УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 73 відвідувачів

Теги
розкол в Україні монастирі та храми України конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП автокефалія УГКЦ Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика Вселенський Патріархат Ющенко молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну діаспора Доброчинність забобони вибори Католицька Церква Церква і політика краєзнавство Президент Віктор Ющенко педагогіка Мазепа українська християнська культура Священний Синод УПЦ Церква і медицина постать у Церкві секти шляхи єднання Церква і влада іконопис Голодомор Археологія та реставрація комуністи та Церква милосердя церковна журналістика Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II церква і суспільство






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): "Приходите ко мне как к живому"



«Донецкий кряж» (Донецк), Ольга Стретта, 11.01.2008

Жизнь замечательных людей

Когда ступаешь на территорию Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, почти мгновенно в душе воцаряются мир и покой. Все проблемы и заботы остаются за оградой обители, в бушующем море житейских страстей. А здесь, на островке любви и света, благодать Божия витает в воздухе и чувствуется физически. Люди, регулярно совершающие паломничество в святое место, знают, что это - свет той великой любви к ближнему, которой жил основатель обители - схиархимандрит Зосима. Многие получили помощь старца при его жизни. И сегодня, спустя пять лет после ухода батюшки в вечность, он слышит просьбы нуждающихся, молится за них Господу - и происходят чудеса.

В миру схиархимандрита Зосиму звали Иван Сокур. Он родился 3 сентября 1944 года. Отец мальчика был из донских казаков и погиб на фронте в том же году. Мама, Мария Ивановна, простая крестьянка из Винницкой области, была глубоко верующей и благочестивой. Свое вдовство она приняла со смирением. Мужественно перенесла и арест «за религиозную пропаганду». Большевики из доноса «сознательных» людей узнали, что женщина посещала тайные ночные богослужения монахинь, живших в их селе. Поэтому будущий исповедник православной веры родился в тюремной больнице в деревне Косолманка Свердловской области. Малыша крестили три раза. Сначала таинство мирским чином совершила верующая женщина, так как в те времена было очень трудно найти батюшку. Потом - благочестивый дедушка, утверждавший: «Не бабье это дело детей крестить». Третий раз уже подросшего младенца опускал в купель священник в церкви. Мария Ивановна хотела назвать сына Фаддем в честь апостола, память которого православные чтят 3 сентября. Но прозорливый старец из Киево-Печерской лавры схиигумен Кукша, которого попросили помолиться за благочестивую семью Сокур, благословил назвать малыша Иоанном, так как с древнееврейского это имя переводится как «благодать Божия».
Детство Ванечка Сокур провел в Авдеевке, где нашли пристанище после тюрем и ссылок монахини Иоанновского монастыря, духовные чада святителя Иоанна Кронштадтского. Одна из них, Антонина, родная сестра Марии Сокур, помогала ей воспитывать сына. Мужественные женщины собирались на тайные ночные моления. Закрыв окна и двери подушками и одеялами, пели вечерню, утреню, акафисты. По возможности мама носила малыша в храм и, завернутый в пеленки, он тихонько лежал на лавочке, слушая пение. Первое слово, которое мальчик четко произнес, было «Аллилуйя».
К семи годам Ваня свободно читал на церковно-славянском языке. Со всей строгостью соблюдал посты. Много трудился, помогая матери и тете по хозяйству. Первые серьезные испытания начались в школе. Ребенок, выросший в атмосфере любви, доброжелательности, душевного тепла и благочестия, столкнулся с воинствующими атеистами. Попытки перевоспитать мальчика проваливались. Оголтелая пропаганда учителей-богоборцев разбивалась о нерушимую стену веры в Бога. Духовной силы мальчика хватало, чтобы противостоять откровенной травле, организованной учителями. Он выдерживал и шестичасовые воспитательные беседы с директором школы, и визиты комиссий в дом. Круглый отличник, писавший образцовые сочинения, продолжал ходить в храм Божий. Коммунисты приказали священнику, отцу Алексию, не пускать Ивана на службы, угрожая увольнением и закрытием церкви. Поэтому подросток пробирался к храму через огороды, приходил за два часа до богослужения и прятался под лестницей.
Когда Иван учился в 9-м классе, в Авдеевский храм пришел служить протоиерей Димитрий Пеков, ревностный проповедник и молитвенник, чей путь еще до рождения предсказал батюшка Иоанн Кронштадтский. Сестер Марию и Антонину он благословил печь просфоры, а Ивана взял пономарем в алтарь.
Юноша с детства мечтал стать священником. Окончив в 1961 году школу с золотой медалью, он попросил у отца Димитрия благословения на поступление в семинарию, но священник посоветовал для начала приобрести профессию ветеринара. Только после того, как Иван год проработал по специальности, изучил жизнь простого народа изнутри и приобрел опыт, батюшка Димитрий сказал: «А теперь пора и Богу послужить. Иди в лавру!» Юноша с радостью отправился в обитель преподобных Антония и Феодосия Печерских, где в то время жило много опытных старцев.
Духовным отцом послушника Ивана Сокура стал схиигумен Валентин, дерзновенный молитвенник и великий прозорливец. Предвидя судьбу духовного чада, старец предостерег будущего чудотворца от соблазнов и искушений. Например, он говорил молодому послушнику: «Тебе 13 раз будут предлагать епископство, а единожды - быть главой Русской Православной Церкви в Японии. Отказывайся - это не твой путь. Твой путь - быть рядовым сельским батюшкой». Это предсказание исполнилось в точности: последний, 13-й, раз отцу Зосиме предлагали епископство в 1997 году.
Иван Сокур стал свидетелем того, как коммунисты закрывали Киево-Печерскую лавру. Под вымышленным предлогом капитального ремонта в святое место нагрянули сотрудники КГБ. Монахам сообщили, что их временно переселяют в Почаевскую лавру. Но старцы знали, что никогда не возвратятся в Киев.
После закрытия Киево-Печерской лавры юноша определился послушником в Свято-Духовский скит Почаевской лавры. А когда закрыли и его, для Ивана Сокура пришло время поступать в семинарию. Преодолев многочисленные мирские соблазны, в том числе и внимание со стороны поклонниц, Иван стал студентом Ленинградской духовной семинарии, которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословских наук. Тогда же исполнилась еще одна его мечта: 3 июня послушника постригли в монашество с именем Савватий. Через шесть дней новопостриженного рукоположили в сан иеромонаха. При совершении таинства митрополит Никодим пожаловал молодого священника золотым крестом, что в те времена было уникальным явлением. Но из скромности батюшка долгое время носил простой иерейский крест. Он не мечтал о карьере ученого богослова или о преподавании, а хотел отдать свой разум и сердце делу спасения человеческих душ. Отец Савватий никогда не выпячивал свой ум и образованность, не любил вести разговоры о высоких материях, повторяя слова преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного».
После окончания академии иеромонах Савватий был направлен в Одесскую епархию, в Свято-Успенский монастырь. Но в скором времени молодой священник получил печальное известие: у его мамы обострилась астма. Пожилая женщина страдала от тяжелых приступов, а рядом не было никого из близких. Батюшка Савватий написал прошение о переводе в Ворошиловградско-Донецкую епархию и 25 декабря 1975 года был определен на место настоятеля в храм св. Александра Невского в поселке Александровка Марьинского района, где прослужил 10 лет. Сначала привел в порядок полуразрушенную сельскую церковь, сделав внеш-ний и внутренний ремонт храма, построил паломническую трапезную, крестилку, обновил иконостас, обустроил церковный двор. Между длинными монастырскими службами (утренней - с шести до двенадцати и вечерней - с 17 до 22 часов) он исполнял различные требы: крещение, венчание, отпевание, освящение - и никогда не брал за это деньги. «Пусть сто человек не заплатят, зато Господь пошлет одного, который все покроет», - говорил священник.
Всем страждущим священник оказывал духовную и молитвенную помощь. Сила молитвы отца Савватия была такой, что одним словом он изгонял бесов из духовно больных людей. Однажды во время службы в храм зашла женщина и вдруг начала кричать и лаять. Батюшка вышел из алтаря и говорит: «Бес, что ты мне мешаешь служить? Я Богу служу, замолчи сейчас же!» Несчастная тут же успокоилась и тихо простояла у стеночки до конца богослужения. В другой раз отец Савватий помог 16-летней девушке, одержимой злым духом. Приложившись к иконе и взмахнув посохом перед ее лицом, сказал:
- А ты откуда здесь взялся? А ну-ка выходи отсюда
Подобные случаи, когда бес оставлял человека только от одного слова подвижника, можно найти только в жизнеописании святых.
Пастырское служение старца оценили в епархии. В 1977-м батюшку наградили наперстным крестом. В 1980-м возвели в сан игумена. В 1983-м наградили орденом преподобного Сергия Радонежского, в 1984-м - палицей.
Отреагировали и КГБэшники, посчитав пастырское служение старца религиозной пропагандой. Однажды за отцом Савватием приехали люди в штатском и увезли в тюрьму. Старца не сломили ни побои, ни психологический измор. Вынес он и изощренную пытку под названием «музыкальная шкатулка». Человека сажали в камеру без единой лампочки и окошка, со стенами, обитыми резиной, через которую просачивалась тихая угнетающая музыка. Кромешная тьма и удручающая мелодия так действовали на заключенных, что уже через сутки они теряли рассудок. Игумен Савватий провел в «музыкальной шкатулке» три дня. Иисусова молитва только укрепила его духовно. Следы истязаний за веру остались на теле батюшки. Обострилось рожистое воспаление ног и открылись глубокие раны, над спиной возвысился горб, очень болели отбитые легкие, но от этого вера отца Савватия стала только сельнее, а молитва - пламеннее.
Товарищи из органов выбрали иную тактику борьбы. Батюшку переводили с одного прихода на другой, стремясь упрятать в самую глушь. В конце 1987 года священник был определен настоятелем Свято-Васильевского храма села Никольское Волновахского района. Взору отца Савватия и приехавших с ним духовных чад предстала унылая картина. Полуразрушенный, заброшенный храм с фанерной доской вместо иконостаса, прямо у входа туалет и свалка. Рядом дом священника - горелый деревянный сарай с вросшими в землю окнами и полчищами крыс внутри.
Всю зиму игумен Савватий служил в неотапливаемом храме в валенках. Израненные ноги начали сильно болеть. Часто поднималась высокая температура. Руки примерзали к Святой Чаше. Весной закипела работа по восстановлению храма. За лето построили крестилку, трапезную, приобрели новый иконостас. Буквально за несколько дней возвели дом для священника. Работало почти сто добровольцев, каждый кирпич клали с молитвой.
В 1990 году отца Савватия возвели в сан архимандрита, а в 1992-м постригли в великую схиму под именем Зосима. У старца было очень много работы на ниве духовного воспитания. О схиархимандрите Зосиме знал весь православный мир. Ежедневно у его дома стояла очередь из желающих попасть на прием. Батюшка, как утешитель страждущего человечества, щедро делился Божественным светом, пламеневшим в его душе. Благодатной прозорливостью указывал человеку Божию волю, молитвой исцелял душевные и телесные язвы.
Вот лишь несколько реальных случаев. Женщина из Сергиева Посада приехала к отцу Зосиме взять для своего отца благословение на операцию по удалению ущемленной грыжи. Диагноз вынес консилиум врачей. Выслушав гостью, старец неожиданно сказал:
- Да никакой грыжи у него нет!
Вернувшись домой, женщина обнаружила, что ее отец совершенно здоров. А через некоторое время ее сын упал с горки. Образовалась гематома, удалить которую можно было только при операции. История повторилась. Женщина приехала в Никольское на прием к батюшке Зосиме и услышала вместо благословения:
- Да никакой гематомы у него нет!
Врачи, делавшие повторный рентген, извинялись, решив, что первый раз попалась бракованная пленка.
Шестилетнего мальчика из Львова батюшка исцелил от серьезного вирусного поражения иммунной системы. Отступали перед силой молитвы старца и врожденные патологии младенцев.
С каждым человеком схиархимандрит говорил как с равным, на его уровне. И с ребенком, и с простым крестьянином, и с ученым или политиком.
В 1998 году отец Зосима пережил клиниче-скую смерть, после чего пересмотрел свое мнение о строительстве монастыря. Раньше старец об этом и не думал. Его созидательная деятельность концентрировалась на строительстве новых храмов. По благословению батюшки в Донбассе возведено около десяти храмов, среди которых: Иоанна Воина, Александра Невского, Иверской иконы Божией Матери, Агапита Печерского. А выйдя из реанимации, после того как побывал на пороге небесной обители, схиархимандрит решился возвести на земле райский уголок для земных ангелов, как называют монахов.
Ходить батюшка Зосима уже не мог. Впечатляющим фронтом работ руководил, объезжая строительные площадки на инвалидной колясочке, с молитвой. Живший на гемодиализе, схиархимандрит по-прежнему принимал страждущих. Нашлись благодетели, подарившие монастырю аппарат искусственной почки, и старец мог реже ездить на сложную процедуру в больницу им. Калинина. Он продолжал совершать богослужения. Часто отдыхал лишь два часа в сутки. Даже с высокой температурой принимал посетителей, иногда до полуночи.
Батюшка не был фанатом и советовал мирянам быть умеренными в молитве. Отец Зосима всегда оставался ревнителем православной веры и всеми силами противостоял натиску раскольников.
С 2000 года отцу Зосиме становилось все хуже и хуже. Весь 2001 год старец провел в реанимации. В обитель его привозили на день-два только на великие праздники. Он ушел в мир иной 29 августа 2002 года. Предвидя свою кончину, старец говорил: «Приходите ко мне как к живому». По сей день люди молятся на могиле отца Зосимы, над которой построена часовенка.
(В статье использованы факты из книги об о. Зосиме «Любовь превыше всего»).

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.