УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 121 відвідувачів

Теги
діаспора Предстоятелі Помісних Церков іконопис Доброчинність Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко забобони Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація секти педагогіка Ющенко Києво-Печерська Лавра українська християнська культура церква і суспільство УПЦ КП Церква і медицина розкол в Україні молодь милосердя конфлікти краєзнавство постать у Церкві монастирі та храми України церква та політика шляхи єднання вибори Церква і влада Мазепа комуністи та Церква Церква і політика Католицька Церква церковна журналістика УГКЦ Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






Святитель Григорий Палама



Во второе воскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, бывшего архиепископом города Фессалоники (совр. Салоники, Греция) и оставившего после себя замечательное богословское наследие, за что Церковь и прославляет его в этот день особыми песнопениями.

Святитель Григорий родился в 1296 году в Малой Азии. Во время нашествия турок семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе императора Андроника II Палеолога. Отец св. Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика.

Император хотел видеть юношу в будущем государственным деятелем, но Григорий, едва достигнув 20-ти лет, удалился на Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где принял монашеский постриг. Спустя несколько лет, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители начал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию. После того как в XI веке в трудах прп. Симеона Нового Богослова были подробно описаны внешние приемы сосредоточенной молитвы, их усвоили афонские подвижники. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. исихия - покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. Подвижники на высших ступенях духовного совершенствования сподоблялись видения нетварного света - сияния славы Божией, того света, который видели апостолы во время Преображения Господня на горе Фавор.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии (Италия) приехал ученый монах Варлаам. Побывав на Афоне, он познакомился с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

На защиту молитвенного опыта подвижников встал Григорий Палама, к тому времени уже бывший архиепископом Фессалоник. Святой Григорий изложил свои доводы в богословском труде Триады в защиту священно-безмолвствующих. К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый Святогорский томос. Основное положение учения св. Григория состоит в том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в нетварных энергиях, которые пронизывают тварный мир и доступны восприятию. Очищенные подвигом православные подвижники могут приобщаться к Богу в Его энергиях. Термин энергия не следует понимать в его современном вульгаризованном смысле (как его используют различные экстрасенсы). Греческое энергиа буквально означает действие, проявление Бога в творении.

Св. Григорий старался защитить православное понимание спасения. В православной традиции под спасением понимается не юридический акт «снятия вины», но внутреннее перерождение, исцеление человека и соединение его с Богом, что отцы единогласно называли обожением. Невозможно соединиться с Богом без Бога. Если отвергать возможность реального причастия Богу (что делал Варлаам), то и спасение становится попросту невозможным. Таким образом, споры о природе фаворского света были не отвлеченными богословскими рассуждениями, но касались главного содержания нашей веры. Одержав победу на Соборе 1341 г., св. Григорий тем самым отстоял чистоту православной веры.

Священник Андрей Дудченко