УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 91 відвідувачів

Теги
розкол в Україні Президент Віктор Ющенко УГКЦ Голодомор Патріарх Алексій II монастирі та храми України Доброчинність Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика вибори церковна журналістика молодь комуністи та Церква забобони Археологія та реставрація автокефалія постать у Церкві Києво-Печерська Лавра Священний Синод УПЦ УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка краєзнавство секти Церква і влада Предстоятелі Помісних Церков Церква і політика конфлікти Католицька Церква Ющенко милосердя Вселенський Патріархат церква і суспільство іконопис діаспора Мазепа Церква і медицина українська християнська культура Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання






Рейтинг@Mail.ru






«КоммерсантЪ Украина»: Барочная ересь. Капелла "Почайна" переписывает прошлое украинской музыки



«КоммерсантЪ Украина», 16.05.2008

концерт хоровое пение

В среду в Национальном доме органной и камерной музыки при участии Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра состоялись премьеры православной мессы "Степенные антифоны XVII века" и кантаты "Украинские канты XVII века" Виктора Степурко - плановое мероприятие хоровой капеллы "Почайна", объединяющее православную и католическую музыкальные традиции. Альтернативному украинскому барокко место в истории искала ЮЛИЯ Ъ-БЕНТЯ.

Долгоиграющий совместный проект киевского композитора Виктора Степурко и руководителя хоровой капеллы "Почайна" при Киево-Могилянской академии Александра Жигуна, в рамках которого уже были написаны, исполнены и изданы на компакт-дисках несколько вокально-симфонических партитур, зиждется на крайне амбициозной и провокационной идее - воссоздать и воплотить в нотах истинный дух музыкального прошлого Украины. На деле это превращается в целенаправленный отход от православной традиции, допускающей в храм только хоровою музыку.
Переписывание прошлого начиналось с его подробного изучения. Киево-Могилянская академия XVII века - это сердцевина музыкальной жизни Украины и альма-матер большинства известных композиторов того времени. Хоровая капелла "Почайна", оформившаяся в 1986 году и взятая под опеку академии в 1995-м, создавалась как коллектив для "озвучивания" вековых залежей духовной музыки. Радикальная смена приоритетов с реконструкции прошлого на его сочинение объясняется довольно просто: любительскому хору, состоящему в основном из студентов нынешней Киево-Могилянской академии, в которой давно уже не готовят композиторов и музыкантов, не под силу конкурировать с профессиональными коллективами в области аутентичной музыки, а в сочиненном прошлом хористы чувствуют себя полноправными хозяевами.
Главный посыл "Нового украинского барокко" сводится к его внешней "европеизации" - попытке придать православному содержанию (Виктор Степурко использует церковно-славянские тексты в их украинизированном варианте) католическую форму. Первыми шагами на этом пути были сочиненные Виктором Степурко четыре года назад "Богородичные догматы XVII века" для хора с симфоническим оркестром и "Литургия исповедальная" для чтеца, хора, органа и симфонического оркестра, посвященные соответственно Дмитрию Туптало (Димитрию Ростовскому) и Ивану Мазепе.
Во время нынешних премьер в зале Национального дома органной и камерной музыки едва ли можно было уловить дух XVII века -- эпохи, когда под влиянием Запада в православную музыку пришел барочный жанр партесного хорового концерта. Чувствовался скорее до сих пор не изжитый композиторами и исполнителями ХХ век, в котором монументальные вокально-симфонические кантаты и оратории о Ленине и партии были одними из главных орудий советской пропаганды - "правильный" текст, сопровождаемый внушающей страх и уважение музыкой. Если судить по вступительному слову дирижера, цели тоже остались прежними. "Это не обработка мелодий, а идеология и фонетика слова. Когда верующие доходят до такого состояния, что начинают глубоко веровать",- сказал он.
Как и большинство ораторий-кантат советского времени, их новейшие украинские реинкарнации, рожденные на почве религиозного экуменизма, малоинтересны с точки зрения чистого искусства. "Украинские канты" и "Степенные антифоны" оказались "несъедобными" и с исполнительской точки зрения: если значительно сократившемуся со времени предыдущих концертов составу "Почайны" Александр Жигун уделял внимание, то эстрадно-симфонический оркестр (точнее, его камерный вариант) играл сам по себе - фактурное равновесие и сольные реплики оркестрантов были абсолютно не сбалансированы.
Попытка мистификации Виктора Степурко получилась скучной, усредненной и отдающей вторичностью, не задевающей ни ума, ни сердца - без нее вполне могла бы обойтись любая культура. Тем более украинская, в которой и барокко очень живое, и XXI век, если сложится, будет совсем не серым.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.