!) червонцы». Эту «черную магию денег» (вспомните «Ночь накануне Ивана Купала»!) и разоблачал, как мог, Гоголь. Писатель Д. С. Мережковский в книге «Гоголь и черт» (1906 г.) рассказал, что в своем разоблачении «бесовщины» Гоголь столкнулся с целенаправленной «черной магией» в современном ему обществе. Поэтому он хорошо знал «Требник Петра Могилы» с формулами «практической магии». Почему Хома и чертит «магический круг», надеясь больше на него, чем на веру в Христа.

«Слабый духом» Хома и «пропал ни за что», оттого что боялся «запредельщины». Не подозревая, что, как писал Гоголь по этому поводу в статье «Страхи и ужасы», ад «внутри нас самих, а не вне».

Уловка Вия в том и состояла, чтобы Хома сам показал свою «слабину». Оказывается, Вий не выносит взгляда человека «сильного духом» (кстати, эта «игра в гляделки» известна даже детям!). Почувствовав боязнь Хомы, Вий и приказал «Подымите мне веки!» И хотя «внутренний голос» шепнул Хоме «не гляди!», тот, «маловерный», не удержался и «глянул»-таки, хоть и искоса.

Вот по этому блеску глаз охваченного страхом «прячущегося грешника» Вий и определил его местонахождение: «Вот он!»

А что же «осталось»? Осталась «крылатая фраза» конца повести: «у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, ведьмы».

Подтекст этой фразы в том, что до принятия христианства Киев слыл своего рода «университетом ведьм» (в пер. с санскрита «знающих»). И по месту обучения их даже называли... «киевицами»! Не зря первый муж Ахматовой, Н. С. Гумилев, «за глаза» называл ее «ведьмой из Киева».

Жертвы Вия

Среди артистов существует примета, что нельзя играть роли в следующих спектаклях: «Макбет», «Мастер и Маргарита» и... «Вий». В чем убедилась актриса Наталья Варлей, сыгравшая в фильме панночку-ведьму. Зловещая примета дала о себе «знать» уже на съемках «второй ночи».

В сцене с «летающим гробом» Варлей на большой скорости выпала из него и получила сотрясение мозга. А после окончания съемок тяжело заболела. После болезни амплуа «панночки» ее долго преследовало, да и обстоятельства личной жизни складывались роковым образом: погиб муж, известный сын известных в кинематографе родителей.

«За эту роль я уже покаялась, - сказала Варлей в одном из своих интервью, - получила в церкви прощение, и твердо уверена, что нельзя заглядывать туда, куда смертным вход запрещен!» Если только ты, конечно, «маловерный», добавил бы я. Ибо не без этой причины трагически оборвались жизни одного из режиссеров фильма и оператора. 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.