УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 126 відвідувачів

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика вибори українська християнська культура Мазепа секти монастирі та храми України УПЦ КП Археологія та реставрація діаспора Вселенський Патріархат автокефалія Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика розкол в Україні педагогіка забобони УГКЦ іконопис Голодомор комуністи та Церква милосердя церковна журналістика Ющенко Патріарх Алексій II постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі молодь Церква і медицина Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність шляхи єднання конфлікти Президент Віктор Ющенко церква і суспільство Києво-Печерська Лавра Церква і влада краєзнавство






Рейтинг@Mail.ru






АМИ Новости-Украина: Дмытро Степовик: Пасха - праздник спасения человечества



АМИ Новости-Украина, Оксана Нагаевская, 26.04.08

Доктор философских наук, доктор искусствоведения, профессор Киевской православной богословской академии УПЦ Киевского патриархата Дмытро Степовик считает, что один из самых больших праздников православных христиан - Пасха, Воскресение Иисуса Христа, для верующих в первую очередь имеет большое духовное значение. При этом Степовик отмечает красоту и неповторимость украинских обрядов, связанных с этим праздником. О возникновении и праздновании Пасхи Степовик рассказал в интервью корреспонденту АМИ "Новости - Украина".

Расскажите, пожалуйста, о духовной составляющей праздника Пасхи, о его значении для православных христиан...

Пасха - один из самых больших праздников, равный Рождеству и Троице. Это праздник спасения человечества. Не одного человека - Иисуса Христа, который сам воскрес по законам, не существующим в природе, а всего человечества. Воскреснув из мертвых, Иисус Христос показал пример всей Земле, всем поколениям, которые жили до него и после него, и еще будут жить, что человек бессмертен, а пребывание его в теле - это временное пребывание, как бы в отеле какого-то города, который мы посетили.

Поэтому это праздник нашего спасения, нашей жизни сейчас и нашей жизни вечной, в этом суть духовности. Христос обещал когда-то прийти во второй раз, и тогда душам, существующим в мире, который нам неведом, - но он существует, - он даст тело, такое же, какое есть у нас, но тело молодое и бессмертное - такое, какое было у него после воскресения.

Есть познание через знания, эксперимент, а есть познание через веру. В человеческом обществе знания через веру меньше всего ценятся, потому что в вере можно и обмануть, но та вера, которую нам предложит Иисус Христос, и его божье откровение в виде Библии является высшим и более существенным, чем все экспериментальное, приобретенное из книг, из нашего опыта, чем то, что мы так высоко ценим.

То есть Пасха - праздник духовный, без особой привязки к конкретной дате?

Это праздник духовный, но он привязан к событию, которое случилось около 2 тысяч лет тому назад, - убийству и распятию Иисуса Христа. Многие оспаривали тот факт, что Иисус умер, говорили, что он просто потерял сознание и выглядел как мертвый, а уже потом, когда его положили в пещере, он пришел в себя, вышел и стал живым. Но это фальшь, неправда, поскольку в Библии написано, что один из римских воинов, который стерег Христа, когда тот был распят, чтобы проверить, жив ли Иисус, пробил ему место, где находится сердце, - бок между ребрами. А оттуда потекли кровь и вода. Вода - это сукровица, когда кровь уже не перегоняется сердцем, мотор уже остановился, кровь сворачивается - и это явное свидетельство того, что человек уже умер.

Через три дня Христос воскрес и являлся людям, которые его видели в течение 40 дней. К этому событию и привязан праздник воскресения Христа, а по другому Пасха.

Что означает слово Пасха, ведь Пасху отмечают и представители других религий?

Пасха - это арамейское, староеврейское слово, которое означает резкую перемену. Первая Пасха - иудейская, или еврейская - это выход евреев из Египта, где они пребывали много столетий в рабстве. Перед этим они справляли Пасху, ели ягненка, при этом очень быстро, чтобы набраться сил и дойти пешком до Красного моря и перейти его по дну. Это тоже было чудо, а наш праздник - Воскресение Иисуса Христа, поэтому они никогда не совпадают.

Этот праздник даже в разных христианских конфессиях отмечает в разные дни. Православные празднуют этот день обязательно после весеннего равноденствия, после полнолуния, потому что именно тогда воскрес Христос, и обязательно после иудейского Пейсаха, или Пасхи. И как раз в этот год большая разница между празднованием у католиков и у православных, но это тот же праздник. И Христос, как он сегодня воскресает в наших душах, воскрес один раз. Тут чисто календарные несовпадения - так было решено на Вселенских соборах.

Католическая церковь учитывает весеннее равноденствие, но не учитывает полнолуния, поэтому католическая Пасха может быть уже на второй-третий день после равноденствия, при этом она может быть до иудейской пасхи. Православная Пасха - только после.

Что включает в себя понятие пост? Как нужно православным верующим готовиться к Пасхе, нужно ли придерживаться поста, ведь многие верующие просто воздерживаются в еде, не ходят в церковь и считают, что этого достаточно?

Предпасхальный пост называется сорокадневным - это самый большой пост в году. Этот пост на самом деле длится больше сорока дней - 49 дней, но условно мы называем его сорокадневный, так как он никогда не бывает больше 50 дней, но при этом никогда не бывает менее сорока. Вообще, в религии много условностей, потому что многое от людей спрятано, чтобы люди чувствовали свою зависимость от Бога.

Пост был введен церковью по примеру Иисуса Христа, чтобы мы к этому большому празднику - наибольшему празднику христианского года - подготовились достойно. Чтобы мы очистили свою душу и свое тело, а это возможно только с помощью поста и молитвы, поэтому во время поста очень важное значение имеет молитва. Если вы только не едите мяса, молочных продуктов и твердых насыщенных жиров животного происхождения - вы не поститесь, или это только одна цель вашего поста и она менее всего ценна. Хотя ценна тоже.

Во время поста очень важно много молиться и жить духовной жизнью. Во время поста супругам даже не разрешается вступать в сексуальные отношения, не зачинать детей, в это время не венчаются и не женятся. Посты направлены на усовершенствование людей как божьих детей, и они включают в себя воздержание от той еды, которая делает нас агрессивными и сверхтелесными.

Но христианская религия очень человеколюбива, и больные люди, очень старые люди, беременные женщины могут не придерживаться поста. При этом мясо запрещается всем - и больным и здоровым, а вот молочные продукты этой категории людей разрешены.

Вы сказали, что большое значение во время поста имеет молитва. Обязательно ли посещать церковь во время поста или достаточно помолиться дома?

Когда верующий человек говорит: "Я дома молюсь Богу, зачем мне ходить в церковь", это не совсем правильно. Церковная коллективная молитва, при которой присутствует Святой дух, очень важна. Поэтому когда человек говорит, что помолится дома и не пойдет в церковь, хотя для этого нет причин, то он, можно сказать, что и грешит против церкви. Это, конечно, не тот грех, который карается смертью, его можно поправить, но дома человек только наполовину общается с Богом.

Человек вне церкви никогда не получает тела и крови, то есть телесно не объединяется с Иисусом Христом. Это можно сделать только в церкви - существуют так называемые причастие и исповедь, на которой вы исповедуетесь в грехах. Все люди грешны, даже если вы телом не грешите, делом не грешите, словом не грешите, то вы мыслью грешите, и кто говорит, что не грешит ничем, тот совершает этим наибольший грех, потому что нет человека, который бы не грешил, это даже и церковь говорит. Но ценность человека в том, что он способен, будучи грешным по своей природе, каяться - осуждать ментально или словесно, сам себе признаваясь и Богу или священнику, который является представителем Бога, в тех грехах, которые он совершил.

Раскаяние в своих грехах очень ценно в глазах Господа. Грехи вытираются, вроде бы резинкой их взяли и вытерли, их уже нет. Но вы делаете новый грех - и снова каетесь. Некоторые люди смеются над этим, как было при атеистическом советском режиме: что же все время грешить и все время каяться?.. Да, именно так, ведь часто мы грешим не специально, он сам приходит к вам, этот грех, вас что-то извне искушает. И, как говорил апостол Петр, не надо впадать в грусть, что вы грешите, потому что такова природа человека - как бы вы ни старались, вы все равно споткнетесь об этот камень греха, но большое оправдание - возможность раскаяться. Это можно сделать только в церкви, принять святое тело и святую кровь Иисуса Христа во время божественной литургии - это самая большая служба.

Дома вы не сможете справить литургию - это основная служба, которая правится только священником. Поэтому так важно ходить в церковь и молиться. Не просто прийти и поставить свечу, как многие делают, а именно молиться. Многие люди подходят к свечнику и аж глаза горят, а что делается возле Престола, им все равно. Это неправильное посещение церкви, свеча - это второстепенное. Легенда, согласно которой в свечах сгорают грехи, неверна. На самом деле свечи в церквях ставятся в память о первых христианах, которые в подземельях, в первые века, когда было большое гонение на веру, ставили свечи. Это символ, это знак вашей солидарности с первыми христианами-мучениками, а не сожжение грехов. Грехи можно сжечь только раскаянием в своем сердце.

Расскажите о значении народных обрядов в праздновании Пасхи - крашанки, ритуальный хлеб. Откуда это пришло к нам, может, эти обряды берут свое начало во времена язычества, ведь наши предки тоже отмечали много весенних обрядовых праздников?

В язычестве были свои обряды, но они механически не перешли в христианство. Церковная история говорит о том, что к появлению крашанок причастна одна из учениц Иисуса Христа Мария-Магдалина, женщина, которую Господь избавил от страшных грехов. Однажды, услышав как проповедует Христос, Мария-Магдалина искренне раскаялась, и он простил ей все грехи. Мария-Магдалина проповедовала после смерти и воскресения Христа его учение и поехала в Рим, столицу тогдашней Римской империи, и там проповедовала.

Центурионы донесли императору Тиверию, что очень красивая женщина проповедует неизвестную религию. Тот приказал привести ее в императорский дворец. Мария-Магдалина пришла к императору Тиверию, поднялась к нему на престол и вручила ему крашанку со словами: "Христос воскрес". Яйцо является символом возрожденной жизни. Мертвое вареное яйцо оживает в переносном значении, и поэтому оно стало образом Воскресения. Кроме того, из живого яйца рождается новая птица. Многие животные размножаются с помощью яиц, поэтому яйцо - это символ жизни. Если оно окрашивается - это крашанка, если оно расписывается, то это пысанка. В Украине это особенно распространено. Это одно из лучших произведений искусства во имя прославления Господа. И когда расписывают яйца, пишут "Христос воскрес!" или прославляют мать Господа, которая родила Иисуса, и так далее. Это очень важный обряд.

Также не менее важный обычай - печение пасх, или куличей, хлеба. Господь называл себя хлебом жизни. Так что хлеб - это один из земных даров, которые дает нам Господь. И поэтому после сорокадневного поста мы едим сдобный хлеб как символ добра, которое нам принес воскресший Иисус Христос. Он дал нам понять, что смерть не всемогуща, что смерть можно преодолеть. В украинской обрядовой песне поется: "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробах жизнь даровал".

Также особой для христиан является Страстная неделя - неделя от вхождения Христа в Иерусалим, перед тем, как он был арестован. Каждый из этих дней имеет свою обрядовость. Вхождение Христа в Иерусалим у нас называется Вербной неделей, потому что там ему бросали под ноги пальмовые ветви, так как на Юге кругом пальмы, а у нас верба распускается, поэтому несут святить вербу в знак почтения того, как встречали жители Иерусалима Христа.

Иерусалимцы считали, что он станет царем, они соскучились по царю, потому что те цари, которые были, служили скорее Риму, чем народу, поэтому они не думали, что он Царь неба и земли. И они сначала кричали Христу: "Осанна" - хвала, глория, потому что считали, что за ним вот-вот пойдет народ, он возглавит царство, освободит народ од римского колониального владычества, и люди обретут счастье. Но когда, войдя в иерусалимский храм, Христос им ясно сказал, что он не от мира сего, он большее им царство даст, - а им не надо было большего царства, им надо было меньшее, - тогда они за один день от огромной любви перешли к лютой ненависти. Отсюда и присказка - от любви до ненависти один шаг.

Кроме того, свою роль сыграла зависть духовных водителей, и люди стали требовать, чтобы Христа арестовали, подвергли пыткам и распяли на кресте как преступника, хотя он был невиновен. Поэтому каждый день этой недели - понедельник, вторник, среда, четверг, пятница и суббота, - день ритуальный. Особенно Чистый четверг, когда арестовали Христа, в этот день в церквях проходят большие богослужения. Люди со свечами как символом надежды воскресения возвращались домой и сохраняли эти свечи в память о Чистом четверге. В доме все уже должно быть приготовлено к Пасхе. Страстная пятница - Христос был арестован, распят, умер на кресте. В этот день в церквях выносят плащаницу, правится так называемый Похорон и служба длится до полуночи.

Большая суббота - ожидание воскресения, и воскресенье - само воскресение. Богатая обрядность украинцев, но от язычества почти ничего не осталось, хотя и в дохристианской Украине тоже были праздники, когда пекли хлеб, красили яйца, но они имели другой смысл, не связанный с христианством. Поэтому форма осталась, мы много унаследовали праздников, потому что это тот же украинский народ, много унаследовали формальных обрядов, особенно гуманных, но наполнили их христианским смыслом, особенно после крещения Руси.

На Пасху священник освящает пасхи, крашанки святой водой, какое значение у этого обряда?

Святая вода имеет большую силу. Господь сам говорил: "Я есть живая вода вечности". Без воды человек не может жить. Это как воздух, тепло, свет, - есть несколько веществ, без которых человек не может обойтись, и вода одно из них, поэтому вода - символ святости, и она действительно освящается.

Освящение воды происходит несколько раз в год, но самый главный праздник, когда освящается вода, - это Крещение, Иордань, 19 января. Крещенская вода имеет действительно очень целительную силу, ее сохраняют в церквях, ее можно разбавлять в другой воде, и вся эта вода несет в себе невидимый духовный заряд целительности, оздоровления. Некоторые люди священной водой излечивают страшные болезни, от которых не помогают никакие лекарства. Но священной водой можно излечиться только при сильной вере, без веры, если вы воспринимаете воду только как химическое вещество Н2О, ничего не получится.

Красивый сам по себе обряд освящения пасок и крашанок, но он несет в себе не только обрядовость, а и действительно очищающую силу. Поэтому пасху обязательно надо освящать, иначе это обычный сдобный хлеб, в нем нет элемента духовности. А когда вы пришли в церковь и принесли пасху, яйца, - это обязательно, - берут и другие продукты: подсолнечное масло, мясо, даже пиво или вино, - то потом вы разговляетесь с таким чувством, что вы 40 дней постились, а теперь едите то, чего не ели 40 дней.

Кроме того, в этот день люди не сорятся, даже говорят, что в такие дни почти исчезают преступления - то есть у всех людей наступает благословенный настрой, и они почитают праздник Пасху. Это народный обычай, но вместе с тем глубоко религиозная обрядовость, которая несет в себе по настоящему очищающую и оздоровительную силу.

Я хотел бы еще отметить, что не нужно чрезмерно впадать в обрядоманию и все это действо. Эти обряды нужны, они приносят нам радость, делают нас праздничными, но их не нужно ставить на первое место. Надо всегда помнить, для чего эти обряды, они связаны с явлением космического масштаба - дарованием Богом воскресением человечеству вечную жизнь, Иисус показал пример, что мы все воскреснем, и это надо заслужить у Бога, чтобы душа была возле его престола, а не в аду. К Пасхе нужно относиться именно с этой духовной позиции, а не просто выпить сладкого вина, закусить крашанкой и погулять, Это хорошо, но это на втором месте.

Один из обязательных атрибутов веры - икона. Не является ли почитание икон идолопоклонством, поскольку некоторые исследователи считают, что украинцы как наследники язычников, поклонявшихся идолам, не могут от этого полностью отойти. Как нужно к этому относиться?

Это не совсем умный догмат, потому что Иисус Христос после себя сам оставил чудодейственные изображения. Конечно, они в оригинале до наших дней не дошли, за исключением Туринской плащаницы, относительно которой точно доказано, что это образ Христа, который воскресал.

Когда идентифицируют изображения святых, Господа, Иисуса Христа, апостолов, Богородицы, пророков, со вторым законом Божьим, с Моисеевым - не сотвори себе ничего своими руками, - то следует понимать, что Моисей говорил о настоящих идолах, а когда говорят об изображениях Господа Иисуса, что это идол, то это может говорить только сам идол, хотя он называет себя христианином.

Иконы почитались в исторической апостольской церкви с первых веков, это одна из глубоких традиций, нет икон в молитвенных домах протестантов, и то не во всех. Например, протестанты англиканской церкви, некоторые лютеране имеют изображения. Я был во многих европейских странах, и в протестантских, в Англии, в соборе Святого Павла, там есть скульптуры, это тоже рукотворные образы, и они там есть. Даже в Библии описывается, как Господь приказал сделать крылатых херувимов над скинией, где хранились десять заповедей Моисеевых. И первосвященник всегда с благоговением и молитвой стоял перед этой скинией.

Иконы - это не идолы, идолы - это, например, чрезмерное почитание денег, корыстолюбие, это создание в своем доме рая, когда вокруг сколько беды, это тоже форма идолопоклонства. Держать палец на Библии и говорить: там не написано, - неправильно, в Библии много чего не написано, но человеку дан разум, и отбрасывать традиции более чем неразумно. Поэтому иконы необходимы, они будут вечно - ко второму пришествию Иисуса Христа. Если бы иконы не были нужны, Господь давно сделал бы что-то такое, чтобы их не было. А они есть, и они почитаются, две религии - католицизм и православие, которые составляют 90% христианской религий, почитают изображения. 

Говорят, что работать в большой религиозный праздник грех, так ли это?

Нельзя работать. Праздники даны человеку для того, чтобы он отдыхал, поэтому шесть дней работай, а седьмой - отдыхай и отдай Богу молитву. Но иногда есть необходимость работать. Например, когда человеку необходима хирургическая операция, хирург может работать даже на Пасху, потому что он этого зависит человеческая жизнь. Для добра и спасения, благополучия человека можно трудиться всегда, но при этом помолившись Богу: "Господи, ты же видишь необходимость".

Или, скажем необходимо покормить домашних животных, они же не могут целый день не есть, или металлургический завод - ведь не остановишь домну. То есть работать в случае необходимости можно, но нарочно - вот все празднуют, а я буду шить, рубать, белить дом, делать евроремонт, нельзя. Эти работы надо останавливать в воскресенье и в большие праздники. Есть работа, которая не терпит, а есть, которая терпит.

Какая Пасха в вашей жизни вам запомнилась больше всего?

Я очень хорошо запомнил Пасхи моего детства. Во время войны в нашем селе Слободище Бердичевского района сгорела церковь. Я был совсем маленьким, но очень хорошо помню, как горела церковь, она стояла на горе и все люди вывели своих детей и сами вышли на улицы. Стояла поздняя осень 1943 года, и был очень сильный ветер. Искры с церкви разлетались по всему селу.

К слову, я был крещен в этой церкви, она была построена во времена гетмана Ивана Мазепы и называлась церковь Святой Троицы. После того как она сгорела, родители водили меня в соседнее село, и там Пасхи мне запомнились больше всего. Мы были там целую ночь и слушали пасхальную службу, а потом выходили во двор и ждали, когда взойдет солнце. И когда вставало солнце, мы, дети, ждали, что оно заиграет крашанками. Мы всматривались в это солнце так пристально, что уставали глаза, и в конце концов нам казалось, что это не лучи, а действительно крашанки летают вокруг солнца. Это были самые счастливые моменты, потому что мы как бы приобщались к чему-то божественному.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.