УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 93 відвідувачів

Теги
милосердя Церква і медицина постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан) педагогіка УПЦ КП Голодомор Вселенський Патріархат церковна журналістика церква і суспільство конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство вибори іконопис Церква і влада діаспора Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони Києво-Печерська Лавра церква та політика Священний Синод УПЦ автокефалія молодь УГКЦ Доброчинність монастирі та храми України комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква шляхи єднання Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко розкол в Україні Мазепа українська християнська культура секти Патріарх Алексій II Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Вечерний Луганск»: Христианская этика в школе или кто и чему будет учить детей?



«Вечерний Луганск», Виталий Дорофеев, 20 февраля 2008 года, "Ирта-Fax", 18 марта 2008

Украинская школа отделена от церкви. Однако «Для совершенствования отношений государства и церкви» Президент Украины еще в 2005 г.рекомендовал ввести в украинских школах обязательную дисциплину «Христианская этика». В этом году Виктор Ющенко повторил свое пожелание сделать христианскую этику обязательным школьным предметом уже с 1 сентября этого года. Министерству образования и науки Украины поручено подготовить программы и кадры, но в этом учебном году детей еще не обяжут посещать дисциплину: изучение религиозного предмета пока остается на усмотрение родителей.

Светская этика, которая сейчас преподается в школах, сильно отличается от христианской. Светская этика - это знание, а христианская - воспитание. Моральные стандарты изменчивы: 50 лет назад считалось, что гомосексуализм - это плохо, сейчас вам «и по телевизору скажут», что это нормально и ничего страшного. Светская этика изменчива, она подстраивается под дух этого мира. Христианская - базируется на морали, которая пришла от вечного и неизменного Бога.

Однако Бог славян-православных, наследовавших знание о Нем из рук самих апостолов (на берега Днепра в начале нашей эры пришел сам Андрей Первозванный), - это одно. Этика, скажем, мормонов, выдуманная в 19 веке одним человеком, который учит собирать души среди списков умерших и иметь несколько жен - другое. Какую этику мы встретим в школе?

В Восточноукраинском национальном университете им. Даля уже не первый год работает кафедра религиоведения. Одна из сфер занятости ее выпускников - как раз преподавание в школе дисциплин, связанных с религией. Кафедра гордится тем, что ее студенты - одни из самых интеллектуальных и прилежных в университете. Однако в связи с изменившимися условиями приема в вузы в 2008 году у руководства кафедры и факультета появилось опасение, что сюда могут попасть случайные люди.

В этом году прием будет вестись по независимому внешнему тестированию. Однако у вуза есть возможность принять до половины абитуриентов в первую очередь, если они квалифицируются как «профессионально ориентированные». Поэтому на кафедре был созван круглый стол, на котором присутствовали представители различных религиозных конфессий Луганска. Декан философского факультета пани Суханцева обратилась к ним с просьбой рекомендовать кафедре своих прихожан, желающих учиться в вузе, - людей, так сказать, проверенных, желающих связать свою жизнь с религией.

Приглашенные вежливо выслушали речь декана, но нельзя сказать, насколько поняли основную мысль, поскольку одной из самых горячих обсуждаемых тем стала проблема курения студентов - ее поднял, кстати, пастор харизматической секты «Посольства Божия».

Мы же были озабочены главной проблемой - кто же будет преподавать в школах предмет «Христианская этика»? Люди, прошедшие по квоте последователей Сандея Аделаджо, мормоны, баптисты - кто будет воспитывать детей в крепкой вере православной? Для уточнения этого вопроса мы обратились к заведующему кафедрой религиоведения Владимиру Исаеву.

 

- Владимир Данилович, почему из православных конфессий на встрече были лишь представители УПЦ Киевского патриархата, но не было Московского патриархата, да и униаты, у которых в Луганске, правда, всего один приход, отсутствовали?

- Греко-католики должны были быть, тем более настоятель их церкви отец Михаил - наш студент. Но у него плохо со здоровьем. То, что его не было, не страшно, потому что он знает всю ситуацию изнутри. Что до Московского патриархата - мы подумали и решили во избежание конфликтов провести с ними встречу отдельно. Мы не ставим вопрос о переходе в другую веру, а по догматическим вопросам можно спорить до бесконечности. УПЦ-МП - самая влиятельная и многочисленная конфессия, и у нас хорошо налажены контакты.

- А вы человек верующий? Православный?

- Да. Православный.

- На встрече присутствовали в подавляющем большинстве пасторы сектантских общин, в том числе - деструктивных направлений. Как это понимать...

- Мир нужно принимать таким, какой он есть. Мало ли, что нам не нравится. Это у нас привычка еще старых времен. Я считаю - все, что ни делается в мире, делается по воле Божьей. Иисус мог прийти царем в этот мир, и всех заставить верить. Но образ Божий - это свобода.

- Православная церковь не учит терпимости ко всем религиям, принимать «и то, и это»... Это же не буддизм!

- Это неправда. Бог есть любовь, а любовь без веротерпимости невозможна. Я, как православный, считаю свою веру единственно верной - и это доказуемо, потому что Православная церковь - самая консервативная. Учение неискаженным дошло до нас от апостолов. Но это не означает, что я в каждом человеке должен видеть своего врага.

- Но если бы апостолы в свое время не несли активно учение Христа, попирая язычников, оно бы не распространилось так широко и быстро. А вы, проводя такие круглые столы, облегчая доступ сектам к образованию, к рычагам влияния на общество, словно способствуете распространению ересей. А потом эти люди пойдут учить детей в школах...

- Если бы я работал в частном вузе и у меня был православный меценат - это было бы одно. Мы же - государственный вуз, и должны быть законопослушны. В Конституции записано равенство всех религий.

- На встрече звучало сомнение - есть ли смысл изучать богословие в светском ключе?

- Это вечная проблема. Она постоянно поднимается. На мой взгляд, должны быть теологи внутриконфессиональные, и отдельно - светские, изучающие религию не только изнутри, но и наблюдающие взаимосвязь общества и разных конфессий. Изнутри это сделать невозможно. Есть примеры светских богословов, например - Шпет в русской философии.

- После инициативы Президента Российской федерации о введении изучения основ духовной культуры в школах было бурное обсуждение. Большой резонанс вызвало письмо группы русских академиков, осуждающих «церковное мракобесие», и были доводы в защиту идей Президента. На мой взгляд, самым компетентным было мнение - все в России, независимо от вероисповедания, должны учить именно православную этику, и это не ущемляет ничьих прав. Православная вера и культура являются стержневой в России, и человек любой нации и веры, если хочет жить в этой стране, должен ее изучать.

- Эта точка зрения мне лично импонирует. Но в Украине ситуация сложнее. Во-первых, у нас Ющенко, а не Путин. Вы можете представить, чтобы Путин на Пасху посетил подряд несколько церквей различных конфессий? Чтобы в центральном соборе, в Кремле состоялось общее моление, в том числе и с представителями деструктивных сект? Инославие на Украине пустило очень глубокие корни. Нет более либерального законодательства в этом отношении, чем в Украине. Во Франции, классической Европейской стране, но на высшем законодательном уровне там запрещены секты. У нас же, если мы с вами пригласим третьего и захотим зарегистрировать сатанинское общество, оно будет действовать.

В одно время, когда развивалась партия «Держава», проводились в Луганске регулярные встречи по духовности. Я был на нескольких, но потом мои выступления стали так перекручиваться в газетах, что я отказался. Журналист хочет сенсации и защищает точку зрения самого вредного для людей, сектанта. Если мы заговорим о гомосексуалистах, то все СМИ как один примутся их защищать.

- Предмет, который будет изучаться в школе - «Основы христианской этики». Но если православие учит нестяжательству, то для протестантских направлений - все наоборот. И все это - христианство. В его рамках существует масса идей, чуждых нам. Как можно все это объединить, тем более - преподавать детям в школе?

- Я на факультете призываю ставить во главу угла православие, а в остальном - сообщать: есть и другие точки зрения.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.