УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 68 відвідувачів

Теги
УГКЦ постать у Церкві педагогіка Католицька Церква Києво-Печерська Лавра Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі забобони вибори автокефалія краєзнавство милосердя УПЦ КП монастирі та храми України секти Мазепа Церква і політика українська християнська культура церковна журналістика комуністи та Церква Митрополит Володимир (Сабодан) молодь шляхи єднання Доброчинність церква та політика Вселенський Патріархат Президент Віктор Ющенко іконопис Патріарх Алексій II Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація Голодомор розкол в Україні Священний Синод УПЦ церква і суспільство діаспора Церква і влада Предстоятелі Помісних Церков конфлікти






Рейтинг@Mail.ru






«Единое отечество» (Одесса): Валерий КАУРОВ: «…Миссионерское сознание требует диалога на камне нашей веры и ценностей»



«Единое отечество», 11 апреля 2008

 

Ничего общего у нас нет только с дьяволом

(Св. Иоанн Златоуст)

Нам не отсидеться за стенами наших Духовных Школ

Св. Иларион (Троицкий)

После публикации на нашем Портале предыдущего интервью с Сопредседателем СПГУ и гл. редактором газеты «Православный Телеграфъ» Валерием КАУРОВЫМ, которое перепечатали и прокомментировали многие сайты, в православном сообществе и политикуме, работающем в религиозной сфере, возникли разные мнения и толки вокруг встречи епископа Александра (Драбинко) и лидера СПГУ. Мы попросили ответить на ряд, на наш взгляд, откровенных вопросов, одного из участников этой встречи, гл. редактора Портала «ЕО» В. Каурова:

1. - Вопрос корреспондента Портала «Единое Отечество»:

Валерий Владимирович, после Вашей встречи с епископом. Александром (Драбинко), возникло много разных рассуждений и прогнозов на эту тему, включая тот, что Вы будто бы отходите от своих позиций? Чем была вызвана ваша встреча, кто ее инициатор?

Ответ Валерия КАУРОВА: Дело в том, как я уже говорил, что мы получили по почте официальный ответ Председателя Церковного суда Высокопреосвященного Онуфрия, митрополита Черновицкого и Буковинского, который мы ранее изучили в Интернете на официальном сайте УПЦ.  Нельзя сказать, что он нас удовлетворил. Я написал свой комментарий, который был опубликован на нашем сайте, но официальных документов не отправлял в другие церковные инстанции в ожидании оригинала ответа Владыки Онуфрия. Письменный ответ был такой же, как и в Интернете. Значит, пришло время нам предпринимать дальнейшие шаги - либо продолжать «искать правду», что приведет к эскалации напряженности в отношениях СПГУ и Священноначалия, либо вступить в диалог со Священноначалием УПЦ и совместно найти выход из этой сложной ситуации... Одновременно, Сопредседатель СПГУ Виталий Чернов разработал новую программу миссионерской деятельности, закладки храмов во многих епархиях УПЦ, а также, новую концепцию благотворительной деятельности. Осуществить это при ТАКОМ положении и статусе СПГУ - будет просто невозможно. Дело в том, что Киевская митрополия выпустила сборник документов Архиерейского Собора УПЦ, в котором 10 (!!!) страниц отведено осуждению некоторых аспектов и методов деятельности СПГУ. Предполагается широкое обсуждение этих документов в епархиях и принятие ими соответствующих решений. Какое может быть решение по поводу Резолюции Архиерейского Собора УПЦ в отношении СПГУ -нетрудно догадаться...

Виталий Чернов -человек, как говорят в народе, «вхожий во многие кабинеты», в том числе и в высокие кабинеты руководства УПЦ. В результате этих встреч появилось понимание того, что надо прекращать некое противостояние, возникшее, отчасти, - от различного подхода к решению внутрицерковных задач, отчасти - от недостатка общения руководства УПЦ с СПГУ, отчасти - от некоторых наших, скажем так, неосторожных высказываниях на митингах и в публикациях сайта. Виталий сообщил, что есть благословение на мой приезд в Киев на беседу с епископом Александром, находящимся в эпицентре этой неординарной ситуации. Так и состоялась наша первая встреча, которая дала импульс в урегулировании 4-х месячного конфликта, вызвавшего огромный резонанс по всей канонической территории РПЦ. Поэтому, и появляются различные суждения на новый формат отношений СПГУ и руководства УПЦ.

Внесу ясность:

Я уже немолодой человек, мои убеждения сформировались давно и просто несерьезно думать, что я хоть на шаг отступил от своих принципиальных, выстраданных позиций, главная из которых - единство Русской Православной Церкви.Мы остаемся на тех цивилизационных позициях в отношении будущего нашей страны, ее геополитической ориентации - мы против вступления Украины в НАТО; мы за статус русского языка, как второго государственного; мы - за укрепление добрососедских и экономических отношений России и Украины, мы за продление базирования Черноморского флота РФ;; мы за активное миссионерское контрнаступление Церкви по всем направлениям с участием мирянских организаций и активных мирян; мы за активное участие православных мирян в политических процессах государства и их работу в политических партиях; мы за конструктивный внутрицерковный диалог по любым вопросам; мы против героизации и реабилитациибандеровцев, не приемлем понятия «голодомор», которое напрямую оскорбляет наших братьев в России - т.к. страшный голод 30-х г.г. 20 века,- это общая трагедия всех  народов СССР. Материалы на все эти темы печатаются в наших изданиях и распространяются по всей Украине. Никакой смены идеологического курса СПГУ не будет. Если же мы хоть на йоту отступим от изложенных  выше принципов, то это будет сразу заметно - наши сторонники отвернутся нас и правильно сделают. Жаль, что такой диалог начался только сейчас и мы успели изрядно досадить друг другу. Жаль, что Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, человек признанный во всем православном мире, из-за нашей запальчивости тяжело пережил эти неприятные месяцы. 

2. - Корр. «ЕО»: А что будет дальше?

 - В.К.: Будет корректировка методологии борьбы и всей деятельности СПГУ. Будет, и уже происходит некоторое изменение лексики в риторике с оппонентами. Она должна быть выстроенной на принципиальных позициях, хорошо аргументирована и не вызывать личных обид. Кроме того, именно в целях недопущения автокефалии УПЦ, будет усилена миссионерская и правозащитная составляющая нашей деятельности. Иначе, сторонники единства Русской Церкви могут проиграть. В настоящий момент противники автокефалии заняты тем, что убеждают своих единомышленников в том, в чем они и так убеждены. Они публикуются в тех СМИ, которые читает узкий круг единомышленников, но которые не имеют решительного влияния на общество- у нас несколько сотен православных СМИ, но ни одно из них не делает «погоды» в социуме. Действительно, каждый день повторяется картина разговора типа «Православие православно, Иван Иванович, традиция традиционна, Михал Михалыч. Глобализаторы-масоны жить нам не дают, Петр Петрович. Ничего, придет царь-батюшка и высечет всех, и Украина вернется к дружбе с Россией  сама собой, ведь Русь свята по определению и «автоматически»,  и в Церковь люди сами придут, в них неожиданно проснется традиция, Николай Николаевич... и т.п.» В народе это называют «агитацией коммунистов за советскую власть», в нашем случае- православных за Православие.

Между тем, на Украине выросло поколение, которое выросло на мифах западнической пропаганды, которое всерьез верит, что «300 лет москали, в том числе «московские попы», «гнобили Украину». И то, что отдельные представители этого распропагандированного поколения дошли до канонической  Церкви, вопреки официальной пропаганде, то слава Богу!  И их нужно убеждать, объяснять правду. Но в том, что до Церкви дошло так мало молодежи, виноваты не только «они». Виновата не только «она», то есть молодежь. А виноваты мы, православные, потому что не идем к своему народу, все ждем, что «сами придут, когда им плохо будет». Если бы православное сообщество своевременно взялось бы за создание православных университетов, пошло бы в светские ВУЗы и школы, на улицы, в места скопления молодежи, издало бы блестящие книги святых Новомучеников о единстве Церкви, если бы были поддержаны эффективные православные лидеры-миряне, то «оранжевой революции» бы не произошло. Мы проиграли битву за молодежь, за мыслящих людей, а потом удивляемся, что нас не слышат и не замечают. Именно поэтому я выступил за диалог с теми, кого называют «оранжевым лобби» в Церкви. Ведь мы не только им, но и всему обществу так и не показали сокровищ мысли православных святых и интеллектуалов, выступавших против отделения Украинской Церкви от Русской. Наш замечательный современник, крымский священник о. Николай Доненко издал прекрасную книгу о святых Новомучениках, пострадавших на территории УССР. Он приводит слова  Священномученика владыки Херсонского Прокопия (Титова), сказанные на допросе в НКВД о том, что «разделение России и Украины я считаю следствием духовной деградации русского народа». И что мешало издать эти книги миллионными тиражами? Глобализация помешала? Масоны?  До сих пор кое-где в наших монастырях запрещают пастве иметь компьютеры и мобильные телефоны. Я не за ИНН, просто нельзя все сводить к этой проблеме. В результате такого сужения, мы выступаем с «вилами против танков».

Мы намерены делать то, что упущено- заниматься молодежью, созданием православной медийной и политической элиты, университетами, изданием нужной литературы. И диалогом, убеждением тех, кто вступил в диалог. Вот пошла Киевская митрополия на этот диалог, и что, мы не должны использовать шанс изложить свою позицию, попытаться убедить собеседников в ее правоте, выслушать из первых уст мнение иное, тоже наверняка аргументированное? Или остаться «правильными» в среде тех, кого убеждать не надо, ценой потери тех, кого убедить можно?

3.- Корр. «ЕО»:  Как Вы видите развитие отношений СПГУ с руководством УПЦ?

 Прежде всего, необходимо сказать, что для нас УПЦ -неотделимая часть РПЦ. Епископат в нашей церкви един, однако есть различные мнения и подходы к различным проблемам, касающихся жизнедеятельности Церкви, построения ее отношений с государством, а также, к внутрицерковному диалогу по вопросам устроения самой УПЦ. Примером тому служат публичные высказывания Высокопреосвященнейщего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, неоднократно заявлявшего о вмешательстве государства в дела Церкви и о своей позиции по нерушимости церковного единства;  Преосвященного Евлогия, епископа Кременчугского  и  Хорольского, который также жестко стоит на позициях сохранения нынешнего статуса УПЦ в составе Московского Патриархата; вступление в список КПУ на перевыборы в Киевраду Высокопреосвященного архиепископа Павла (это правильное  «политическое Православие», оно же -христианская православная политика: Владыка Павел должен быть в Киевсовете в условиях после указа В. Ющенко о «национализации» Лавры), Наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры; известна  позиция Одесского духовенства по ряду вопросов, обозначенная в соответствующем  Обращении духовенства Одесской епархии к Предстоятелю УПЦ по поводу некоторых Решений Архиерейского Собора и публикаций сайта "Православие в Украине". и т.д., список можно продолжить...

Понятно, что Украина неоднородна, также неоднородны и взгляды на будущее Церкви и страны паствы епископата и духовенства УПЦ. По -разному его видят в Галичине, на Волыне или в Слобожанщине, Донбассе, Новороссии, в Крыму. Отличаются и наши взгляды на будущее Церкви и Украины от взглядов некоторых епископов, священников, мирян. Отличаются наши взгляды и на роль мирян в жизни Церкви и государства. Мы считаем, что они должны занимать активную жизненную позицию, в том числе и политическую, однако соразмерять свою деятельность с духовно-нравственными нормами непреложных евангельских истин и Святоотеческого наследия-Предания Церкви. Не все с этим согласны. Значит, нужна спокойная, без шельмования друг друга и навешивания ярлыков, внутрицерковная дискуссия, диалог, которого до сих пор не было. Ситуация с СПГУ показала, что он необходим и мы теперь пытаемся его наладить исходя, как говорит Владыка Агафангел, - из блага Церкви.

 Думаю, что необходимо, также провести встречу Главных редакторов известных православных Интернет и печатных изданий, телерадиопрограмм с целью выработки своеобразного «Кодекса чести православного журналиста». Нечто подобное уже было сделано в России в 2000 г., но не введено в действие. Нужно собраться всем нам и установить, так сказать, правила игры, которые обеспечат плюрализм мнений, но сохранят церковный мир. Все это должно проходить с благословения и при окормлении Священноначалием УПЦ. Думаю, что встреча могла бы быть международной и проходить она должна в г. Киеве в Лавре. Не так уж и много (к сожалению), таких изданий - пальцев на руках хватит, чтобы определить круг участников. Для справки, СПГУ обладает популярным интернет -Порталом http://www.otechestvo.org.ua, газетой «Православный Телеграфъ» -ежемесячный тираж -до 50000 экз., телепрограммой «Единое Отечество» на известном в Одессе телеканале «31- «Репортер»». Это одна грань в вопросе становления взаимоотношений.  Необходима  выработка общих правил при проведении массовых акций или других резонансных заявлений с участием духовенства и мирян, на основе Социальной Концепции Русской Православной Церкви, которые должны быть обсуждены и приняты. Тогда можно будет обсуждать какие-либо события и сверять наши действия.   

4.- - Корр. «ЕО»:  В чем Вы видите основные направления сотрудничества СПГУ и Киевской митрополией?

- В.К.: Прежде всего, как мне думается, надо использовать большой опыт и потенциал СПГУ в проведении правозащитных мероприятий, в том числе и защита интересов церковного сообщества в судах, юридические консультации духовенства и мирян. Такие прецеденты  у нас есть с нескольких регионах Украины, где мы успешно участвовали в судебных тяжбах на стороне УПЦ и помогали вернуть церковное имущество законным владельцам. У нас даже была юридическая приемная в Одессе, сотрудники которой помогали верующим отказаться от ИНН и решить этот больной вопрос в судах. Другая область, где у СПГУ есть опыт - это информационная сфера.

 Кроме того, мы не раз проводили Круглые столы, Конференции, Благотворительные марафоны, Крестные ходы с Чудотворными образами, которые могут стать мощным катализатором миссионерского контрнаступления. Сегодня, многие молодые епархии нуждаются  в прибытии таких Святынь. Одновременно, можно проводить Конференции, встречи с интересными людьми, раздавать литературу и т.д.

А если грянет гром, то после отработки, согласования и координации действий, можно выступить в защиту Церкви и с помощью уличных акций

 5. - Корр. «ЕО»:  Прошла информация, что Вы негативно относитесь к Крестным ходам под политическими лозунгами? Это что, отход от "политического Православия"?

  - В.К.: На встрече с епископом Александром, а позже и с игуменом Кириллом (Говоруном) я действительно сказал, что не одобряю последние акции, проведенные в Киеве. Я ни в коем случае не против массовых гражданских, в том числе уличных, акций православных мирян. Но они должны поднимать народ, приводить к Церкви, убеждать сторонников НАТО и ЕС в их неправоте. А сейчас, когда на этих «крестных ходах» неопрятного вида люди «впаривают» листовки о вреде паспортов и про ИНН, всякие «царебожные» сказки, то, скорее, симпатизанты Православия становятся в ряды его противников.

Кроме того, приезд верующих из разных регионов, которые отличаются от других чад УПЦ своей активной жизненной позицией, используется «опрично-царебожной группой»  для пропаганды канонизации царя Иоанна Грозного, (которого они в своих листовках обожествляют) раздаются его «иконы», а также - Григория Распутина, народу навязываются «Чины покаяния», осужденные Священноначалием, раздаются листовки с воззванием мятежного епископа Диомида, сеется недовольство среди верующих по поводу отправки на покой епископа Ипполита, единомышленника еп. Диомида. Более того, эти деятели разжигают межнациональную вражду, распространяя листовки о мифическом "грехе ожидовления". Я с этим категорически не согласен и считаю, что такие "Крестные ходы" проводить не нужно. Пусть организаторы этих акций тоже выполняют Резолюцию Собора архиереев УПЦ, как это делает СПГУ. Не нужно выставлять верующих на посмешище и маргинализовывать православное сообщество. Кроме того, существует опасность, что отравленные «опрично-царебожной» пропагандой, одурманенные и дезориентированные чада, пойдут по приказу псевдо- вождей и против самой Матери Церкви,, считая , что Она отступила от Святоотеческого учения. Такие информационные материалы, порочащие духовенство и Священноначалие,- тоже раздаются на различных Крестных ходах с их участием.

Я очень боюсь, что, таким образом, будут спрофанированы Крестные ходы в честь 1020- летия Крещения Руси. А нормальные, миссионерские Крестные ходы делать необходимо. Ведь на Крестном ходе должна распространяться грамотная миссионерская литература, в том числе листовки, грамотные священники и миряне должны благовествовать всем интерсующимся. И ведь есть примеры- сербский святой двадцатого века владыка Николай (Велимирович) создал массовое движение «народных благовестников», которые методично обходили город за городом, село за селом с проповедью Православия.

Та же самая общественная деятельность православных мирян должна быть поднята на более высокий уровень. Вместо  зомбирования малограмотных людей страхами про новые паспорта и налоговые документы, гораздо лучше привести серьезные аргументы: в Евросоюзе всякий, кто выступает против реабилитации таких пороков, как гомосексуализм, заносится в «ксенофобы», в том числе в православных странах, вошедших в ЕС-например в Румынии полиция разогнала демонстрацию православных, выступавших против гей-парада. В Голландии создается партия педофилов - Украина хочет туда? Может, лучше с единоверными и единокровными Россией и Белоруссией?.

6. - Корр. «ЕО»:  Будете ли Вы заниматься политической деятельностью?

- В.К.: Я и сейчас присутствую на политическом поприще в качестве главного редактора Портала, газеты «ПТ», участника всевозможных Форумов и Конференций, как человек, озвучивающий или комментирующий то или иное событие. Кроме того, каждое воскресенье выходит программа «Единое Отечество», где поднимаются различные вопросы церковной и общественно-политической жизни. Думаю, что СПГУ, делегировавшее активную политическую деятельность партиям, может участвовать в политической борьбе в составе общественно-политических образований, а я лично могу входить в состав партии единомышленников. Время покажет формулу, да и сама жизнь тоже внесет свои коррективы. Например, архиепископ Павел (Лебедь) был на Архиерейском Соборе и голосовал за Резолюцию, осуждающую «политическое Православие», однако, дал свое согласие на вхождение в список коммунистов. Это  говорит о том, что порою вне политики трудно отстоять Православие, в дела которого вмешивается государство.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.