УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 64 відвідувачів

Теги
іконопис Президент Віктор Ющенко Священний Синод УПЦ УГКЦ Києво-Печерська Лавра Ющенко Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) українська християнська культура Вселенський Патріархат Мазепа Археологія та реставрація Голодомор забобони автокефалія молодь монастирі та храми України краєзнавство педагогіка розкол в Україні церква і суспільство церковна журналістика Церква і влада постать у Церкві Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну комуністи та Церква діаспора Церква і медицина церква та політика Католицька Церква Доброчинність милосердя 1020-річчя Хрещення Русі вибори секти шляхи єднання конфлікти УПЦ КП






Рейтинг@Mail.ru






«Единое отечество» (Одесса): Валерий КАУРОВ: «…Миссионерское сознание требует диалога на камне нашей веры и ценностей»



«Единое отечество», 11 апреля 2008

 

Ничего общего у нас нет только с дьяволом

(Св. Иоанн Златоуст)

Нам не отсидеться за стенами наших Духовных Школ

Св. Иларион (Троицкий)

После публикации на нашем Портале предыдущего интервью с Сопредседателем СПГУ и гл. редактором газеты «Православный Телеграфъ» Валерием КАУРОВЫМ, которое перепечатали и прокомментировали многие сайты, в православном сообществе и политикуме, работающем в религиозной сфере, возникли разные мнения и толки вокруг встречи епископа Александра (Драбинко) и лидера СПГУ. Мы попросили ответить на ряд, на наш взгляд, откровенных вопросов, одного из участников этой встречи, гл. редактора Портала «ЕО» В. Каурова:

1. - Вопрос корреспондента Портала «Единое Отечество»:

Валерий Владимирович, после Вашей встречи с епископом. Александром (Драбинко), возникло много разных рассуждений и прогнозов на эту тему, включая тот, что Вы будто бы отходите от своих позиций? Чем была вызвана ваша встреча, кто ее инициатор?

Ответ Валерия КАУРОВА: Дело в том, как я уже говорил, что мы получили по почте официальный ответ Председателя Церковного суда Высокопреосвященного Онуфрия, митрополита Черновицкого и Буковинского, который мы ранее изучили в Интернете на официальном сайте УПЦ.  Нельзя сказать, что он нас удовлетворил. Я написал свой комментарий, который был опубликован на нашем сайте, но официальных документов не отправлял в другие церковные инстанции в ожидании оригинала ответа Владыки Онуфрия. Письменный ответ был такой же, как и в Интернете. Значит, пришло время нам предпринимать дальнейшие шаги - либо продолжать «искать правду», что приведет к эскалации напряженности в отношениях СПГУ и Священноначалия, либо вступить в диалог со Священноначалием УПЦ и совместно найти выход из этой сложной ситуации... Одновременно, Сопредседатель СПГУ Виталий Чернов разработал новую программу миссионерской деятельности, закладки храмов во многих епархиях УПЦ, а также, новую концепцию благотворительной деятельности. Осуществить это при ТАКОМ положении и статусе СПГУ - будет просто невозможно. Дело в том, что Киевская митрополия выпустила сборник документов Архиерейского Собора УПЦ, в котором 10 (!!!) страниц отведено осуждению некоторых аспектов и методов деятельности СПГУ. Предполагается широкое обсуждение этих документов в епархиях и принятие ими соответствующих решений. Какое может быть решение по поводу Резолюции Архиерейского Собора УПЦ в отношении СПГУ -нетрудно догадаться...

Виталий Чернов -человек, как говорят в народе, «вхожий во многие кабинеты», в том числе и в высокие кабинеты руководства УПЦ. В результате этих встреч появилось понимание того, что надо прекращать некое противостояние, возникшее, отчасти, - от различного подхода к решению внутрицерковных задач, отчасти - от недостатка общения руководства УПЦ с СПГУ, отчасти - от некоторых наших, скажем так, неосторожных высказываниях на митингах и в публикациях сайта. Виталий сообщил, что есть благословение на мой приезд в Киев на беседу с епископом Александром, находящимся в эпицентре этой неординарной ситуации. Так и состоялась наша первая встреча, которая дала импульс в урегулировании 4-х месячного конфликта, вызвавшего огромный резонанс по всей канонической территории РПЦ. Поэтому, и появляются различные суждения на новый формат отношений СПГУ и руководства УПЦ.

Внесу ясность:

Я уже немолодой человек, мои убеждения сформировались давно и просто несерьезно думать, что я хоть на шаг отступил от своих принципиальных, выстраданных позиций, главная из которых - единство Русской Православной Церкви.Мы остаемся на тех цивилизационных позициях в отношении будущего нашей страны, ее геополитической ориентации - мы против вступления Украины в НАТО; мы за статус русского языка, как второго государственного; мы - за укрепление добрососедских и экономических отношений России и Украины, мы за продление базирования Черноморского флота РФ;; мы за активное миссионерское контрнаступление Церкви по всем направлениям с участием мирянских организаций и активных мирян; мы за активное участие православных мирян в политических процессах государства и их работу в политических партиях; мы за конструктивный внутрицерковный диалог по любым вопросам; мы против героизации и реабилитациибандеровцев, не приемлем понятия «голодомор», которое напрямую оскорбляет наших братьев в России - т.к. страшный голод 30-х г.г. 20 века,- это общая трагедия всех  народов СССР. Материалы на все эти темы печатаются в наших изданиях и распространяются по всей Украине. Никакой смены идеологического курса СПГУ не будет. Если же мы хоть на йоту отступим от изложенных  выше принципов, то это будет сразу заметно - наши сторонники отвернутся нас и правильно сделают. Жаль, что такой диалог начался только сейчас и мы успели изрядно досадить друг другу. Жаль, что Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, человек признанный во всем православном мире, из-за нашей запальчивости тяжело пережил эти неприятные месяцы. 

2. - Корр. «ЕО»: А что будет дальше?

 - В.К.: Будет корректировка методологии борьбы и всей деятельности СПГУ. Будет, и уже происходит некоторое изменение лексики в риторике с оппонентами. Она должна быть выстроенной на принципиальных позициях, хорошо аргументирована и не вызывать личных обид. Кроме того, именно в целях недопущения автокефалии УПЦ, будет усилена миссионерская и правозащитная составляющая нашей деятельности. Иначе, сторонники единства Русской Церкви могут проиграть. В настоящий момент противники автокефалии заняты тем, что убеждают своих единомышленников в том, в чем они и так убеждены. Они публикуются в тех СМИ, которые читает узкий круг единомышленников, но которые не имеют решительного влияния на общество- у нас несколько сотен православных СМИ, но ни одно из них не делает «погоды» в социуме. Действительно, каждый день повторяется картина разговора типа «Православие православно, Иван Иванович, традиция традиционна, Михал Михалыч. Глобализаторы-масоны жить нам не дают, Петр Петрович. Ничего, придет царь-батюшка и высечет всех, и Украина вернется к дружбе с Россией  сама собой, ведь Русь свята по определению и «автоматически»,  и в Церковь люди сами придут, в них неожиданно проснется традиция, Николай Николаевич... и т.п.» В народе это называют «агитацией коммунистов за советскую власть», в нашем случае- православных за Православие.

Между тем, на Украине выросло поколение, которое выросло на мифах западнической пропаганды, которое всерьез верит, что «300 лет москали, в том числе «московские попы», «гнобили Украину». И то, что отдельные представители этого распропагандированного поколения дошли до канонической  Церкви, вопреки официальной пропаганде, то слава Богу!  И их нужно убеждать, объяснять правду. Но в том, что до Церкви дошло так мало молодежи, виноваты не только «они». Виновата не только «она», то есть молодежь. А виноваты мы, православные, потому что не идем к своему народу, все ждем, что «сами придут, когда им плохо будет». Если бы православное сообщество своевременно взялось бы за создание православных университетов, пошло бы в светские ВУЗы и школы, на улицы, в места скопления молодежи, издало бы блестящие книги святых Новомучеников о единстве Церкви, если бы были поддержаны эффективные православные лидеры-миряне, то «оранжевой революции» бы не произошло. Мы проиграли битву за молодежь, за мыслящих людей, а потом удивляемся, что нас не слышат и не замечают. Именно поэтому я выступил за диалог с теми, кого называют «оранжевым лобби» в Церкви. Ведь мы не только им, но и всему обществу так и не показали сокровищ мысли православных святых и интеллектуалов, выступавших против отделения Украинской Церкви от Русской. Наш замечательный современник, крымский священник о. Николай Доненко издал прекрасную книгу о святых Новомучениках, пострадавших на территории УССР. Он приводит слова  Священномученика владыки Херсонского Прокопия (Титова), сказанные на допросе в НКВД о том, что «разделение России и Украины я считаю следствием духовной деградации русского народа». И что мешало издать эти книги миллионными тиражами? Глобализация помешала? Масоны?  До сих пор кое-где в наших монастырях запрещают пастве иметь компьютеры и мобильные телефоны. Я не за ИНН, просто нельзя все сводить к этой проблеме. В результате такого сужения, мы выступаем с «вилами против танков».

Мы намерены делать то, что упущено- заниматься молодежью, созданием православной медийной и политической элиты, университетами, изданием нужной литературы. И диалогом, убеждением тех, кто вступил в диалог. Вот пошла Киевская митрополия на этот диалог, и что, мы не должны использовать шанс изложить свою позицию, попытаться убедить собеседников в ее правоте, выслушать из первых уст мнение иное, тоже наверняка аргументированное? Или остаться «правильными» в среде тех, кого убеждать не надо, ценой потери тех, кого убедить можно?

3.- Корр. «ЕО»:  Как Вы видите развитие отношений СПГУ с руководством УПЦ?

 Прежде всего, необходимо сказать, что для нас УПЦ -неотделимая часть РПЦ. Епископат в нашей церкви един, однако есть различные мнения и подходы к различным проблемам, касающихся жизнедеятельности Церкви, построения ее отношений с государством, а также, к внутрицерковному диалогу по вопросам устроения самой УПЦ. Примером тому служат публичные высказывания Высокопреосвященнейщего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, неоднократно заявлявшего о вмешательстве государства в дела Церкви и о своей позиции по нерушимости церковного единства;  Преосвященного Евлогия, епископа Кременчугского  и  Хорольского, который также жестко стоит на позициях сохранения нынешнего статуса УПЦ в составе Московского Патриархата; вступление в список КПУ на перевыборы в Киевраду Высокопреосвященного архиепископа Павла (это правильное  «политическое Православие», оно же -христианская православная политика: Владыка Павел должен быть в Киевсовете в условиях после указа В. Ющенко о «национализации» Лавры), Наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры; известна  позиция Одесского духовенства по ряду вопросов, обозначенная в соответствующем  Обращении духовенства Одесской епархии к Предстоятелю УПЦ по поводу некоторых Решений Архиерейского Собора и публикаций сайта "Православие в Украине". и т.д., список можно продолжить...

Понятно, что Украина неоднородна, также неоднородны и взгляды на будущее Церкви и страны паствы епископата и духовенства УПЦ. По -разному его видят в Галичине, на Волыне или в Слобожанщине, Донбассе, Новороссии, в Крыму. Отличаются и наши взгляды на будущее Церкви и Украины от взглядов некоторых епископов, священников, мирян. Отличаются наши взгляды и на роль мирян в жизни Церкви и государства. Мы считаем, что они должны занимать активную жизненную позицию, в том числе и политическую, однако соразмерять свою деятельность с духовно-нравственными нормами непреложных евангельских истин и Святоотеческого наследия-Предания Церкви. Не все с этим согласны. Значит, нужна спокойная, без шельмования друг друга и навешивания ярлыков, внутрицерковная дискуссия, диалог, которого до сих пор не было. Ситуация с СПГУ показала, что он необходим и мы теперь пытаемся его наладить исходя, как говорит Владыка Агафангел, - из блага Церкви.

 Думаю, что необходимо, также провести встречу Главных редакторов известных православных Интернет и печатных изданий, телерадиопрограмм с целью выработки своеобразного «Кодекса чести православного журналиста». Нечто подобное уже было сделано в России в 2000 г., но не введено в действие. Нужно собраться всем нам и установить, так сказать, правила игры, которые обеспечат плюрализм мнений, но сохранят церковный мир. Все это должно проходить с благословения и при окормлении Священноначалием УПЦ. Думаю, что встреча могла бы быть международной и проходить она должна в г. Киеве в Лавре. Не так уж и много (к сожалению), таких изданий - пальцев на руках хватит, чтобы определить круг участников. Для справки, СПГУ обладает популярным интернет -Порталом http://www.otechestvo.org.ua, газетой «Православный Телеграфъ» -ежемесячный тираж -до 50000 экз., телепрограммой «Единое Отечество» на известном в Одессе телеканале «31- «Репортер»». Это одна грань в вопросе становления взаимоотношений.  Необходима  выработка общих правил при проведении массовых акций или других резонансных заявлений с участием духовенства и мирян, на основе Социальной Концепции Русской Православной Церкви, которые должны быть обсуждены и приняты. Тогда можно будет обсуждать какие-либо события и сверять наши действия.   

4.- - Корр. «ЕО»:  В чем Вы видите основные направления сотрудничества СПГУ и Киевской митрополией?

- В.К.: Прежде всего, как мне думается, надо использовать большой опыт и потенциал СПГУ в проведении правозащитных мероприятий, в том числе и защита интересов церковного сообщества в судах, юридические консультации духовенства и мирян. Такие прецеденты  у нас есть с нескольких регионах Украины, где мы успешно участвовали в судебных тяжбах на стороне УПЦ и помогали вернуть церковное имущество законным владельцам. У нас даже была юридическая приемная в Одессе, сотрудники которой помогали верующим отказаться от ИНН и решить этот больной вопрос в судах. Другая область, где у СПГУ есть опыт - это информационная сфера.

 Кроме того, мы не раз проводили Круглые столы, Конференции, Благотворительные марафоны, Крестные ходы с Чудотворными образами, которые могут стать мощным катализатором миссионерского контрнаступления. Сегодня, многие молодые епархии нуждаются  в прибытии таких Святынь. Одновременно, можно проводить Конференции, встречи с интересными людьми, раздавать литературу и т.д.

А если грянет гром, то после отработки, согласования и координации действий, можно выступить в защиту Церкви и с помощью уличных акций

 5. - Корр. «ЕО»:  Прошла информация, что Вы негативно относитесь к Крестным ходам под политическими лозунгами? Это что, отход от "политического Православия"?

  - В.К.: На встрече с епископом Александром, а позже и с игуменом Кириллом (Говоруном) я действительно сказал, что не одобряю последние акции, проведенные в Киеве. Я ни в коем случае не против массовых гражданских, в том числе уличных, акций православных мирян. Но они должны поднимать народ, приводить к Церкви, убеждать сторонников НАТО и ЕС в их неправоте. А сейчас, когда на этих «крестных ходах» неопрятного вида люди «впаривают» листовки о вреде паспортов и про ИНН, всякие «царебожные» сказки, то, скорее, симпатизанты Православия становятся в ряды его противников.

Кроме того, приезд верующих из разных регионов, которые отличаются от других чад УПЦ своей активной жизненной позицией, используется «опрично-царебожной группой»  для пропаганды канонизации царя Иоанна Грозного, (которого они в своих листовках обожествляют) раздаются его «иконы», а также - Григория Распутина, народу навязываются «Чины покаяния», осужденные Священноначалием, раздаются листовки с воззванием мятежного епископа Диомида, сеется недовольство среди верующих по поводу отправки на покой епископа Ипполита, единомышленника еп. Диомида. Более того, эти деятели разжигают межнациональную вражду, распространяя листовки о мифическом "грехе ожидовления". Я с этим категорически не согласен и считаю, что такие "Крестные ходы" проводить не нужно. Пусть организаторы этих акций тоже выполняют Резолюцию Собора архиереев УПЦ, как это делает СПГУ. Не нужно выставлять верующих на посмешище и маргинализовывать православное сообщество. Кроме того, существует опасность, что отравленные «опрично-царебожной» пропагандой, одурманенные и дезориентированные чада, пойдут по приказу псевдо- вождей и против самой Матери Церкви,, считая , что Она отступила от Святоотеческого учения. Такие информационные материалы, порочащие духовенство и Священноначалие,- тоже раздаются на различных Крестных ходах с их участием.

Я очень боюсь, что, таким образом, будут спрофанированы Крестные ходы в честь 1020- летия Крещения Руси. А нормальные, миссионерские Крестные ходы делать необходимо. Ведь на Крестном ходе должна распространяться грамотная миссионерская литература, в том числе листовки, грамотные священники и миряне должны благовествовать всем интерсующимся. И ведь есть примеры- сербский святой двадцатого века владыка Николай (Велимирович) создал массовое движение «народных благовестников», которые методично обходили город за городом, село за селом с проповедью Православия.

Та же самая общественная деятельность православных мирян должна быть поднята на более высокий уровень. Вместо  зомбирования малограмотных людей страхами про новые паспорта и налоговые документы, гораздо лучше привести серьезные аргументы: в Евросоюзе всякий, кто выступает против реабилитации таких пороков, как гомосексуализм, заносится в «ксенофобы», в том числе в православных странах, вошедших в ЕС-например в Румынии полиция разогнала демонстрацию православных, выступавших против гей-парада. В Голландии создается партия педофилов - Украина хочет туда? Может, лучше с единоверными и единокровными Россией и Белоруссией?.

6. - Корр. «ЕО»:  Будете ли Вы заниматься политической деятельностью?

- В.К.: Я и сейчас присутствую на политическом поприще в качестве главного редактора Портала, газеты «ПТ», участника всевозможных Форумов и Конференций, как человек, озвучивающий или комментирующий то или иное событие. Кроме того, каждое воскресенье выходит программа «Единое Отечество», где поднимаются различные вопросы церковной и общественно-политической жизни. Думаю, что СПГУ, делегировавшее активную политическую деятельность партиям, может участвовать в политической борьбе в составе общественно-политических образований, а я лично могу входить в состав партии единомышленников. Время покажет формулу, да и сама жизнь тоже внесет свои коррективы. Например, архиепископ Павел (Лебедь) был на Архиерейском Соборе и голосовал за Резолюцию, осуждающую «политическое Православие», однако, дал свое согласие на вхождение в список коммунистов. Это  говорит о том, что порою вне политики трудно отстоять Православие, в дела которого вмешивается государство.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.