УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 65 відвідувачів






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Они уже сделали свой «выбор». Историко-культурная среда Киева: хроника уничтожения времен независимости



«Зеркало недели» (Украина), Михаил Дегтярев, искусствовед, 26 апреля — 16 мая 2008

Чем ближе очередные выборы киевской власти, тем громче звучат призывы и обещания «сохранить и приумножить» культурное достояние столицы. «Свежо предание, да верится с трудом». Ведь и предыдущие кандидаты, депутаты и руководители также обещали... А Киев тем временем превращался в сплошную культурную руину. Нет, обычно у нас вырастают на месте детских площадок или на сакральных исторических территориях дома-исполины или какие-то офисы... Но к настоящей культуре и архитектуре это не имеет никакого отношения. Кстати, нынешнюю городскую избирательную кампанию в СМИ уже окрестили «битвой титанов» - то есть побоищем «передовых» строительных компаний за лакомый кусок киевской земли. Той земли, которая пока еще осталась... Ведь за годы независимости происходило планомерное уничтожение историко-культурной среды столицы. В этом исследовании - накануне выборов новой городской власти - жуткий перечень уничтоженного и разрушенного. Конечно же, ожидать адекватности власти в этом вопросе напрасно. Где большие деньги, там разрушение истории. Тем более что все они уже сделали свой «выбор»...

Очевидно, что варвары-застройщики (под которыми следует подразумевать всех участников строительного комплекса - чиновников, архитекторов-проектировщиков, строительные фирмы и др.) объединены общими интересами наживы любой ценой. Ведь на пути достижения цели они прибегают к самым разнообразным «тактическим» приемам и методам.

Довольно распространенным является способ внезапной быстрой атаки на участок, намеченный для новостройки. При этом зачастую без какой-либо разрешительной документации вокруг будущей стройплощадки устанавливают крепкий забор с охраной, на площадку завозятся строительные механизмы и техника. После чего нередко под видом археологических исследований начинают рыть котлован.

Если возникают трудно преодолимые препятствия, застройщики могут на какое-то время (иногда даже на несколько лет) якобы отказаться от намеченного, чтобы усыпить бдительность оппонентов. Однако со временем они снова идут в наступление.

Иногда строительная мафия действует методом постепенного психологического влияния на общественное мнение с помощью выступлений в СМИ, обосновывая свои намерения высокоидейной и даже альтруистической (!) целью.

Между тем общественным активистам, вынужденным прибегать к пикетированию, критическим выступлениям и публикациям в СМИ нередко угрожают, а иногда и исполняют свои угрозы.

К сожалению, из-за тотальной коррумпированности нашего общества противоправная и бессистемная застройка исторического ядра Киева не получает надлежащую оценку у прокуроров. Эти дела не рассматривают в судах.

Именно поэтому акции строительного вандализма обычно имеют довольно размытые хронологические границы.

Так вот в приведенном дальше коротком перечне потерь и убытков, нанесенных архитектурно-историческому наследию Киева за годы украинской независимости, последовательность размещения объектов подчиним принципу их архитектурно-градостроительной и историко-культурной значимости.

Середина 1990-х - начало 2000 годов: Софиевский собор и Софиевская площадь

Сейчас существует реальная угроза разрушения главного и самого древнего памятника отечественной духовности, истории и культуры - Софиевского собора. Памятник, выстоявший во времена татаро-монгольского нашествия и фашистской оккупации, может погибнуть в независимом Украинском государстве. Вблизи фундаментов собора расположен элитный подземный фитнес-центр с бассейнами и паркингом. Два четырехэтажных старинных дома - ценные памятники архитектуры (ул. Владимирская, 20-22), расположенные над фитнес-центром, - изуродованы противоправной надстройкой общего мансардного этажа с агрессивными по формам башнями и фронтонами, которые, поднявшись над изящными куполами собора, лишили его былой монументальности (архитекторы С.Бабушкин, В.Смирнов). Строительство подземной бетонной коробки нарушило режим циркуляции подземных источников, сформировавшихся на протяжении веков, и из-за подъема грунтовых вод начали подмокать стены собора.

На противоположной стороне Софиевской площади в течение десяти лет (со значительными перерывами) осуществлялось противоправное строительство гигантской гостиницы в виде стеклянного барабана. «Хаят» возвели на месте трех разрушенных ради этого памятников архитектуры: двух в Михайловском переулке и одного, обращенного главным фасадом на Софиевскую площадь. Из-за скандала, возникшего в результате возмущения общественности действиями «застройщиков», фасад последнего памятника был воспроизведен, хотя и с ощутимыми потерями элементов декора. Его бестолково вмонтировали в «кривое зеркало» главного фасада гостиницы (архитекторы Я.Виг, С.Бабушкин). Построенная выше Софиевского и Михайловского соборов гостиница нарушила визуальную ось между этими святынями, внесла резкий диссонанс в исторически сформированный архитектурный ансамбль Софиевской площади.

Не вписывается в историческую среду одного из заповедных уголков центра Киева (можно сказать, его визитной карточки) и недавно построенный высотный монстр (Рыльский пер., 4), который визуально «спорит» с колокольней Софиевского собора.

В своих интервью тогдашний мэр Киева А.Омельченко говорил, что он осуждает противоправное строительство фитнес-центра, начатое под видом «археологических раскопок», и что виновные будут наказаны.

Однако, похоже, слова Омельченко были лишь дипломатическим приемом. Ведь архитектор С.Бабушкин - автор гостиницы и фитнес-центра на Софиевской площади - еще много лет после этого вполне уютно чувствовал себя в кресле главного архитектора города, шокируя киевских ценителей старины своими «шедеврами».

Конец 1990-х - начало 2000-х годов: Михайловская площадь

Строгий образ памятника архитектуры эпохи классицизма, расположенный с тыльной стороны скульптурного монумента
св. Ольги, был испорчен надстройкой эклектического по формам полуэтажа.

С нарушением охранной зоны как этого памятника, так и ряда других, в частности и тех, которые в ансамбле площади играли до сих пор доминантную роль, здесь возведено огромное (36 м) гостиничное здание в китчевых псевдоисторических формах. Это территория заповедника «Город Владимира». Следовательно, в случае воспроизведения древнерусского Федоровского собора (фундаменты которого сохранились в тылу новостройки) невозможным окажется свободный обзор собора и подъезд к нему (автор и этого монстра архитектор С.Бабушкин). Самые ценные археологические находки, обнаруженные здесь во время рытья котлована, достойны были экспонироваться сразу, как это происходило, скажем, в Италии после обнаружения помпейских артефактов.

Можно назвать настоящим преступлением рубежа ХХ-ХХІ веков уничтожение киевской археологической «Помпеи», произошедшее из-за авральных темпов и методов укладки плит на толстый слой бетона на двух киевских древних площадях - Софиевской и Михайловской - без проведения достаточных археологических исследований: археологи лишь кое-где успевали перед ковшами экскаваторов и колесами самосвалов выхватить то косточку, то черепок, а то и серебряную гривну.

Противоправные строительные мероприятия, осуществленные в охранной зоне ансамбля сооружений «София Киевская» (1990-е - начало 2000-х годов)

Михайловский переулок, 24

Уничтожен памятник архитектуры ради строительства огромного, не вписывающегося в историческую среду жилого комплекса.

Ул. Ирининская, 7

В историческую среду введен огромный жилой дом (для сотрудников СБУ), который, превысив высоту куполов собора, обезобразил историческую панораму города.

По ул. Софиевской, разрушая историческую среду, высится «свеча» «Проминвестбанка» (архитектор С.Бабушкин). Нарушена охранная зона дома-музея Т.Шевченко. Непродуманное место для парковки транспортных средств повлекло транспортные заторы на улице.

По ул. Софиевской, 12, 14 до основания разобраны два крепких, хорошо сохранившихся памятника. Под давлением общественности власть решила воссоздать дома. Однако при этом на один-два этажа повысили их этажность, а на фасадах не воспроизвели некоторые детали декора.

Ул. Владимирская, 12

Сооружено огромное офисное здание в виде стеклянного цилиндра, грубо «ворвавшееся» в заповедную архитектурно-историческую среду и перекрывшее визуальную ось между Софиевским собором и Андреевской церковью (архитектор С.Бабушкин). В СМИ публиковались обещания тогдашнего мэра (А.Омельченко) разобрать верхнюю часть здания, тем не менее это оказалось пустыми словами. Более того, в начале 2000-х годов власть города допустила, чтобы размещенный на этой же оси (ул. Владимирская, 4) четырехэтажный дом-памятник был надстроен еще тремя этажами (архитектор Ю.Лосицкий). Таким образом, в случае положительного решения вопроса о воссоздании Десятинной церкви (фундаменты которой расположены на этой оси), храм вряд ли будет иметь монументальный вид.

Ул. Ярославов вал, 16

Памятник архитектуры с роскошным декором главного фасада обезображен дисгармонично надстроенными двумя этажами (архитекторы В.Смирнов, Ю.Духовичный).

Ул. Михайловская, 7

Разрушен двухэтажный памятник архитектуры (с богатым декором обращенного к улице главного фасада). Новостройка, выросшая здесь, своими современными формами и материалами резко дисгармонирует с исторической средой.

Пейзажная аллея (над урочищами Гончары и Кожемяки). Во время подготовки участка заповедника «Город Владимира» к противоправной застройке самый ценный археологический пласт без надлежащих археологических исследований сгребали ковшом экскаватора и на самосвалах вывозили в неизвестном направлении (фотофиксацией располагают активисты объединения местных жителей «Дитинка»). Государственная инспекция по охране культурного наследия и милиция на обращения активистов не реагировали.

Начало 2000-х годов: Майдан Незалежности

Поскольку ул. Крещатик и площади, прилегающие к ней, являются комплексным памятником градостроительства (улицей-памятником), то в ее архитектурно-охранной зоне недопустимы никакие масштабные изменения. Поводом для реконструкции послужила политическая ситуация: нужно было удалить с площади антикучмовский палаточный городок.

В результате реконструкции была срезана значительная часть исторического ландшафта и зеленых насаждений, характерных для Киева, и выполнено «застекление» площади. Вместо живых деревьев и кустов вымощенное плиткой пространство площади украсили искусственной зеленью и вазонами (архитектор А.Комаровский). Таким образом главную столичную площадь превратили в крышу супермаркета, при этом ликвидировав «Музей Лядских ворот» с фрагментами фундаментов древнерусского времени. «Триумфальная арка», построенная над землей «вместо» подземных Лядских ворот, с надуманными формами и непропорциональной скульптурой архангела над ней, поставленная под углом к главной оси площади, добавляет абсурда к разностилевому «винегрету», привнесенному на Майдан его реконструкцией.

Конец 1990-х годов: ул. Спасская, 30

Возведенный огромный офисный дом из бетона и стекла рядом с шедевром барокко - церковью Николая Набережного - лишил храм бывшей монументальности. Ради новостройки был разрушен памятник стиля «модерн» и нарушено периметральное планирование старинного квартала в заповеднике «Древний Киев». Под стенами храма образовалась стихийная автостоянка. Начали подмокать фундамент и стены храма. В стенах появились и увеличиваются вертикальные трещины. Автор дома-монстра - С.Бабушкин. Многие рассказываю, что в России такого не делали ради строительства, скажем, новостройки Подмосковья.  

На рубеже ХХ-ХХІ веков на ул. Боричев ток уничтожено много памятников архитектуры и истории - ради возведения на их месте китчевых частных особняков и коттеджей. Новостройки угрожают сохранению Андреевской церкви, венчающей Андреевскую гору. Все это произошло и продолжает происходить, несмотря на то что земля в заповеднике «Древний Киев» (в него входит и улица Боричев ток), согласно законодательству, является национальным достоянием и приватизации не подлежит.

Середина 1991-х - начало 2000-х годов: урочища Гончары и Кожемяки и пер. Воздвиженский

Несмотря на многочисленные обещания городской власти сохранить общий колорит невысотной исторической застройки урочищ и создать здесь парк-музей «Киевская Русь» (где бы в мастерских экспонировалось старинное ремесленное производство), в урочищах в середине 1990-х годов устроили настоящий погром. Безжалостно уничтожены памятники истории и архитектуры ради создания элитного жилого комплекса. С нарушением старинной усадебной планировки вплотную друг к другу здесь возведены стилизованные под старину особняки повышенной этажности с причудливо украшенными фасадами. Эта немыслимая безвкусица превратила урочища в далекую от заповедника фантасмагорическую страну.

Повышенная этажность новых эклектичных домов в соседнем Воздвиженском переулке перекрыла вид на Андреевскую церковь. Здесь была подрыта Старокиевская гора без надлежащих археологических исследований.

Конец 1990-х - начало 2000-х годов: Почтовая площадь

Площадь является частью территории заповедника «Древний Киев». В центре площади в первые годы независимости Украины воссоздали церковь Рождества Хрис­това (так называемую Шевчен­ковскую), ставшую (как это было в древности) высотной доминантой ансамбля Почтовой площади. Казалось бы, восторжествовала историческая справедливость, воспроизведен храм, варварски разрушенный в 30-е годы большевиками. Однако позже на площади (несмотря на протесты и пикеты специалистов и общественности) выросло новое здание - гостиница «Ривьера», превысившая не только высоту куполов церкви, но и ее колокольни, перекрывшая вид как на Андреевскую церковь, так и на панораму Заднепровья, которым раньше могли любоваться киевляне и туристы, поднимаясь и спускаясь по склону горы на фуникулере. Получается, что и сегодня мы по-большевистски продолжаем разрушать наше культурное и историческое наследие.

Мало утешает, что бывший мэр города А.Омельченко, уходя со своей должности, назвал гостиницу «Ривьера» своей ошибкой среди ряда других киевских новостроек.

На противоположной стороне площади (ул. Набережно-Крещатикская, 1а) еще совсем недавно был дом-памятник, возведенный в 1912 году по проекту знаменитого зодчего А.Вербицкого. Ныне его бесцеремонно разобрали и начали возводить высот­ное гостинично-офисное здание в китчевых псевдоисторических формах, отнюдь не характерных для древней застройки Подола. Строительство ненадолго остановилось, когда в соседнем здании филиала Парламентской библиотеки вдруг появились угрожающие трещины. Но вопрос быстро решили... - разобрали библиотеку за одну апрельскую ночь 2007 года. Как результат - новый монстр чрезвычайно разросся, нарушив охранную зону древнего здания элеватора, вплотную прилепившись к нему. После этого появились трещины и в элеваторе - этом самом объемном памятнике на Почтовой площади. Автор двух гостиничных домов на площади - архитектор В.Смирнов.

Середина 1990-х годов

Сооружение «певческого поля» в охранной зоне архитектурного ансамбля Киево-Печерской лавры (устройство эстрадной сцены с надземными и подземными помещениями).

Громкие развлекательные мероприятия вызывают дискомфорт в лавре во время богослужений, а залпы салюта, фейерверки способствуют разрушению памятников, в стенах которых появились трещины. Нарушен гидрогеологический баланс участка, из-за этого усилился процесс подмокания пещер.

Начало 2000-х годов

Вблизи крепостной стены и башни Кушника Киево-Печерской лавры возведен ресторан в псевдоисторических формах с глубоким подвалом. Общественность Киева пыталась протестовать и пикетировать безжалостное варварское строительство, однако лаврское духовенство к этим мероприятиям не присоединилось. И, наверное, именно потому, что при его потворстве и участии ведется противоправное строительство на заповедной территории лавры, угрожающее сохранению памятников и пещер.

Очевидно, для обеспечения проезда строительных механизмов на Нижнюю лавру в ночь с 7 на 8 октября монахи УПЦ МП разобрали старинные ворота (памятник архитектуры), а во время реконструкции сделали их шире исторического прототипа («соответственно современным техническим требованиям», как высказался глава Госслужбы по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры Украины Николай Кучерук).

Рубеж ХХ-ХХІ веков: ул. Щорса, 36

На Печерске, на заповедной территории Киево-Печерской крепости (ул. Щорса, 36), по заказу ректора Национального университета культуры и искусств М.Поплавского, возведен жилой дом в 25 этажей якобы с квартирами для преподавателей. При обсуждении проекта этого дома на научных советах ряда инстанций
г-на Поплавского упрекали, что проект явно коммерческого характера, и его воплощение станет прецедентом для дальнейшей противоправной застройки территории крепости высотными сооружениями, что на самом деле и произошло. Как известно, уже сейчас крепость интенсивно застраивается, именно из-за этого недавно снесли дом-памятник военного телеграфа и разрушили часть крепостного «мазепинского» вала. Относительно вреда, причиненного валу, ведется уголовное расследование.

Начало 2000-х годов: ул. Грушевского, 9а

В Мариинском парке в зоне охранного исторического ландшафта на месте бывшего детского садика с нарушением нескольких положений градостроительного и памятникоохранного законодательства был возведен 22-этажный жилой комплекс. Вскоре в Мариинском дворце появились трещины и усилился оползневый процесс на приднепровском склоне.

Несмотря на то что в СМИ «широко прозвучало» заявление президента В.Ющенко, что дом «нужно разобрать до основания, иначе князья в гробах перевернутся», оно на дальнейший ход событий почему-то не повлияло. И хотя киевский градостроительный совет решил разобрать восемь верхних этажей, застройщики таки довели свое дело до конца, согласно проекту архитектора С.Бабушкина.

Мэр А.Омельченко в своем интервью, незадолго до ухода с должности, сознался, что и эта новостройка (наряду с некоторыми другими. - М.Д.) была его грубой ошибкой.

Начало 2000-х годов: костел св. Николая (ул. Б. Василь­ковская, 79) Культовое сооружение неоготического стиля, возведенное по проекту В.Городецкого.

В последние годы советской власти в доме были проведены капитальные дорогие реставрационные работы. Сейчас дом находится в плохом состоянии. Появление глубоких трещин в стенах костела, по мнению авторитетных экспертов (доктора технических наук Г.Чорния и других), связано с сооружением рядом с костелом объемного торгово-офисного здания (архитектор В.Смирнов), а также ряда других высотных домов в охранной зоне этого драгоценного памятника национального значения.

Конец 1990-х годов: ул. Владимирская, 47

Из-за запланированного строительства объемного сооружения гостиницы «Хилтон» были разрушены два памятника архитектуры, в частности и знаменитая «Рисовальная школа Н.Мурашко». Проектированное здание, нарушая периметральное планирование старинного квартала исторического ядра Киева, должно было разместиться по диагонали квартала. Общественность активно протестовала и не позволила это преступление довести до конца.

На рубеже ХХ-ХХІ веков на ул. Воровского, 11 варварски вмешался в историческую среду высотный (22 этажа) жилой дом для сотрудников СБУ, нарушивший охранную зону нескольких близлежащих памятников архитектуры.

В 2004 году снесен Сенной базар - памятник торговой архитектуры советского времени (ул. Воровского). На его месте планируют возвести высотный дом.

Начало 2000-х годов: ул. Крещатик, 50

Над четырехэтажным памятником сделана надстройка высокой двухэтажной мансарды в китчевых формах, после чего здание «выпало» из ансамбля древнего квартала (архитектор Ю.Духовичный).

Начало 2000-х годов: ул. Толстого, 14а

Памятник техники - здание Метеорологической службы («дом А.Беретти») до неузнаваемости обезображено расширением и надстройками.

Начало 2000-х годов: ул. Липс­кая, 10

Разобран до основания особняк М.Леопардова ради замены его упрощенной копией - муляжом с пристройкой вплотную к нему высотного дома современной архитектуры.

2004-2005 годы: ул. Крещатик, 5

Несмотря на то что архитектурный ансамбль Крещатика является комплексным памятником градостроительства, здесь был разрушен дом-памятник стиля «конструктивизм», чтобы соорудить на его месте более прибыльный «небоскреб» (архитектор М.Демин).

Начало 2000-х годов: на Бессарабской площади возведено диссонирующее с Крещатиком огромное китчевое здание торгового центра, для чего уничтожен памятник истории - дом Шолома Алейхема.

Сегодня по склонам непарной стороны улицы возводятся высот­ные монстры, противоправно уплотняется застройка исторического ядра города, что приведет к транспортному коллапсу и серьезным экологическим проблемам.

Начало 2000-х годов: ул. Терещенко

Вблизи дворцовых зданий - музея Русского изобразительного искусства и Музея искусств имени Б. и В.Ханенко - сооружаются высотные дома. В стенах музеев-дворцов появились трещины, хотя не так давно здесь были проведены серьезные и дорогостоящие реставрационно-ремонтные работы.

Начало 2000-х годов: Театральная площадь

Исторический ансамбль Театральной площади до недавнего времени формировал один из самых уютных и живописных уголков центра Киева. Территория площади - составная часть архитектурно-охранной зоны всей Владимирской улицы в целом, а центром композиции площади и ее художественной доминантой был замечательный дом Оперы. Однако грубо проведенная реконструкция бывшей гостиницы «Театральная» (архитектор С.Бабушкин) разрушила красоту ансамбля.

Начало 2000-х годов: Олим­пийская площадь

Строительство торгово-развлекательного центра на площади перед стадионом «Олимпийский» (памятником техники национального значения) нарушило ряд положений памятникоохранного и градостроительного законодательства (архитекторы О.Комаровский, С.Бабушкин). Однако длительное время (до выигрыша Украиной конкурса на проведение Евро-2012 по футболу) никаких нарушений в застройке площади местные чиновники не признавали, и только зарубежные эксперты (наверное, обладающие большим иммунитетом к коррупции) сделали категорический вывод, что новостройка перед входом на стадион будет препятствовать благополучной эвакуации болельщиков, и ее нужно разобрать. В конце концов к такому решению пришли и отечественные прокуроры и судьи.

Сейчас появилась надежда, что прецедент с Олимпийской площадью положит конец и всем другими противоправным новостройкам в Киеве. Появилась также реальная возможность продемонстрировать миру, что украинцы становятся цивилизованной нацией, что мы способны признавать допущенные градостроительные ошибки, а главное, исправлять их. Возможно, сумеем принять смелое решение: ликвидировать подземные бассейны на Софиевской площади, разобрать дома-монстры на улице Грушевского, 9а, у костела на улице Б. Васильковской и других местах...

Ведь все европейские государства, по крайней мере, считающие себя таковыми, не позволяют себе так грубо обращаться с наследием, оставленным выдающимися представителями своего народа. Вспомните, практически в каждой европейской столице (и не только столице) сосуществуют так называемые старые и новые города: Старая Прага, Старая Вена, Старый Таллинн, Старая Рига, Старая Варшава, Старый Краков... да и вообще - бытует понятие «старый город»... Нельзя превращать древний город-красавец в экспериментальную площадку для архитекторов-неудачников, которые лишь на «постаментах» выдающихся памятников прошлого, разрушая их, оскверняя имена признанных Зодчих и Архитекторов, могут творить свои «шедевры». История уже неоднократно доказала пагубность такой практики.

Историко-культурное наследие Украины - важная часть общемировой культурной сокровищницы. И если мы хотим на равных вступить в сообщество передовых европейских стран, то должны неуклонно выполнять условия ратифицированных правительством нашей страны международных соглашений по сохранению наследия.

СПАСИ ПОСЛЕДНЕЕ!

Уместно вспомнить объекты наследия, которые до сих пор находятся под угрозой уничтожения, но еще могут быть спасены.

Отреставрировать доведенные за годы украинской независимости до состояния руин памятники архитектуры:

1) особняк по ул. Вознесенской, 26;

2) дом киевского войта Г.Киселевского по ул. Сковороды, 1;

3) усадьбу художника Александра Мурашко по ул. М. Житомирской, 14;

4) келейный корпус Флоровского монастыря, 16;

5) полусгоревшие памятники по Набережному шоссе, 4 и 8;

6) полусгоревшее здание стиля модерн по ул. Б.Васильковской, 50;

7) здание с обвалившимся фасадом по ул. Б.Васильковской, 37.

Не допустить готовящегося уничтожения памятников истории и архитектуры комплекса заповедника «Древний Киев»:

1) по ул. Десятинной, 11;

2) по ул. Софиевской, 20/21;

3) на Почтовой площади (Почтовый домик и Речной вокзал).

Не допустить в архитектурно-охранных зонах города строительных мероприятий, которые нанесут значительный ущерб историко-культурной среде:

застройки киевского Детинца, Пейзажной аллеи, сооружения жилого комплекса над фундаментами древнерусского дворца и т.п.;

реконструкции «с уплотнением» архитектурного ансамбля Андреевского спуска, устройства «Музея И.Марчука» на оползневом склоне Андреевской горы;

сооружения гостиничного комплекса под Замковой горой (на ул. Флоровской);

строительства торгово-гостиничного комплекса в охранной зоне Киево-Печерской лавры (вдоль северной крепостной стены);

строительства комплекса высотных элитных жилых домов в охранной зоне Кирилловского заповедника;

реконструкции с надстройкой старинного квартала на Крещатике;

сооружения гигантского здания «с трезубцем» на Майдане (вместо гостиницы «Украина»);

сооружения гигантского дома на Европейской площади (ул. Крещатик, 5);

строительства торгового сооружения вместо скверика на ул. Б.Хмельницкого (над станцией метро «Театральная»);

строительства двух высотных домов в охранной зоне Дворца «Украина»;

строительства ТРЦ «Троицкий» в охранной зоне стадиона «Олимпийский»;

строительства подземных паркингов под Михайловской и Европейской площадями, под ул. Б.Хмельницкого;

застройку киевского исторического ландшафта - приднепровских склонов, летописных Замковой, Щекавицкой, Владимирской, Андреевской и других киевских гор.

Внести их в список ЮНЕСКО.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.