УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 59 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика діаспора Священний Синод УПЦ шляхи єднання українська християнська культура вибори церква та політика забобони краєзнавство Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні Археологія та реставрація молодь Києво-Печерська Лавра конфлікти УПЦ КП Президент Віктор Ющенко Церква і медицина монастирі та храми України церковна журналістика постать у Церкві Церква і влада Митрополит Володимир (Сабодан) Голодомор Доброчинність Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков педагогіка УГКЦ церква і суспільство Ющенко комуністи та Церква автокефалія іконопис Вселенський Патріархат милосердя секти






Рейтинг@Mail.ru






Преподобный Иоанн Синайский



История не сохранила нам точное время жизни преподобного Иоанна Лествичника. Известно только, что умер он в середине VII века. В ранней молодости Иоанн пришел на Синай, где и провел практически всю жизнь. Уже в глубокой старости братия избрала его игуменом Синайской горы. Как раз в это время преподобный Иоанн написал свой главный труд - Лествицу - книгу, в которой систематически описывается монашеский путь как восхождение по ступеням духовного совершенства.

Образ лествицы (рус. лестницы), несомненно, происходит от Лествицы Иакова, которую ветхозаветный патриарх увидел на пути в Харран: лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт. 28:12). Главная мысль книги прп. Иоанна - постепенность, последовательность в подвиге. Лествица написана простым, доступным языком и исходит из глубины личного опыта старца. Опираясь на аскетическую традицию «богодухновенных отцов», прп. Иоанн использует также народные поговорки, житейские образы и сравнения. В течение веков Лествица оставалась любимым чтением не только для монахов.

Христианское отвержение мира, по мысли прп. Иоанна, должно совершаться ради того, что выше мира: это борьба не против, но за. Важно не презрение или равнодушие к миру, но устремление к Богу. На пути к Царству Божию подвижничество является не целью, но средством; подвиг завершится тогда, когда явится Христос во славе.

Не следует думать, что подвижничество, как считают многие, удел только монахов. Цель - соединение с Богом - одна у всех христиан. Соответственно, плоды подвига необходимы каждому. Аскетический путь - путь утверждения, не отрицания, исправления, но не разрушения; он создает поистине прекрасного человека. Поэтому подвиг - не удел христианской «элиты», а призвание для каждого, что помогает раскрыть нашу собственную природу.

Ближайшая цель христианского подвига - достижение бесстрастия. То состояние, когда человек, как трава на ветру, колеблется от движения «самовластных страстей», невозможно признать ни нормальным, ни свободным. Подвиг помогает нам освободиться от тирании страстей. И по мере восхождения по лествице духовного совершенствования человек стяжает внутренний мир и тишину.

Предел всякого подвижничества - состояние священного безмолвия, стройность внутренней и внешней жизни, бдительность сердца и непрестанная молитва. Подвижник предстоит пред Богом и соединяется с Ним. «Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину Таинств...» Описывая последние ступени восхождения, прп. Иоанн становится скуп на слова, говорит сдержанными афоризмами: здесь изнемогает всякое слово. Вершина Лествицы скрывается в небесных высотах.

Священник Андрей Дудченко