УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 183 відвідувачів

Теги
секти педагогіка українська християнська культура Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков вибори УПЦ КП автокефалія розкол в Україні Голодомор молодь 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква постать у Церкві комуністи та Церква діаспора шляхи єднання церква та політика Доброчинність Священний Синод УПЦ Церква і влада забобони краєзнавство Церква і медицина Мазепа Ющенко Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра церковна журналістика милосердя іконопис УГКЦ Вселенський Патріархат конфлікти монастирі та храми України Патріарх Алексій II






Рейтинг@Mail.ru






«Фокус» (Украина): От греха подальше



«Фокус» (Украина), Яна Седова, 25.04.08

Научно-технический прогресс идёт по планете семимильными шагами. Но церковь по-прежнему оставляет за собой право решать, какие из новых веяний могут пополнить список смертных грехов

Католичка Татьяна Куликовская считает, что церковь имеет право реагировать на любые новшества урбанизированного и опутанного технологиями современного мира.

- Ещё 300-400 лет назад никто не знал о генетических манипуляциях. А для меня как для человека верующего важно составить об этом своё мнение и знать, как реагировать на новые научные эксперименты, - объясняет Татьяна.

Собеседница Фокуса готова безоговорочно принять церковную интерпретацию технического и научного прогресса, какой бы она ни была.

- Я доверяю позиции церкви, но думаю, что имею право на объяснение, - говорит Татьяна. - Не припоминаю, чтобы в церкви что-то сказали, а я с этим не согласилась, ведь всё, что говорится, имеет серьёзное обоснование.

Идея модернизации списка смертных грехов появилась в прессе в марте после интервью кардинала Джанфранко Джиротти, опубликованного в ватиканской газете L'Osservatore Romano. Когда кардинала попросили перечислить новые опасные тенденции современного общества, которые можно было бы трактовать как греховное поведение, Джиротти определил следующие сферы: генетические эксперименты, загрязнение окружающей среды, употребление наркотиков, растущую социальную несправедливость и увеличение пропасти между богатыми и бедными. С лёгкой руки ведущих мировых изданий слова кардинала мигом превратились в новый список смертных грехов. Впрочем, и старый список - это не высеченные на скрижалях десять заповедей. Представления о смертных грехах у верующих появилось благодаря пространному перечню проступков, составленному в VI веке Папой Григорием Великим. После выхода в свет «Божественной комедии» Данте Алигьери наиболее распространёнными смертными грехами стали считать похоть, чревоугодие, алчность, гнев, праздность, зависть и гордыню.

В последние годы римско-католическая церковь переживает не лучшие времена. Ватикан обеспокоен тем, что прихожане всё реже идут на исповедь и подчас не знают, что в их жизни трактуется как грех, а что считается дозволенным. Фокус решил выяснить, как украинские конфессии воспринимают идею адаптации греха к современным реалиям и что такое грех для простых верующих.

Мерило для православных
Управляющий делами УПЦ Московского патриархата архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан в разговоре с Фокусом на заявление кардинала Джиротти отреагировал довольно критично:

- С самого начала римско-католическая церковь пыталась адаптировать церковные правила и традиции под определённые условия, а мы теперь видим, как много церковь от такой политики теряет. Как бы ни комментировали грех, у нас есть одно мерило - Евангелие.

Попытки определить новые греховные для человека сферы архиепископ назвал деградацией. Такие биоэтические проблемы, как генная инженерия, по его мнению, нужно трактовать исключительно в свете Священного Писания и учения святых отцов.

- То, что противоречит Божьему закону и человеческой природе, не может быть оправданным, - говорит архиепископ Митрофан. - Клонирование противно воле Божьей. От вторжения в эту сферу человек может пострадать духовно и телесно. В результате - не столько пользы, сколько проблем. Когда научились расщеплять атом, тоже думали, что это пойдёт на пользу. Но все мы видели, насколько неуправляема может быть эта энергия и какое мощное оружие можно создать.

Осуждая позицию римско-католической церкви, архиепископ всё же вспоминает, что православная церковь в 2000 году опубликовала Социальную концепцию, которая даёт трактовку многих подобных вопросов.

В УПЦ Киевского патриархата не были столь категоричны в оценке высказываний кардинала и согласились, что всё, перечисленное им, является греховным. Но точного списка грехов у православной церкви нет, поэтому главный маяк для верующего - 10 заповедей Священного Писания, которые нельзя нарушать. Также православная церковь издаёт книги, где описываются основные виды грехов. Но назвать их официальным перечнем нельзя.

- В таких книгах пишется про грехи, которые больше характерны для нашего времени, чем для древности. Но это не значит, что появляются принципиально новые грехи - просто уже известные приобретают новые формы, - объясняет Фокусу пресс-секретарь УПЦ КП архимандрит Евстратий.

Представители всех церквей подчёркивают: человек несёт индивидуальную ответственность за всё новое, что появляется в его жизни, но считают своим долгом давать таким новшествам правильные оценки.

- Задача церкви - опираясь на Божий закон и традицию церкви, помочь человеку сориентироваться и указать, когда он переступает грань дозволенного, - говорит отец Игорь Яцив, руководитель департамента информации УГКЦ.

А если верующий сознательно идёт против позиции церкви, значит, он грешит, уверен отец Игорь.

Клонировать нельзя запретить
Церковь охотно использует технические достижения современности, стараясь идти в ногу со временем. И заявления о том, что телевидение и интернет есть зло, звучат гораздо реже, чем обвинения в адрес науки и медицины. Тут церковное руководство выступает сплочённым фронтом и резко осуждает эксперименты с генами, искусственное оплодотворение и использование стволовых клеток.

- Если вмешиваться в генетическую программу человека и использовать чужие клетки для омоложения, может начаться конфликт между генетическими кодами разных людей, - объясняет позицию церкви патриарх Украинской автокефальной церкви Моисей. - Это приводит к саморазрушению человека. Поэтому такие эксперименты недопустимы.

Сами верующие, несмотря на официальную позицию церкви, по-разному воспринимают эксперименты, связанные с генетикой.

Один из собеседников Фокуса, православный Анатолий Кулаков согласен с тем, что клонирование человека - это грех. Но наука должна иметь поле для экспериментов, поэтому подобные исследования можно проводить на братьях наших меньших, полагает он. А хирург Мария Мойса, считающая себя глубоко верующим человеком, защищает генную инженерию.

- Я думаю, что такие исследования стоит продолжать. А вот с клонированием и суррогатным материнством надо бы подождать. В науке всегда нужно делать один шаг вперёд и два назад. Но многие исследования мы уже не остановим, - говорит Мария и добавляет, что некоторые эксперименты - это вовсе не попытка двигать прогресс, а банальное зарабатывание денег.

Практикующий медик в ней берёт верх над христианкой, и Мария оптимистично рассказывает о том, что природа сама подчас решает проблемы, которые создаёт человек.

- На фоне экологических катастроф в мегаполисах многие птицы стали приспосабливаться к агрессивной среде. У скворцов, например, увеличился головной мозг, и они стали лучше размножаться, - говорит Мария.

Воспитание верой
Пока церковные мужи решают, как реагировать на стремительно меняющийся мир и что паства должна считать злом, многие верующие в список своих проступков по-прежнему зачисляют только старомодные грехи.

- Для меня грех имеет два определения: когда ты идёшь против библейских заповедей и когда поступаешь против собственной совести, - говорит Анатолий Кулаков.

Анатолия нельзя назвать истово верующим: на вопрос о том, когда он последний раз ходил в церковь исповедоваться, он отвечает: на прошлогоднюю Пасху. Одним из самых неприемлемых для себя людских пороков он считает кражу - сказались яркие детские впечатления, когда вместе с компанией мальчишек его занесло в колхозный сад.

- Мне ребята говорили: это же ничьё, если не мы, то кто-то другой обнесёт этот сад. Я собирал яблоки, а в душе всё кипело. Не могу смотреть, когда люди берут чужое, - рассказывает Анатолий.

В современном обществе, страдающем от постоянных стрессов, чаще всего люди признаются в таких традиционных грехах, как стремление к материальным благам, зависть и гнев. В последнем грехе приходится часто каяться православному Михаилу Кондратенко.

- Иногда хочется эмоционально что-то сказать, чтобы тебя быстрее поняли, а выходит перегиб, - признаётся он.

Михаил регулярно посещает православную церковь и на исповеди обязательно упоминает о том, что не всегда может с собой совладать. Свою семью он считает религиозной и старается воспитывать в 20-летней Анне и 12-летнем Жене доброжелательное отношение к людям.

Татьяна Куликовская своими главными слабостями считает зависть и осуждение чужих поступков. На исповедь она ходит раз в две недели, но если есть потребность поговорить с духовником, может зайти в церковь и в будни.

Согласно христианской традиции понятие греха и покаяния неразделимы. И поскольку грех считается недугом, то исцеление человеку может дать только церковь - через исповедь и покаяние в содеянном. Но не всем этот процесс даётся так легко. Прихожанка греко-католической церкви Леся Булах уже много лет не была на исповеди. Она воспитывалась очень религиозными родителями и, хотя не считает себя набожной, переживает из-за того, что не может прийти в церковь и покаяться.

- Когда приходишь на исповедь, тебя спрашивают: «Ты крещёная? Дети есть? Крещёные?» Я отвечаю, что дети крещёные, но с мужем мы не венчались. Мне говорят: нужно обвенчаться или пообещать сделать это в будущем, но ведь это не только от меня зависит, - объясняет Леся. - Есть ещё один человек, который тоже имеет право принимать решение. А за своего мужа я пообещать не могу, он человек верующий, но в церковь не ходит. Может, времени нет - всю жизнь на двух работах, а может, потому что в семье просто не привили эту потребность - ходить в церковь. Вот так я перестала ходить на исповедь. Какой в этом смысл, если я не могу пообещать и сдержать данное слово?

Несмотря на то, что Леся не может стать для своих сыновей Андрея и Игоря примером традиционного для греко-католиков уважительного отношения к церкви, она хотела бы, чтобы они росли с верой в душе. Леся с гордостью рассказывает о том, как в трёхлетнем возрасте под строгим бабушкиным контролем мальчишки каждый день читали небольшие детские молитвы. Теперь они бывают у бабушки редко, но если приезжают - обязательно ходят в церковь. Леся вспоминает, как её учили простым христианским заповедям, и старается воспитывать детей если не глубоко верующими и богобоязненными, то хотя бы терпимыми по отношению к окружающим.

- Я им объясняю: если ты сделаешь кому-то плохо, это зло к тебе вернётся. На словах они соглашаются, но, как все дети, не всегда поступают правильно, - рассказывает она.

Слово «грех» в лексиконе современных верующих встречается всё реже. Теперь удобнее использовать более нейтральные определения людских пороков, список которых остался неизменным. И кому-то легче рассказать о «муках совести», чем признаться в том, что согрешил. Но для церкви эти понятия взаимосвязаны.

- Кто живёт в согласии со своей совестью, тому легче преодолевать все искушения и бороться с грехом. И не нужны какие-то печатные списки грехов - совесть сама предупреждает: «Не делай - это грех», - подводит итог архимандрит Евстратий.


 

Грани недозволенного

В исламе точное число грехов определить сложно. Все они делятся по степени тяжести на большие и малые. Больших грехов, по разным оценкам, насчитывается от 45 до 75. Самое страшное для мусульман - это неверие в Бога, отрицание его существования или поклонение какому-либо объекту. К большим грехам относят убийство, а также аборты (если срок беременности превышает 120 дней, до этого момента считается, что плод души не имеет), прелюбодеяние, самоубийство. Занятия магией и общение с предсказателями будущего - тоже большой грех. Остальные проступки относятся к малым грехам.

- Грех - это когда человек делает то, что не дозволено религией, когда он может нанести вред себе самому или навредить окружающим, - объясняет в интервью Фокусу Шейх Ахмед Тамим. - Последнее касается и людей, и природы. Согрешив, мусульманин должен покаяться и прекратить греховное поведение. Если зло совершено по отношению к другому - обязательно попросить прощения у того, перед кем провинился. Грех можно искупить и благими поступками. Шейх Ахмед Тамим приводит в пример историю двух женщин: одна из них плохо обращалась со своей кошкой и была после смерти наказана, а второй простили её прелюбодеяние за то, что она дала воды бродячей собаке.

Некоторые новшества технического и научного прогресса ислам трактует по-своему, не так, как христиане. Эксперименты с клетками животных и человека - грех. А искусственное оплодотворение допускается, но в такой операции может участвовать только семейная пара.
- Это возможно, если только яйцеклетка оплодотворена семенем мужа и будет потом введена той же женщине, которой она принадлежит, - объясняет Шейх Ахмед Тамим. - Но вынашивание ребёнка в утробе другой женщины недопустимо.

А использование контрацепции, которое православие последовательно осуждает, для мусульман не является грехом.
- Если муж хочет ребёнка, а женщина - нет, то она решает, ведь это ей вынашивать плод, - говорит Шейх Ахмед Тамим. - Но женщина может использовать только те лекарства, которые не приносят вреда и не станут причиной бесплодия. В составе лекарств также не должно быть животных компонентов.

Разобраться с тем, что есть добро и зло, мусульманину не сложно. Главное - знать, что новшество, будь то ядерная энергия или добыча нефти, не принесёт вреда ни самому человеку, ни окружающим.

Иудеи по поводу модернизации списка грехов не переживают вовсе.
- У нас есть 613 заповедей Торы, которые должны соблюдаться еврейским народом, - рассказывает Фокусу Олег Ростовцев, руководитель пресс-службы Главного раввината Украины. - Если говорить о новшествах, к примеру, о развитии технологий, то все решения по применению законов выносятся дайанами - мудрецами. Именно они говорят, как адаптировать законы Торы под сегодняшние реалии.

Когда появилось электричество, возник вопрос: можно ли им пользоваться в субботу. Сегодня иудеи не только не включают в субботу свет, но и отказываются от использования мобильных телефонов. Таким образом, любой закон, записанный в Торе, может быть адаптирован под каждую конкретную ситуацию.

Научно-технический прогресс идёт по планете семимильными шагами. Но церковь по-прежнему оставляет за собой право решать, какие из новых веяний могут пополнить список смертных грехов

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.