УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 100 відвідувачів

Теги
церква та політика вибори Ющенко секти УПЦ КП Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко Церква і влада Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина автокефалія розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра молодь українська християнська культура діаспора Католицька Церква шляхи єднання Голодомор монастирі та храми України Археологія та реставрація Вселенський Патріархат Патріарх Алексій II комуністи та Церква краєзнавство постать у Церкві Доброчинність конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони педагогіка іконопис церква і суспільство церковна журналістика милосердя УГКЦ Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






«Киевская Русь» (Украина): Символ веры XXI века



«Киевская Русь» (Украина), Головин Владислав, май 2008

Как человек верит - так он и живет. Другими словами, убеждения всегда влияют на жизнь. Убеждения православных изложены в Символе веры. Но практически все содержание этого соборного определения - догматическое. А в среде верующих и даже порой священников считается, что мирянам как раз не обязательно знать «все тонкости догматики», а «простая вера лучше». В итоге вместо истин Символа веры у нас порой господствует иное мировоззрение.

Сказано, например: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». А многие чают не «жизни будущего века», а только боятся пришествия антихриста, который всех клеймит через налоговую администрацию. Самое огромное несоответствие - это то, что все верующие поют, что они веруют «во Святую, Единую, Соборную, Апостольскую Церковь», но на деле большинство такой веры не имеет. Вряд ли даже многие могут объяснить глубокий смысл этих свойств Церкви (святая, единая, соборная и апостольская). Ведь даны эти определения не ради торжественности, а отображают определенное мировоззрение, которое, в сущности и называют православным. Мы ведь тем и отличаемся от всех остальных конфессий, что верим не только в Бога, но и в то, что Бог создал Церковь, которая существует уже 2000 лет, и именно она решает вопросы - как жить, как веровать, как спасться. Именно она руководит всеми верующими, которые признают ее власть. А если человек говорит, что он «православный», и выдает фразы, вроде «да что там понимают эти архиереи», то на деле он отвергает власть Церкви и власть епископскую. Это уже не православный человек, он поет Символ веры лживо.

Господство околоправославных стереотипов в современной приходской жизни можно было бы изобразить в современном «символе веры». Действительно, если бы символ веры писали бы некоторые современные «ревнители», он звучал бы совсем по-другому:

Верую в страшный и всемогущий идентификационный код, который отлучает нас от Христа.

Верую в то, что я убил царя Николая и постоянно каюсь в этом убийстве.

Верую в прозорливых старцев и в то, что все нужно делать по их советам, а все архиереи - тайные масоны и еретики.

Верую в то, что чем более некрасивую и бедную одежду носят верующие и чем ниже они склонят голову, тем большее смирение приобретают.

Верую в то, что все девушки, носящие джинсы, сгорят в аду, туда им и дорога.

Верую в то, что все еретики и сектанты будет гореть в аду вместе с девушками в джинсах.

Верую в то, что в телевизорах и компьютерах живут бесы и поэтому прокляты все те, кто на них работает.

Причем дополняется этот символ веры без решений каких-либо соборов, в зависимости от сказок очередного «старца» или выдумок приходской бабушки. К примеру, «верую, что на панихиду нужно приносить пожертвование только в виде продовольствия, иначе душам умерших нечего будет кушать».

Именно эти верования, а не Символ веры, определяют жизнь многих современных верующих. Проблема налоговых кодов приобрела такие масштабы, что Синод РПЦ за последние несколько лет неоднократно давал объяснения по этому вопросу. Уже не проблемы социального служения, не миссионерство беспокоит Церковь, а только «коды». Беспокоит настолько, что епископы вынуждены обращаться к этим вопросам так же, как святые отцы обращаться к вопросам - как веровать, сколько естеств во Христе, подобосущный Сын Отцу или единосущный. Какая огромная разница между этими верованиями! Ведь для того, чтобы разобраться - почему важно верить в единосущие, а не подобосущие, нужно глубоко знать учение Церкви. А в наше время спастись очень легко - не принял код - и уже ходишь, считая себя исповедником.

Что интересно - чем больше на приходе интеллигенции, чем больше там верующих, хорошо знающих Православие, тем меньше там проблем с кодами и с уважением к священноначалию. Поэтому тут видится скорее проблема правильной катехизации, правильного научения вере.

Как важно вернуть осознание современности Символа веры! Например, сказано, что Бог - Вседержитель, а как часто сейчас все сваливают на случайность! Сказано что Христос - Бог Истинный от Бога Истинного - а сколько сейчас иеговистов, которые смутят многих православных аргументами в пользу того, что Христос - просто человек, а не Бог. Хорошее знание этой темы могло бы спасти многие из наших друзей или знакомых от попадания к иеговистам. Сказано, что Христос родился от Девы Марии - а сколько протестантов возмущается нашим почитанием Богородицы. Опять-таки, человек, знающий места Ветхого и Нового Завета, в которых сказано о величайшей святости Божьей Матери, если не убедит сектанта, то, по крайней мере сможет обосновать истинность своей веры. Сказано, что мы веруем во «единую святую, соборную и апостольскую Церковь», а сколько сейчас людей, которые говорят, что «главное, чтобы Бог был в душе, а Церковь - это не обязательно». Скольких бы людей могло бы спасти настоящее объяснение необходимости Церкви для спасения людей. Не страшилки - крестите, чтобы не сглазили, причаститесь - чтобы не болеть, исповедайтесь - на душе легче станет. А именно вдумчивое объяснение, способное обосновать себя и Писанием и Преданием.

Ведь как много у нас прихожан, которые бегают и ищут батюшек: «у меня сын в секту попал, а я ему не могу доказать что наша Церковь истинная», «у меня родственники в храм не ходят, и мои аргументы им не убедительны». Конечно, катехизация не приведет к тому, что все семьи у нас воцерковляться, а секты исчезнут. Но, по крайней мере далекие от Церкви люди получат шанс получить спасительную информацию от своих родственников. А у нас зачастую после первой исповеди переходят к аскетике или к пресловутой борьбе с кодами. А нужно все лишь так мало - уметь объяснить Символ веры.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.