УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 97 відвідувачів

Теги
педагогіка забобони Доброчинність комуністи та Церква милосердя конфлікти церковна журналістика УПЦ КП краєзнавство церква та політика автокефалія шляхи єднання Вселенський Патріархат іконопис секти УГКЦ вибори Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра Предстоятелі Помісних Церков Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі діаспора розкол в Україні Ющенко Католицька Церква українська християнська культура Церква і політика постать у Церкві молодь монастирі та храми України Церква і медицина Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко Мазепа церква і суспільство Патріарх Алексій II Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






«Благовест-инфо» (Россия): Религиоведы Украины, Казахстана, Армении выступают за толерантность как основу изучения религий



«Благовест-инфо» (Россия), Юлия Зайцева, 04.04.2008

В сложных условиях поликонфессиональности, которые характерны для многих стран бывшего СССР, необходимо  положить принцип толерантности в основу  изучения религий в системе школьного и вузовского образования. Этот тезис был общим в докладах религиоведов из Украины, Армении и Казахстана, которые выступили на международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт», состоявшейся недавно в РГГУ.

Ситуация с изучением религий на Украине заметно отличается от российской. Как рассказал профессор Анатолий Колодный, руководитель Отделения религиоведения  Института философии Академии наук Украины,  в государственных вузах Украины предмет «Религиоведение» обязателен для всех; есть факультеты, где выпускник получает параллельно богословское и религиоведческое образование. Преподают в государственных вузах не только светские ученые, но и священнослужители. Отмечая снижение числа воскресных школ, ученый обнаруживает новую тенденцию: «Батюшки разленились, хотят прийти в готовые школьные классы и институтские аудитории». Докладчик также считает, что Церковь решает за счет светского образования проблему трудоустройства выпускников своих религиозных учебных заведений (а их на Украине всего 192, из них половина - протестантские, и лишь 40, но зато с половиной всех учащихся - православные).

Что касается школьного преподавания религии, то общественная дискуссия о введении в школе курса по христианской этике только начинается, в отличие от России, где это обсуждение длится уже 10-12 лет. По словам А.Колодного, импульсом для дискуссии стало предложение президента Украины В.Ющенко ввести в школах предмет «Этика веры» -- сколь неожиданное, столь и неопределенное. В ответ был создан учебник «Христианской этики», в котором, по замечанию выступавшего, «плохо говорится о других религиях», а преподавание по нему «нарушает принцип светского образования». Наиболее активными сторонниками такого преподавания оказались представители Греко-Католической Церкви, которая, как считает А.Колодный, в некоторых районах, особенно в Галиции, уже превратилась в «тоталитарную церковь: охвачены детский сад, школа, уже капелланы в вузах есть, в армии». Исследователь негативно оценивает такое «хождение Церкви в школу», утверждая, что священнослужители используют эту возможность как «эффективное средство решения в свою пользу вопросов межцерковного противостояния».

Кроме того, он уверен, что преподавание «Христианской этики» не сможет повлиять на повышение уровня нравственности в обществе: «Христианство уже давно у нас стало открытым, а аморальность в обществе только возросла».

А.Колодный и его коллеги убеждены, что в системе государственного образования имеет право быть только религиоведческое образование, обеспеченное специалистами-религиоведами. Это образование должно быть «сориентировано  на толерантизацию  межконфессиональных отношений, на обеспечение единства страны», однако эта потенциальная функция религиоведческого образования, к сожалению докладчика, игнорируется властями.

О том, с какими сложностями сталкивается изучение религии в школах Армении, рассказала научный сотрудник Института археологии и этнографии Армении Грануш Харатян. По ее словам, в школах Армении уже в течение 5-6- лет практикуется курс «История Армянской Апостольской Церкви (ААЦ)». Он построен таким образом, что первые два года школьники изучают основы христианства вообще, а далее - политическую историю Армении, которая была нераздельно связана с историей Церкви. Однако этот курс встретил серьезную критику в обществе: как со стороны светской интеллигенции, которая говорит о нарушении принципа светскости образования, опасается роста клерикализации  армянского общества, так и со стороны протестантских церквей, которые выступают против моноконфессиональности курса.

Между тем, исследуя современную религиозную ситуацию в Армении, ученые обнаружили, что последователи небольших по сравнению с ААЦ религиозных групп (протестанты разных деноминаций, мормоны, Свидетели Иеговы и даже «новые язычники») «намного грамотней», чем последователи ААЦ. Причину докладчица видит в «практическом отсутствии  планового религиозного обучения» в ААЦ, а также в том, что ее последователи в большей степени воспринимают ААЦ как символ национальной идентичности, чем религиозной. У других же групп религиозная идентичность превалирует над гражданской и национальной, заметила Г.Харатян. Такую «этнизацию» религии исследовательница считает во многом закономерной для стран постсоветского пространства, в том числе - для Украины.

Г.Харатян по-своему интерпретировала резкие оценки, которые дал толерантности прот.Всеволод Чаплин, выступая на этой же конференции днем раньше. «Не думаю, что тревоги о.Всеволода исходят от нетолерантности, замкнутости. В нашем пространстве они обусловлены  осознанным противостоянием нашего политического и экономического либерального выбора, с одной стороны,  и  религиозных  институтов и постулатов, с другой», -- считает армянский историк.

Коллеги-религиоведы из Казахстана говорили о «неопределенной духовной ситуации» в своей стране в целом. Профессор, доктор философских наук Серек Мырзалы отметил, что в Казахстане преобладает так называемый «мягкий ислам»: «Симбиоз тенгрианства (поклонение духам предков и т.д.) и ислама». Кроме того, в условиях «латиноамериканизации экономики» и резкого социального расслоения создалась благодатная почва для вторжения разного рода «сект». По словам докладчика, президент Казахстана выступает «строго за светское образование». Однако каких-либо сведений о религии школьники не получают, о религиоведческих курсах «нет и речи». В ряде вузов религиоведение преподается, и профессор Ирина Цепкова предложила ввести в эти курсы специальный раздел «Религиозная толерантность», в котором толерантность изучалась бы на всех уровнях: межличностном (общение верующих разных религий между собой), групповом (отношения религиозных организаций) и государственном (в контексте законодательства о свободе совести). Считая толерантность необходимой основой любого религиоведческого курса, профессор из Казахстана предложила даже выделить «Толерантологию» в отдельную научную дисциплину, подчеркнув, что такая специальность «имеет право на научное признание». 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.