УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 64 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство Церква і медицина Митрополит Володимир (Сабодан) педагогіка автокефалія забобони Голодомор Доброчинність діаспора Ющенко церква та політика Мазепа монастирі та храми України УПЦ КП українська християнська культура Президент Віктор Ющенко розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков Священний Синод УПЦ Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II молодь краєзнавство УГКЦ церковна журналістика вибори Вселенський Патріархат Католицька Церква Церква і влада секти Церква і політика 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання постать у Церкві комуністи та Церква конфлікти іконопис






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-киевски»: Рав Моше: «У евреев Пасха – это праздник свободы, победы над рабством в душе»



«Газета по-киевски», Галина Лебединская, 18.04.2008

Вечером 19 апреля евреи начнут отмечать Песах - один из важнейших праздников в иудаизме. Впрочем, если отойти от исторической конкретики, его смысл можно назвать универсальным. Об этом, а также о традициях Песаха, о деятельности раввинов во время второй Ливанской войны в Израиле и об антисемитизме в нашей стране рассказал в интервью «Газете...» главный раввин Киева, Моше Реувен Асман.

- В апреле евреи всего мира отмечают праздник Пасхи. Расскажите, пожалуйста, в чем его идея и как его празднуют?

- В эти дни мы будем праздновать исход из Египта, или, как еще принято говорить, выход из теснин на свободу. На самом деле, есть как бы материальная сторона празднования Пасхи, и есть глубокая духовная составляющая. Когда евреи попали в Египет, им предложили в этой стране и жизнь, и работу, и хлеб. Но со временем фараон начал их преследовать. Для начала он стал ограничивать их права, жестоко эксплуатировать, использовать на различных работах как рабов. И духовное, материальное порабощение в Египте могло закончиться еще в те времена полным уничтожением народа. Ведь фараон приказал убить всех еврейских первенцев, учинив жестокие египетские казни, его слуги бросали мальчиков-младенцев в Нил, однако евреям удалось благодаря Моисею выйти из Египта, перейти через Красное море и выжить. Всевышний проявил по отношению к народу великие чудеса, именно это наше избавление мы и отмечаем.

- Говорят, что в пасхальную ночь к евреям словно возвращаются те события трехтысячелетней давности. Поэтому для большинства из них Пасха - это отнюдь не иллюстрация, не древняя историческая картинка...

- Совершенно верно. Еврейский народ во время праздника должен почувствовать, что будто бы только вышел из Египта. «Египет» в переводе с иврита - это ограничение, а преодоление этого ограничения празднуется как раз в Пасху, причем Египет в еврейской традиции - это отнюдь не историко-географическое понятие, оно гораздо шире. Если говорить ассоциативно, то для нас Египет - это как раз и есть обобщенное понятие рабства. Все мы, простые люди, находимся в зависимости от собственного Египта в душе: алчности, материальной ненасытности, пороков, зависти, неумения прощать ближнему, не говоря уже о нелюбви к нему. И каждый человек борется со своим Египтом в собственной душе. Если рассуждать о Песахе глобально, то мы отмечаем праздник Свободы, победы свободных людей над рабами в самих себе. И если даже вспомнить русских классиков, то помните у Чехова - «выдавливать из себя раба», что актуально по сей день для любого народа.

- Евреи не едят обычный хлеб на Песах. На столах обязательно должна быть маца. Но ведь маца - это еще и особенный символ?

- Маца - это и есть символ свободы. Когда евреи уходили из Египта, то все они уходили настолько быстро, что тесто, которое замесили, не успело закваситься. И поэтому мы едим лепешки, плоский хлеб. Маца - это хлеб нашей веры и скромности, ведь обычный хлеб поднимается в печи. Образно говоря, это именуется гордыней. На Песах в еврейских домах не должно быть ни крошки хлеба, в течение всей пасхальной недели мы едим только мацу.

- Сколько человек обычно приходят на праздник в киевскую синагогу Бродского?

- С каждым годом мы принимаем в синагоге все больше и больше людей на Пасхальные седеры. Все залы - а у нас их несколько - обычно заполнены до отказа. Пасха у евреев, так же, как и у православных и католиков, - праздник семейный. Но далеко не все могут провести его в полном соответствии с традицией у себя дома, потому что просто не знают, как правильно его отметить. А в синагоге люди проводят его по всем правилам еврейской традиции: кошерным вином, мацой, зеленью.

Каждый год мы отправляем мацу во все малые еврейские общины Киевской области и всей Украины, раздаем продукты для малоимущих и пенсионеров. В иудаизме есть такое понятие, как цдака - то есть пожертвование. Перед каждой Пасхой мы оказываем такую материальную помощь по мере наших сил тому, кто особенно нуждается. Рассылаем кошерный сок, мацу, вино, атрибуты пасхального седера, чтобы люди смогли в полной мере насладиться этими днями. Община занимается благотворительностью годами, но мы обычно мало кому об этом рассказываем, поскольку самая высокая благотворительность - это когда люди даже не знают, от кого эта помощь исходит.

- Раввинов обычно воспринимают как людей, изучающих Тору в тиши библиотек. А вы во время второй Ливанской войны не «сидели» в Киеве, а поехали под обстрелы «Хизбаллы», на передовую к солдатам Армии обороны Израиля. Что двигало Вами, что приходилось делать на войне?


- Евреям нигде не может быть спокойно и тихо, даже «в тиши библиотек». Возьмите, к примеру, последний израильский теракт. Где он произошел? В библиотеке известной иешивы. Террорист убил девять человек и ранил около 15 невинных студентов. Когда в Израиле началась вторая Ливанская война, я понял, что не могу оставаться равнодушным. Я поехал на Север, где мы с раввином из Москвы Ицхаком Коганом и моими израильскими друзьями организовали помощь мирному населению северных городов, которые каждый день страдали от обстрелов «Хизбаллы». Надо заметить, что Израиль оказался совершенно не готов к этой войне: не хватало бомбоубежищ, еды, воды. Мы организовали полевые кухни, ежедневно готовили и развозили тысячи порций для людей, которые сидели в бомбоубежищах, поддерживали людей психологически. Ведь в Израиле далеко не все соглашались тогда ехать на Север, в такие города, как Цфат, Кирьят-Шмона, Малаот, никто не хотел заниматься развозкой еды. Я тогда по всей стране искал волонтеров, это было тяжело, в первую очередь морально, ведь война велась только на Севере, а остальной Израиль жил обычной жизнью.

А вот на передовой, непосредственно на фронте, под снарядами «Хизбаллы», я выступал перед солдатами ЦАХАЛа и благословлял их перед боем. Мы подарили солдатам и офицерам сотни молитвенников, которые ребята брали с собой в бой. Я видел парня, потом навещал его в госпитале - ему осколком снаряда пробило молитвенник, но снаряд не смог проникнуть в сердце, наш подарок спас ему жизнь.

Никогда нельзя задавать себе этот вопрос: «А что я могу сделать?» Всегда надо попытаться что-то сделать. В нашей традиции есть такое утверждение: если ты спас хотя бы одну душу, значит, ты спас целый мир.

- Трудно удержаться, чтобы не спросить. Вам приходится сталкиваться с проявлениями антисемитизма. Изменилось ли что-то в лучшую сторону в нашей стране за последние годы?


- Антисемитизм - явление маргинальное, сложное, в той или иной форме оно есть во всем мире всегда. Но вопрос здесь в другом: как власти реагируют на проявления антисемитизма, дают ли они этому явлению достойный отпор. Наверное в задачу любого демократического государства входит поддержание того необходимого уровня толерантности в обществе, умения предоставить любым национальным меньшинствам хотя бы минимум комфортности, на который имеют законное право все нации.

Никогда нельзя задавать себе этот вопрос: «А что я могу сделать?»
Всегда надо попытаться что-то сделать. В нашей традиции есть такое утверждение: если ты спас хотя бы одну душу, значит, ты спас целый мир

Ведь демократия - это все-таки не хаос, и чем больше того необходимого порядка в обществе, тем уровень этого общества выше во всех смыслах. Сегодня со стороны властей мы видим не только уважение к еврейской общине и понимание наших проблем, но и чуткое отношение к этим проблемам. Каждая антисемитская акция находится под пристальным контролем со стороны государства. Одно то, что уже на протяжении шести лет нынешний президент страны Виктор Ющенко приходит к нам на Хануку и зажигает свечу в ханукальной меноре, говорит о многом. Он всегда присылает нам поздравления на Пасху.

- Вслед за еврейской Пасхой, буквально через неделю, будет Пасха у православных христиан. Что бы Вы хотели, уважаемый рав Моше, пожелать киевлянам?

- Я хочу от всего сердца благословить весь народ Украины, пожелать нашей стране процветания. Всем киевлянам я хочу пожелать неизменной веры в чудо. У нас общая история, хоть и не простая, но во многом наши мировоззренческие ценности совпадают. И главное - у нас есть общее желание жить в сильном и благополучном государстве Украина.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.